Работу актеров на сцене зритель может оценить сразу. А труд художника будто и не заметен... Но именно декорации погружают гостей театра в тот мир, который хотят показать им режиссер, сценарист, актеры и художник.
Работа художника в театре кукол и вовсе особенная — ему приходится оживлять кукол. А это создания без мимики, без эмоций и переживаний.
Как вдохнуть в куклу жизнь? Как понять задумку режиссера? И что происходит за кулисами перед спектаклем? Редакции ikirov повезло — мы прошлись по закулисью с Анной Кривошеевой, главным художником Кировского театра кукол.
- Анна, расскажите про свой рабочий кабинет. В каком уголочке Вы больше всего любите находиться?
- Мой «рабочий кабинет» - это наша живописная мастерская. Любимый уголок - у окна. Именно здесь я придумываю спектакли, создаю эскизы, макеты, чертежи. Вот эти большие столы - для росписи кукол, декораций, реквизита. А когда нужно расписывать задник (задний фоновый занавес), раздвигаем их для увеличения пространства. Сейчас в мастерской висят костюмы из спектакля «Медведь, который не верил в Деда Мороза».
- Спектакль изменился?
- Немного. Наконец-то будет видео, которое раньше мы не могли вставить в спектакль, и ещё я обновила роспись костюмов. Мордочки зверюшек стали как новые.
- Анна, Вы, как главный художник, только руководите художественным процессом или сами тоже в нем участвуете?
- И руковожу, и участвую. На афишах восемнадцати спектаклей, и не только кукольных, есть моё имя. Это означает, что я являюсь автором кукол, декораций, костюмов.
- Когда сам художник расписывает весь свой спектакль — это традиция?
- В кукольном - да, традиция. Рука одного художника не может заменить руку другого. Это как почерк, особый стиль, по которому тебя узнают как художника и выбирают режиссёры. Кроме того, считается, когда расписываешь свою куклу сам, ты вдыхаешь в неё жизнь.
- Работа над каким спектаклем Вас тронула?
- Надо полюбить любой материал и саму работу над ним, иначе не сделаешь спектакль. Очень люблю «Медведя, который не верил в Деда Мороза». Это один из моих первых спектаклей. Он такой сумасшедший, где актёры играют сине – зелёных зверюшек в техногенном лесу. Кстати, за него я в 2012 году получила спецприз «За яркий творческий эксперимент».
Люблю «Принцессу и горошину» («Удача художника 2012»), ужастик «Кентервильское привидение» (спецприз «Удача года 2013»). Особое отношение к «Загадкам Турандот», потому что это мой диплом («Удача художника 2014»). Технически сложный «Циркурион», где пришлось фантазию включать на полную мощность...
- А как включаете фантазию? Как удается создавать совершенно разные образы, делать их непохожими друг на друга?
- Жизнь вокруг вдохновляет. На одной фантазии далеко не уедешь, надо уметь подмечать характерные и необычные черты в окружающем. Вот недавно обратила внимание, какие красивые падают на варежки гиганты - снежинки. Это легло в основу оформления снежного бала.
- Работа над новогодними спектаклями отличается от работы над остальными?
- Для меня одно удовольствие делать зимние спектакли. Хотя работа над ними ничем не отличается от всех остальных спектаклей.
- Как думаете, удается Вам свое настроение передавать детям-зрителям?
- Никогда не знаешь наверняка, какая будет реакция зрителей, когда работаешь над спектаклем. Вот очень тяжелой была подготовка «Циркуриона»: нереально короткие сроки, технические проблемы, каждый день трудились до 12 ночи. Но когда я увидела, как дети кричат «инопланетянам»: «Не улетайте!», - это мгновенно сняло всю усталость. Ради этой зрительской веры в чудо и творю.
- Анна, за спектакль «Солнышко и снежные человечки» в 2011 году Вы как художник получили награду лауреата областного конкурса Кировского отделения СТД РФ «Удача художника». Какую особенность в оформлении Вам удалось использовать?
- Это был приз по результатам голосования трёх кировских театров. А ещё за него я получила Диплом Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-FEST» в номинации «Дебют» в Казани в 2013 году. По словам жюри, оформление «прозрачно и изысканно в своей черно – белой гамме, поэтично». Отметили эксперты и оригинальность и нестандартность кукол. Они расшиты стразами. Мне хотелось создать изморозь и льдинки. Знаете, когда дети нагуляются, у них на варежках и штанах намерзают ледяные катышки. Вот так можно легко начать с детали, а дальше рождается образ.
В спектакле звери мерзнут, а Снежные человечки их греют. Хотелось передать не только состояние зимы, но и персонажей. Такое трогательное...
- В чем, для Вас, удача художника в спектакле?
- Удача — это сначала найти общий язык с режиссером, чтобы было интересно работать обоим. Перевести его мысли в визуальные образы, сохраняя композицию и гармонию, а в итоге увидеть сопереживание зрителей.
- А может слово художника стать решающим?
- Профессионал в режиссуре всегда доверяет художнику, прислушивается к его идеям и советам, потому что в театре кукол художественное оформление и куклы несут основную нагрузку. Я люблю предлагать общую форму спектакля, какие-нибудь эксперименты. И режиссёры это принимают. Например, в «Циркурионе» упавшая космическая тарелка трансформируется в арену цирка. В «Принцессе и горошине» Бабушка разыгрывает историю с куклами из комода. В «Кентервильском привидении» все персонажи становятся привидениями.
- Анна, в чем сложность работы с куклами? Люди слышат, могут выполнить наказ режиссера. А куклы — нет.
- Кукла по ходу спектакля не меняет мимику, но в то же время должна быть выразительной, передавать настроение, показывать характер. Задумывая маску и тело куклы, я должна учитывать всё это. А актёр оживляет куклу выразительной пластикой, позами, жестами и голосом. Вот, например, в спектакле «Вредный заяц» герой был букой, а потом изменился. Как это показать? Если актер не вдохнёт в куклу жизнь, кукла будет скучной.
- Бывает обидно, когда актёр не смог куклу раскрыть?
- Бывает. И я очень по этому поводу переживаю. Я могу только рассказать актеру про куклу как конструкцию, что она может, что умеет. А дальше уже начинается его творческий поиск. Но, кстати, и актер, исследуя куклу, может найти в ней что-то такое интересное, о чем художник изначально и не думал.
- Какие традиции в оформлении спектаклей вы сохранили, а от каких - отказались?
- Школа кукольного театра никуда не ушла. Я не отказываюсь от нее. Но мы сегодня используем новые материалы и технологии, и это здорово! Поролон, который через несколько лет рассыплется, мы можем заменить на современные наполнители. Или можем в спектакле задействовать проектор. Но и прелесть старого кукольного театра хочется сохранить.
- Анна, как Вы, творческий человек, отдыхаете?
- Отдыхаю, честно скажу, мало. Но, если свободное время есть, выбираю спорт и танцы.
- Мы знаем, что Вы — из Кирова, но учились в Санкт-Петербурге. Почему не остались в северной столице?
- Да, я родилась в Кирове, училась в художественном училище у заслуженного художника России Лидии Михайловны Старковой, а затем в Санкт-Петербургской театральной академии у Тамары Васильевны Мироновой. На преддипломной практике поставила здесь два спектакля. В театре все мне были очень рады, главного художника здесь не было лет 15. Тогдашнее руководство театра пригласило меня стать главным художником, и я решила остаться, чтобы помочь родному театру.
- А сейчас есть мысли сменить провинцию на столицу?
- Во всём есть свои преимущества. Мне, как художнику, есть ещё над чем поработать.
- Анна, творческих Вам успехов!