Глеб Архангельский: «Бизнесу нужно перестать заниматься самоугрызением»

Про Глеба Алексеевича уже ходят легенды. Эксперт не только знает все о системе управления временем, но и рассказывает о ней другим людям, помогая эффективнее выстраивать свои бизнес-процессы. Пообщаться с именитым экспертом удалось и журналисту портала ikirov.ru.

В областном Дворце молодёжи состоялась торжественная церемония открытия нового сезона образовательной программы «Ты – предприниматель». В качестве почетного гостя форум посетил Глеб Архангельский, основоположник российского тайм-менеджмента, член президиума общероссийской предпринимательской организации «Опора России».

Про Глеба Алексеевича уже ходят легенды. Эксперт не только знает все о системе управления временем, но и рассказывает о ней другим людям, помогая эффективнее выстраивать свои бизнес-процессы. Пообщаться с именитым экспертом удалось и журналисту портала ikirov.ru. Кстати, интервью должно было пройти в строго назначенное время. И вот на часах 15:30, а значит «наше время» подошло и в запасе лишь двадцать драгоценных минут. Поэтому без лишних слов сразу приступаем к делу. 

Перед тем, как начать нашу беседу, я еще раз удостоверилась, что запись разговора ведется сразу на двух устройствах. Делалось это по одной причине: для подстраховки. Стыдно признаться, но бывали случаи, когда интервью бесследно исчезало. Не хочется, чтобы ситуация повторилась тем более с такой знаковой персоной. Увидев мои старания, Глеб Алексеевич их оценил и рассказал, что и у него однажды была похожая ситуация:

- В 2000 году я брал интервью у Даниила Гранина. Тогда только начали появляться цифровые диктофоны. Пока я ехал в электричке до Комарово, где проживал Даниил Александрович, я пытался понять, как работает это устройство. Приехав на место, я начал включать диктофон. Даниил Александрович увидел, как я с этим устройством «тыкаюсь». Он меня спросил, уверен ли я, что эта «штука» работает. Я ответил, что и сам на это очень надеюсь. Благо диктофон меня не подвел и все записалось. Два диктофона — это правильная политика.

Глеб Алексеевич, я сейчас на минуту Вам позавидовала. Провести беседу с Даниилом Граниным - мое давнее желание и мечта.

- Правда? Это очень интересный человек. Его книга «Эта странная жизнь» (книга «Эта странная жизнь», впервые изданная в 1974 году, за почти сорок лет переиздавалась десятки раз, она переведена на несколько языков, в том числе английский и немецкий и ее считают родоначальницей и вдохновительницей современного тайм-менеджмента — прим.ред) является знаковой. Более того, в 2001 году мы с ним собирали «тайм- менеджеровский клуб» и он очень интересные вещи рассказывал про Любищева. Главный герой — это человек, который очень тщательно считал время. Сам Гранин говорил, что с виду герой такой «научный сухарь», но по цифрам получалось, что на детей, театр и художественную литературу он тратил больше времени, чем «я — гуманитарий и писатель». Инструмент тайм-менеджмента и планирования был для этого героя не способом себя закрепостить, а способом себя освободить и найти время на то, что действительно хочешь. Это главный философский мотив и посыл, который мы стараемся помнить. Тайм-менеджмент — это не только про то, как правильно заполнять ежедневник. Тайм-менеджмент — это ни сколько про учет, сколько про правильное управление своим временем.

Глеб Алексеевич, про Вас говорят, что Вы главный эксперт в России в области управления временем. Откуда у вас такой интерес к этой непрерывной величине?

- Хорошие идеи рождаются от собственных потребностей. Вот это произошло и со мной. Я на третьем курсе вуза очень сильно не успевал. Я учился на факультете прикладной математики в Санкт-Петербургском университете. Там сильно не забалуешь. Плюсом к учебе у меня были курсы английского языка, водительские курсы и курсы экскурсоводов (я летом подрабатывал). Сон всего четыре часа в сутки, и голова уже не варила. Тогда я понял, что с этим надо что-то делать. Так и начал интересоваться тематикой управления временем. Вовремя мне попалась и книга «Эта странная жизнь». Позже пошел в библиотеку, где начал просматривать советские книги по научной организации труда. В 1923 году существовала организация «Лига времени», которая пропагандировала в стране эти технологии. Это было безумно интересно. Мои новые знания мне помогли: я стал больше успевать.

Тогда я был помощником председателя правления одного из банков по стратегическому планированию. Просчитывая бизнес-проект по производству шампиньонов, я что-то заскучал и пошел к своему банкиру прощаться. Он меня и спросил, раз мне шампиньоны не интересны, то чем мне хотелось бы заняться. Кстати, именно этот вопрос должны задавать себе все люди. Я бесконечно благодарен человеку, который мне задал это вопрос, когда мне всего был 21 год. Ему я и рассказал, что мне интересно время. Тут же мне банкир ответил, почему же я молчал раньше. Говорит, люди спят у него на раскладушке во время квартального отчета, получают санкции от Центробанка за не вовремя отправленные отчеты. И предложил мне что-то с этим сделать. Это и был момент истины. Оказалось, что мое хобби нужно кому-то еще.

Потом я стал консультантом, далее появилась кафедра тайм-менеджмента в Московском финансово-промышленном университете «Синергия», курсы для студентов и т.д. Мой приход к тайм-менеджменту был неожиданным, через мою личную потребность. Я, кстати, и бизнесменам сейчас советую: если вам самим чего-то не хватает и вы это сделаете, то это станет самой лучшей бизнес-идеей. Невозможно продать людям то, во что вы сами не верите. Если продаете какую-то косметику, то должны сами ей пользоваться. И искренне верить, что она поможет. Иначе, как вы убедите других женщин купить ее. Если вы продаете тайм-менеджмент, то вы должны вовремя начинать семинар и вовремя заканчивать. У меня люди на семинарах всегда удивляются этому факту. А я не понимаю, как может быть иначе. Если ты пропагандируешь тайм-менеджмент, то ты свои дела должен делать вовремя. Это навык и он приобретается.

А как поверить в то, что ты делаешь?

- Нужно стать потребителем. Рассказывали мне смешную историю. Антикризисный управляющий одного из мясокомбинатов собрал совещание. На нем он объявил две антикризиные меры. Первая — все на обед ходят в столовую при заводе. Вторая — заводская столовая будет переведена на продукцию завода. Все будут есть то, что производят. Народ был в шоке. Но очевидно, если вы сами не хотите есть то, что произвели, то о чем можно говорить. Народ быстро понял, что необходимо менять что-то в процессах, то есть задумались над тем, что крысы не должны бегать рядом с мясорубкой. Ведь людям предстоит есть свою продукцию на обеде. И такой подход действует в любом бизнесе.

Вы продолжаете преподавать?

- Я регулярно не преподаю. Но посещаю различные вузы и провожу большие лекции для студентов. Для преподавательской работы в классическом понимании я вряд ли бы смог найти время. Трудно назвать приличный вуз, где бы я не выступал (смеется — прим.ред). Это очень важно. Когда я учился, никакие бизнес-практики к нам не приходили и лекции не читали. Я очень завидую тем ребятам, у кого есть возможность послушать «живого» Архангельского, Тинькова, Манна и т. д. Этим надо пользоваться.

Подход к проведению лекций у Вас какой-то особенный, исходя из специфики вашей деятельности?

- Мне важно, чтобы человек вышел с лекции с двумя вещами. Во-первых, в голове должны появиться прикладные техники, которые помогут сразу начать применять их, не откладывая. Хотя, как правило, люди откладывают, так как текучка засасывает. Вторая вещь — появление системы. Человек должен четко понимать, как он может развиваться в своем направлении самостоятельно. Вот поэтому мне не нравятся такие книги, как «7 способов избавится от лени» и т. д. В них нет системы.

Уже много лет вы изучаете время, в том числе опыт других стран. Были какие-нибудь запоминающиеся открытия?

- У меня был интересный период в жизни, когда я продал бизнес стратегическому инвестору. Тогда у меня появилось немного свободного времени и некое количество денег для того, чтобы получить хорошее западное образование. Если учится, то учится у лучших. Я ужаснулся от ценников, но все же выбрал себе программу. Перед собой поставил задачу: посмотреть на свой бизнес и другие в международном контексте. Мы же очень большая страна. Мы — империя, и могли бы вообще не выходить наружу. У нас и рынок большой, и ресурсы позволяют. Такие возможности очень расслабляют бизнесменов. У нас можно работать только на внутреннем рынке. Если вы живете в Эстонии, то вынуждены делать какой-нибудь маленький локальный бизнес, либо сразу продавать Skype Майкрософту. Вот поэтому мне и стало интересно посмотреть на способы ведения бизнеса в других странах. У нас была мультинациональная группа из представителей 35 стран.

Главный вывод, который я сделал: нашему бизнесу нужно перестать заниматься самоугрызением. У нас бизнес очень любит нытье: высокая ставка налога, правительство не допечатало денег или перепечатало их и т. д.

В этой бизнес-школе мы делали презентацию ведения бизнеса в своей стране. По времени она должна была занимать не более 5 минут. На первом слайде я показал, что Москва не спит 24 часа в сутки. В столице можно найти круглосуточный бассейн, ресторан, книжный магазин и даже купить дрель. И это фантастически удобно для занятого человека. Не то, что в Италии, где поиск места для обеда превращается в целый квест. На втором слайде я показал налоговые ставки. После того, как в группе увидели, что у нас 13% плоский НДФЛ, у них просто отвалилась челюсть. Особенно у французов. Один даже меня спросил: «Депардье у Вас 13% платит?». Моим ответом он был еще больше удивлен. Депардье платит 6%, потому что для начинающего бизнеса у нас уникальные условия. Можно стать легальным долларовым миллионером, заплатив 6% с выручки и 1% пенсионного взноса. Эти условия, мы совсем не ценим. Для нас это как воздух.

Когда я выступал в президиуме «Опора России», я сказал участникам, что у нас в стране очень низкие налоги. Меня чуть не распяли за эти слова. Я попросил назвать юрисдикцию, где более выгодный старт бизнеса. Никто не назвал. Также мне не назвали и юрисдикцию, где более низкие социальные налоги.

Великий немецкий бизнесмен Николас Кнауф как-то сказал: «Налоговая система в России — это подарок Бога».

Какой совет Вы дадите нашим бизнесменам?

- У нас есть, чем быть недовольным: где-то у кого-то завод «отжали», уголовное дело завели и т.д. Кстати, около 75% уголовных дел возбуждаются по инициативе конкурентов. Мы сами себя любим «пощипать» и жаловаться на то, что среда такая. Так вот мой совет тем, кто недоволен чем-то в нашей регулятивной среде, - попробовать сделать экспортный проект. Тем более сейчас девальвация рубля. Мои клиенты-экспортеры живут в «шоколаде». Не стоит тратить энергию на ругань на кухне, лучше эту энергию направить в нужное русло. К примеру, у меня приятель из Ивановской области экспортирует парашюты и молоко во Вьетнам. У России есть явные преимущества. Во-первых, все знают, что мы про математику, про технологии, про инжиниринг. Наши студенты до сих пор выигрывают мировые олимпиады. Русские делают очень хорошие технологичные проекты. В-вторых, сельское хозяйство у нас очень развито. Нужно не только зерно экспортировать. Хотя за столь долгое время, с 1913 года, мы опять стали лидерами по количеству экспортируемого зерна. Это не может не радовать. В общем, экспортных проектов много. Главное — не лениться. Вот сидишь в своем городе, ругаешь правительство, а возьми и выйди из своей коробочки, посмотри что в мире происходит. Из региональных появляются великолепные федеральные проекты. Наш предпринимательский талант помноженный на инженерный и мы способны любые горы свернуть. Этим нужно заниматься системно, изучать конкурентов и смотреть на мировой рынок.

Похожие материалы по теме