Нужен полис ОСАГО, а страховая компания всячески уклоняется от заключения договора? Или отказывается выдавать полис из-за нежелания клиента включить в договор дополнительные услуги? Или заявляет, что полисы закончились? А может, требует предъявить машину к осмотру, но месяца через полтора?
Минфин Кировской области предлагает воспользоваться рекомендациями от Центрального Банка РФ. Алгоритм заключения договоров автострахования поможет свести в нулю риск остаться без полиса.
1. Первое, что стоит сделать, это подготовить в двух экземплярах заявление о заключении договора ОСАГО, составленное по форме. Она установлена законодательством и находится на сайте Российского Союза автостраховщиков. К заявлению нужно приложить подписанные копии документов:
- паспорт (для физического лица), свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица),
- документ о регистрации транспортного средства,
- водительское удостоверение,
- диагностическую карту
- и предыдущий полис ОСАГО.
Все документы нужно перечислить в приложении и указать, что оригиналы могут быть предоставлены.
2. Второе. Одновременно с этим стоит подготовить в двух экземплярах заявление о предоставлении расчёта страховой премии следующего содержания: «Прошу в течение трёх рабочих дней выдать мне на руки расчёт страховой премии, а также банковские реквизиты страховщика. Документы, необходимые для расчёта страховой премии, приложены к заявлению о заключении договора ОСАГО от __.__.201_. О готовности документов прошу сообщить по телефону _. ФИО. Подпись. Дата.».
3. Третье. Обращаться нужно в сам филиал страховщика, а не к агенту и не в представительство. Адреса филиалов лучше искать на официальном сайте страховщика.
4. Стоит попросить поставить на всех документах, которые клиент приносит страховщику, отметку об их получении. Особенно на экземплярах самого клиента. Можно записать разговор с представителем страховой компании на телефон или составить акт об отказе в приёме документов для заключения договора. При этом свидетелями должны быть как минимум два человека.
5. Через три рабочих дня с момента передачи заявлений можно требовать от страховой компании расчет страховой премии.
6. Если в расчете страховой премии отказано, есть смысл обращаться с жалобой в ЦБ РФ. Тут и пригодятся аудио- или видеозаписи.
7. Оплачивать страховую премию лучше в банке, обязательно указывая при этом в платёжных документах период действия договора ОСАГО. К примеру, страховая премия по договору ОСАГО за период с 01.05.2014 по 30.04.2015. По закону, страховщик обязан выдать полис не позднее рабочего дня, следующего за днем оплаты страховой премии.
8. Компания выдаст полис на следующий рабочий день после оплаты страховой премии. А если этого не произошло, можно записать разговор с представителем страховщика на телефон или составить акт об отказе в приёме документов для заключения договора с участием не менее двух свидетелей и оформить жалобу в Центробанк с приложением всех документов и записей.
Форму «Заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства» можно найти на сайте министерства финансов Кировской области в разделе «Финансовая грамотность» - «Полезная информация» - Рекомендации по порядку заключения договора ОСАГО.
Тут же есть пояснения по вопросу нарушения законодательства при заключения договоров.
Напомним, чуть ранее в Кировской области появилась комиссия по решению проблем в сфере автострахования. Руководить ею стал врио губернатора Игорь Васильев. В состав комиссии вошли представители региональных министерств финансов, экономического развития и юстиции, Федеральной антимонопольной службы, руководители семи кировских филиалов страховых компаний.
Комиссия призвана решать вопросы, которые возникнут у жителей области с приобретением полисов. Например, такие, когда страховая компания не выдает полисы клиенту без дополнительных услуг.
Чтобы вопросов было как можно меньше, минфин предлагает кировчанам внимательнее относиться к заключению договоров (см. выше) . Кроме того, в регионе должна появиться здоровая конкуренция среди страховщиков. «Страховая компания не станет заламывать расценки, навязывать дополнительные услуги, если знает, что клиент легко обойдётся без её услуг, а получит их дешевле и качественнее в офисе другой компании», - озвучил позицию комиссии И. Васильев.
Так что в ближайшем будущем Кировская область подключится к системе «Единый агент Российского союза автостраховщиков». Тогда кировчане смогут купить страховые полисы любой страховой компании, действующей в Российской Федерации.
Сразу после запуска Единого страхового агента в регионе будет открыто ещё 24 офиса ОСАГО, обещают в региональном правительстве.