Продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем называется "вендингом" (от англ.vend — торговать (через автоматы))
Вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги.
Своим опытом в организации бизнеса на автоматах поделился предприниматель Вадим Димоменко. Его компания специализируется на кофейных машинах и сладостях, поэтому «начнем» бизнес на примере именно этой техники.
1. Старый или новый?
Аппарат должен хорошо работать. Практически все вендинговые аппараты не российского производства, комплектующие к ним тоже импортные. Следовательно, если автомат старый, могут возникнуть сложности в обслуживании. Люди пытаются начать бизнес с чего-то дешевого и попадают на абсолютно древние машины или на аппараты, где программное обеспечение зашито «по-старинке», таким образом, что его невозможно скорректировать, прописать, сколько нужно кофе, молока. Или платежная система древняя. Она может быть адаптирована под российские купюры, но не видит новые десятирублевые монеты, к примеру.
Пусть аппарат будет не новым, но он должен быть рабочим. А если предприниматель остановит свой выбор на технике подороже, более современной, то стоит учитывать, что аппарат, как и автомобиль, должен пройти обкатку. Поэтому оптимальный вариант — аппарат, которому один-два года.
2. Технические возможности
Часто продавцы вендингового оборудования дают полгода гарантии, а потом бизнесмены попадают в такую историю, когда не знают, что делать дальше. Где обслуживать технику? Как поменять программное обеспечение? Где брать запасные части и расходные материалы? Здесь важно, что говорится, держать руку на пульсе и заранее решить этот вопрос.
Очень важно искать аппараты с возможностью в будущем установить фискальную систему. Сейчас предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения — покупатель просто платит средства, нажимает кнопку и получает свой товар, и налоговую не интересует, сколь чашек кофе в день выдала та или иная машина. Но с июля 2018 года все аппараты должны будут выдавать чеки.
Если предприниматель купит сейчас аппарат без возможности установки этой поддержки, без фискального устройства, через полтора года для него это обернется большой проблемой. Фискальную систему можно поставить, но это дополнительные затраты. А многие старые аппараты и вовсе пойдут на слом, потому что поставить систему в некоторых моделях нереально.
3. Место
Здесь, как в рыбалке, нужно правильно предположить место клёва. Можно поставить кофейный аппарат в торговом центре. И большинство начинающих бизнесменов так и делают. Но народ в магазин идет не кофе пить, а за покупками.
Часто предприниматели арендуют какие-то закуточки, где одежду вешают, где не пройти, где тесно. А если этот кофе нерадивый покупатель разольет на дорогую шубу или, еще хуже, на человека? Конечно, стоит выбирать расположение в каждом отдельном случае, но это точно нужно делать с умом.
Кроме того, в одной и той же организации на разных этажах могут быть разные условия. Сравним третий этаж пятого корпуса вуза или выход из здания у вахтера. Где студенты будут покупать кофе или снеки? Скорее всего, когда пойдут на улицу, после занятий по своим делам.
4. Аренда
Стоит заранее просчитать все налоги и траты на аренду. Арендная плата зависит от того, насколько арендодатель заинтересован в аппарате и от «аппетитов» хозяина помещения. Бывает так, что хозяин настолько заинтересован в сервисе для своих клиентов, что соглашается на неприбыльную для него аренду. Было и такое, что у нас спрашивали: а сколько мы вам должны за то, что вы установите у нас свой аппарат? Кофейные автоматы занимают меньше квадратного метра, поэтому нет смысла тратить огромные суммы на большую аренду. Она может и не «отбиться».
5. Прибыль
У каждого аппарата есть своя статистика, ее стоит обязательно изучать. Первый момент — кофейный бизнес зависит от времени года (лето — не сезон). Второе - есть понятие узнаваемости. Вначале всем бывает интересно что-то попробовать, а затем люди привыкают. Только после этого аппарат выходит на средний уровень продаж. Смотреть статистику важно для того, чтобы понять, а место адекватное выбрано или нет? А цена нормальная поставлена? Или она завышена? Достаточно 1-2 месяцев, чтобы увидеть средние показатели.
6. Один или несколько?
Начинать нужно с одного аппарата. Не всегда получается сразу найти место. Иногда аппарат приходится перевозить с точки на точку по 5-7 раз. Поработав с одним автоматом, предприниматель поймет все тонкости и трудности. Многие считают, что вендинг — это просто. Лежишь на диване, а деньги сыплются в карман. Это не так, нужно работать, проводить мероприятия, обслуживать машину. Бывают клиенты, которые сразу просят 10 автоматов. Мы предупреждаем, что это не так просто. Не редки случаи, когда клиенты прогорают.
7. Свой или в аренду?
Мы арендаторы крупной компании, а наши клиенты — наши субарендаторы. Чтобы начать кофейное дело, лучше брать вендинговый аппарат в субаренду или аренду. Конечно, кто-то сразу покупает автомат, а потом начинает мучиться: а где ремонтировать, а как обслуживать, какого техника позвать?
Горькое содержание сладкой пилюли заключается в том, что субарендаторы должны выполнять определенный план. И платить субаренду. Если подсчитать, то по сумме получается одинаково - что купить автомат, что взять в аренду. Но когда аппарат в собственности, возникает намного больше сложностей с обслуживанием.
8. Продукты или вещи?
70 процентов в вендинге составляют продажи через кофейные аппараты. Процентов 15 — снеки, остальное — вещи. Есть эксклюзивные аппараты по продаже золота, икры и итальянской пиццы. Есть автоматы со жвачками и медицинскими препаратами. Но это единичные примеры. Продавать в вендинговых аппаратах можно практически все то, что разрешено в России. То есть то, что соответствует всем санитарным требованиям. Но главное, чем строит руководствоваться при выборе бизнеса, это разум и здравый смысл!