Свои рекомендации дал Филипп Токарев, заместитель директора Кировского регионального филиала «Россельхозбанка» на одной из лекций в рамках Дней финансовой грамотности в Кирове.
Итак, что делают мошенники?
1. Во-первых, мошенники — хорошие психологи. Наверняка многим по телефону звонили люди и очень серьезным голосом представлялись: «Я сотрудник центрального банка, по вашей карте только что сделаны операции, переведена такая-то сумма. Вы делали платежи? Продиктуйте номер карты, три последние цифры на обороте, а мы сверим, что это именно вы».
Мошенники чувствуют голос своей жертвы. Как правило, у клиента, который не ждал звонка, сразу возникает паника. Он начинает невольно доверять собеседнику. Между тем, у человека на карте может и вовсе не быть денег, а он об этом совсем забыл.
Номера карты бывает достаточно, чтобы злоумышленники могли сделать интернет-покупку по карте на не очень порядочных сайтах. Уважающие себя порталы требуют подтвердить любую сделку 3D-паролем. Это определенный код, который дает банк. Например, такой пароль нужно получить на сайте РЖД перед оформлением заказа. Если человек пытается купить билеты без пароля, банк считает, что клиент не собирался выполнять операцию и не дает совершить покупку.
На менее серьезных сайтах пароль не требуется, следовательно, по номеру и ФИО можно совершить покупку.
2. Еще вариант. Мошенники, как и в первом случае, звонят по телефону и просят клиента подойти к банкомату, вставить карту и назвать PIN-код.
Как только человек требование выполняет, мошенники просят совершить операцию, например, перевести на счет 1 тысячу рублей. А потом говорят: «Вы знаете, операция не прошла. Попробуйте еще раз». Были случаи, когда люди переводили так достаточно серьезные суммы.
3. А иногда злоумышленникам и PIN-код карты не нужен, достаточно просто вставить ее в банкомат, и мошенники, сидя у банкомата в каком-нибудь авто, через компьютер быстро считывают всю информацию. Переведенные деньги уходят на сотовые телефоны в каких-нибудь отдаленных регионах страны, найти их практически невозможно.
Как уберечься от мошенников?
1. На обороте карты написан федеральный номер банка. Если вам кто-то позвонил, не разговаривайте с ним, а сразу сами перезвоните на федеральный номер и спросите, все ли хорошо с вашей картой.
2. Закрывайте пин-код в магазине или кафе при оплате картой. По статистике, так делают только 10 процентов пользователей. Рядом могут оказаться злоумышленники, им достаточно узнать пин-код, а затем выкрасть карту и легко ей воспользоваться.
3. Не носите PIN-код вместе с картой. Бывают такие случаи, что люди даже не пожилого возраста приходят к банкомату, просят чужих прохожих помочь, тут же достают PIN-код и просят его внести.
4. Мы советуем не держать деньги на одной карте. Лучше получить вторую дебетовую карту, переводить на нее определенную сумму и с ней ходить по магазинам. А зарплатную карту с собой носить не нужно.
5. Во многих городах уже используется бесконтактная технология оплаты (PayPass). Она позволяет не доставать карту из кошелька, а лишь поднести ее к считывающему устройству с пиктограммой. При сумме покупки до 1000 рублей PIN-код не требуется. Карта остается в руках, реквизиты карты никто не видит.
Правда, в Кирове еще не встречались компании, которые бы наладили такую систему отплаты.
6. Отдельно стоит сказать об интернет-банке. Очень многие кировчане оплачивают онлайн коммунальные платежи, делают переводы. В этом случае лучше пользоваться криптокалькулятором. Это устройство, которое генерирует пароли — каждый раз дается новый, при этом интернет-сессия защищена. Есть технология, которая позволяет установить криптокалькулятор на сотовый телефон.
7. В самое ближайшее время все банки будут активно предлагать карту национальной платежной системы «Мир».
Работа по переходу на нее началась два года назад. Подтолкнула к этому ситуация с санкциями против России, когда «Виза» заблокировала платежи клиентов из России за границей. Тогда все поняли, что мы зависим от иностранных серверов. Серверы платежной системы «Мир» находятся в России. Все каналы связи системы защищены.
Чего нельзя будет сказать о самих клиентах, в том смысле, что нередко они сами совершают ошибки. В 90% случаев люди становятся жертвами мошенников по своей доверчивости. Если будет доказано, что клиент правильно хранил пароль, не передавал никому свою карту, украденные средства ему вернут. Но в 90% случаев выясняется, что клиент сам не должным образом хранил PIN-код, или пользовался интернетом без антивируса, или потерял карту, или сам перевел деньги мошенникам. Вот тут будет очень сложно что-то сделать.
Наконец, хочется сказать, что особенно внимательными стоит быть держателям карт крупных банков, у которых много пользователей. Именно их клиенты могут стать лакомым кусочком для тех, кто хочет поживиться.