С 1 сентября 2016 году вступил в силу новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений: приказ МВД России от 20.10.2015 №995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российского Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений». Мы обсудили эти изменения с Юрием Бусыгиным, начальником экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД УМВД России по Кировской области.
Изменения коснулись как теоретической части экзамена, так и практической. По словам Юрия Ивановича, всех очень интересуют изменения в экзамене по теории.
Так, по-прежнему в каждом билете 20 вопросов, на решение которых отводится 20 минут. Новшества в следующем: билет разделён на 4 тематических блока по 5 вопросов. Если кандидат в водители делает ошибку в одном тематическом блоке, по окончании экзамена ему автоматически добавляется 5 дополнительных вопросов. На ответы даётся 5 дополнительных минут. Если делается вторая ошибка в другом тематическом блоке, то добавляются ещё 5 дополнительных вопросов из этого блока и 5 минут. Если в основной части в одном тематическом блоке кандидат в водители делает две ошибки - экзамен прекращается. Если в основной части допущено три ошибки - экзамен не сдан. В 5 или 10 добавленных вопросах ошибки делать нельзя.
Таким образом проверяется знание конкретных тем. Если, например, кандидатом в водители по невнимательности была допущена ошибка в одном тематическом блоке, то в дополнительном блоке вопросов будет примерно эта же тема. «Если человек не знает тему проезда перекрёстков или по невнимательности допустил ошибку, то в дополнительном блоке он решает тему проезда перекрёстков. Если ошибок нет - значит, возможно, причиной стала невнимательность», - пояснил Юрий Бусыгин.
Кроме того, С 1 сентября видоизменены и добавлены некоторые экзаменационные вопросы.
Практическая часть экзамена: автодром. Например, в категориях «A» и «M» добавилось новое упражнение «Скоростное маневрирование». Это фигура, длиной по 80 метров в каждом направлении. При движении вперёд мотоциклист разгоняется на прямой в 40 метров, объезжает 5 конусов с левой и правой стороны, разворачивается в ограниченном пространстве, проезжает габаритные ворота, уклоняется от препятствия, проезжает ещё одни габаритные ворота и останавливается у стоп-линии. Кандидат в водители должен уложиться в определённое время - 35 секунд. Это потребует более достойного владения мотоциклом.
Также видоизменилась «восьмёрка» - фишки объезжаются в другом направлении. В упражнении «Габаритный коридор» коридор огорожен стойками и нет 10-тиметровой доски.
«Парковка и выезд с парковочного места»: надо подъехать на мотоцикле, остановится у стоп-линии, спешиться. Затем отпарковать ТС задним ходом на обозначенное место парковки.
В категории «B» добавился элемент «Повороты на 90°». Видоизменилась «змейка»: если раньше объезжали стойки, то теперь фигура состоит из двух полудуг.
«Раньше мы объезжали конусы, которые расположены по одной оси. Кандидат в водители ориентировался на конус. Сейчас, при движении внутри габаритного коридора «змейки», он ориентируется больше на габариты транспортного средства. Это поможет более уверенно маневрировать на парковках, тесных городских улицах», - прокомментировал изменения специалист.
Комплекс испытательных упражнений «Маневрирование в ограниченном пространстве». Состоит из трёх элементов: «Повороты на 90°», «Змейка», «Разворот в ограниченном пространстве». На экзамене, по выбору инспектора, выполняются 2 из 3 элементов. Остальные упражнения остались без существенных изменений.
«Повороты на 90°»
«Разворот в ограниченном пространстве»
Среднее время на выполнение упражнений на автодроме по категориям «B», «C», «D» - 10 минут. Перемещение между элементами не учитывается в общий хронометраж.
Практическая часть экзамена: город. По-прежнему система оценки вождения бальная, а ошибки делятся на грубые, средние и мелкие. Допускается набрать 4 штрафных балла. 5 и более - экзамен не сдан.
Новшества:
-
невыполнение задания экзаменатора - грубая ошибка;
-
кандидат в водители использовал во время движения телефон - средняя ошибка;
-
двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам. Во время сдачи экзамена инспектор может подать команду: «На данном участке продемонстрируйте максимально возможную разрешённую скорость движения». В этом случае важно продемонстрировать знание разрешённых скоростей, а также двигаться без создания помех для других участников дорожного движения.
От этих нововведений представители Госавтоинспекции ожидают только положительного эффекта:
«Ожидаем того, что на экзамен в ГАИ после прохождения обучения в автошколах будут приходить более подготовленные кандидаты в водители. Не те, кто зазубрили определённые тематические вопросы, а уже изучившие правила дорожного движения и готовые продемонстрировать свои знания как в теоретической, так и в практической части», - подытожил Юрий Иванович.