Кто сказал, что женщина и аккордеон вещи не совместимые? Непопулярный среди музыкантов инструмент, который редко где можно услышать, «оживает» в руках лауреата Кубка мира по игре на аккордеоне Марии Селезневой.
За свой творческий путь она уже завоевала любовь своих слушателей: восторженные отзывы после концертов и огромное количество просмотров на youtube доказывают это.
Как Мария пришла к этому инструменту и каким аккордеоном она гордится больше всего? Об этом и не только в интервью портала ikirov.ru.
Мария, часто Вам приходится ломать стереотип, что женщина и аккордеон не совместимы?
У меня вообще такого стереотипа в голове нет, наверное, потому что я с раннего детства играю и не вижу в этом ничего особенного. Но есть ведущие, которые любят для эффектности выхода сделать на этом основной акцент.
Как реагирует общественность на Ваше появление?
Однажды одна ведущая, победительница одного из конкурсов красоты, объявила меня так: «А теперь выйдет великолепная Мария Селезнева и ее саксофон…». Все артисты за сценой улыбнулись. Видимо не все вдаются в подробности - музыкальный инструмент и это главное. Мне сложно отразить мнение всех зрителей, но безусловно у меня есть свой слушатель. У меня большое количество просмотров на youtube.ru. Часто пишут мамы учеников музыкальных школ, что отдали ребенка на класс аккордеона после похода на мой концерт, или люди, которые покупают мои CD, DVD-диски и на досуге включают их. Об этом они пишут мне в соцсетях.
Как вообще Вы пришли с этому инструменту? Как начался Ваш путь?
Мой путь начался в глубоком детстве. Нам привезли фортепиано родственники. Мне было года 3 или 4, я начала подбирать мелодии по слуху на нем. В этот же период у нас был друг семьи, который каждые выходные приходил к нам домой с аккордеоном, привезенным из Берлина с фронта и играл. Я когда его встречала, то, вцепившись в ногу, просила поиграть. Позже он уже не мог играть, так как заболела рука и он продал нам аккордеон. В 6 лет я пошла в музыкальную школу по классу аккордеона и фортепиано.
Были ли трудности в обучении?
Конечно. В музыкальной школе наступил момент, когда мне хотелось играть более сложную программу как музыканты из колледжа, но ничего не получалось. Я не понимала, как овладеть определенными приемами игры, чтобы исполнить понравившуюся композицию, и тут, к моему счастью, в нашу музыкальную школу пришел педагог-куратор, воспитавший не одно поколение первоклассных баянистов-аккордеонистов Александр Васильевич Гатьянский. С нашего с ним сотрудничества начались мои победы на конкурсах и творческий рост.
Хотелось ли перейти на инструмент «полегче»?
Сейчас инструмент, на котором я играю как раз самый легкий из возможных аккордеонов - он весит 7 кг, а мой аккордеон, на котором я обучалась в Санкт-Петербургском Университете культуры и искусств, весил 18-20 кг. Сколько аккордеонов вы уже сменили на своем творческом пути? Или так не принято? Аккордеонов было много. По мере роста музыканта, как физического так и профессионального, они обязательно должны меняться. Сначала ребенок начинает играть на аккордеоне-половинке, затем 3/4, затем полный, затем выборный и на вершине обучения музыкант определяется, будет ли он играть классику или эстрадную музыку, так как это совершенно разные инструменты.
Может у Вас есть коллекция? Какой инструмент самый памятный, каким особенно гордитесь?
Я больше всего горжусь инструментом, который подарила мне компания «Роснефть», так как когда я поступила в вуз, мне нужен был аккордеон за 400 тысяч рублей (столько они стоят), но в моей семье не было возможности приобрести дорогостоящий инструмент. На протяжении многих лет мама пыталась найти спонсоров для меня, но находились лишь те, кто оплачивал поездки на различные музыкальные конкурсы, но никак не на инструмент. Когда мы пришли с мамой к генеральному директору филиала «Роснефть» в г. Сызрань Н.М.Лядину, он был удивлен, что аккордеон может столько стоить и предложил мне доказать, что я достойна такого инструмента. Компания оплатила мне поездку на международный конкурс в Италию, там я заняла призовое место. Директор «Роснефть» не ожидал, что я стану лауреатом международного конкурса, а потом, чтобы не быть голословным, Николай Михайлович одобрил спонсорскую помощь на покупку аккордеона моей мечты.
Вы - лауреат Кубка мира по игре на аккордеоне. Что самое сложное в таких соревнованиях?
Самое сложное, когда ты уже понимаешь, что подготовился к конкурсу, все равно не нужно расслабляться и продолжать тренировки с той же отдачей что и сначала. Чем удивляли жюри? Я играла на необычном аккордеоне системы Кравцова. Это модернизированный аккордеон расширяющий репертуарные возможности аккордеониста. Николай Александрович Кравцов - профессор СПбГУКИ, зав. кафедрой исполнительства на народных инструментах и мой преподаватель по специальности, выдающийся мыслитель и музыкант, изобрел аккордеон собственной системы лет 20-30 назад и на нем играют сейчас многие музыканты не только его ученики, но и российские и зарубежные музыканты. Когда в Глазго я исполнила сложную программу на таком инструменте, меня засыпали вопросами о нем и все проявили большой интерес.
Есть ли у вас свои жанровые предпочтения? Что больше всего любите играть?
Я люблю играть музыку, которую бы могли понять и не подготовленные музыкально люди. Большую часть своих произведений я сочиняю сама, так как то, что уже написано, кажется мне либо устарелым, либо слишком сложным для восприятия, либо заезженным. Мне нравится творчество Р.Гальяно, А.Пьяццолла, В.Ковтун, Gotan Project, О.Золтан и т. д.