Для того, чтобы потомки знали, Валерий Иванович в Кирове открывает первый музей истории Хлынова.
Очень много в музее сделано руками автора. Ему пришлось даже освоить фотошоп - все карты, логотипы, обозначения рисовал он сам. Макет Хлыновского Кремля Валерий Федяев создавал полтора года, зато основную часть макета ушкуя уже изготовил за три дня.
Редакции ikirov повезло — именно Валерий Иванович лично провел первую экскурсию по новому музею. А стены музея еще пахнут краской и свежеприклеенными фотополотнами.
- Валерий Иванович, знаем, что в музее будут очень интересные экспонаты. Расскажите о них.
- Есть у нас камень бел горюч, точнее, его фрагмент. Он с того самого острова Рюген. Согласно славянским легендам, камень Алатырь (бел горюч) — это священный камень, средоточие Знания Вед, с которого началась жизнь на Земле. Камень был найден на острове Рюген. Считается, что с этого острова отправились в новгородские земли Рюрик, Трувор и Синеус.
Сам камень мы пытались закрепить в экспозицию. Думали, что это известняк, однако мы переломали все твердосплавные сверла и два алмазных, в итоге камень просто треснул от перегрева и получилась ровная площадка, ее-то мы и закрепили в рамке.
По большому счету, это вулканическая порода глубоко из недр земли, возможно, что-то вроде обугленного известняка. Отсюда и название у камня — бел горюч.
А здесь представлен список рукописи Александра Ивановича Вештомова «История вятчан со времени поселения при реке Вятке». Каждая пометочка, помарочка, пятнышко — точно такие же, как в оригинале. Даже обложка воспроизведена с невероятной точностью.
- Откуда у Вас список рукописи?
- Рукопись называется «История вятчан со времени поселения на Вятке с1181 по 1781 год». Рукопись оказалась недостаточно изучена, и мало кто обращался к этому источнику. Я нашел перепечатку, сделанную в 1907 году в Казани. А сама рукопись, по источникам в интернете, считалась утерянной. И, совершенно случайно, она была обнаружена в Кировском краеведческом музее, в хранилище, была выставлена в экспозицию к 150-летию музея. С неё для нашего музея был сделан список и распечатан полный комплект со скан-копии для ознакомления посетителей.
- В рукописи совсем другая версия заселения реки Вятки?
- Я раз пять начинал читать рукопись и раз пять бросал — она написана очень сложным для понимания языком - витиеватым, закрученным. Тогда я стал ее переводить, можно сказать, на современный русский. Книга раскрылась совсем по-другому, всплыли, можно сказать, очень интересные факты. И я решил ими поделиться. Так появилась моя книжка «О заселении русскими земли Вятской».
На заднем плане, за рукописью, вы видите перепечатку заметки «Вятских губернских ведомостей» о том, как была передана рукопись в краеведческий музей. По сути, эти экспонаты — то, с чего начинается наш музей.
- В музее есть несколько схем. О чем они?
- Вот здесь показан путь, по которому шли новгородцы на Вятскую землю. Они шли по Мсте, Тверце, дальше в устье Камы, где основали временное городище. В нем новгородцы прожили 7 лет, а дальше они разделились на 2 части. Одна часть пошла искать Вятку. Новгородцы знали, что на Вятке есть богатые зверьём и рыбой места.
Отряд дошёл до устья Камы, но в этом месте ушкуйники перепутали Каму с устьем Вятки. Устье Вятки шире, чем у Камы, и новгородцы посчитали, что Вятка — та, что уже. Так дошли переселенцы по Каме практически до чусовских мест, тут поняли свою ошибку, бросили суда и отправились пешком к Вятке.
Попали они на Чепцу, нарубили плоты и сплавились до Вятки. Увидев на ней Болванский городок, захватили его, назвали Никулицыным, отправили гонцов обратно к своим, чтобы сообщить, что место найдено. Вторая группа пошла к первой уже по Вятке, дошла до Кокшара, захватила городок, называла Котельничем и на расстоянии ста верст от первой остановилась.
Так и жили новгородцы порознь, пока случайно в лесу не встретились два лесоруба. Два отряда наконец объединились, решили построить новый город.
- Какой версии появления Хлынова придерживаетесь Вы?
- Я доверяю Вештомову и строю концепцию музея по нему. Многие краеведы и историки повествуют о том, что ушкуйники высадились на Кикиморской горе. А по Вештомову, по его описаниям и существующим приметам, новгородцы высадились на Чижевской горе. И оттуда уже бревна «чудным» образом были перенесены на Кикиморскую. Перенесли их, по легенде, знаете кто? Кикиморы.
Первые строения города появились на Кикиморской горе. И только после того, как новгородцы поняли, что это место не очень защищено от набегов, там недостаточно водных источников, тогда они уже перенесли поселение на ту гору, где сейчас находится Вечный огонь. Тогда и заложили новгородцы Кремль. Дату основания первого города, по моим расчётам, следует отнести к 1181 году.
- А вот на такой ушкуе новогородцы приплыли?
- Макет ушкуя, как оказалось, первый в музеях России, никто, похоже, не задавался целью воссоздать лодку. Удивительно, но, когда я начал искать в интернете информацию, обнаружил, что только один человек сейчас строит ушкуй, мастер обещает доделать его только в 2017 году.
- Какие кировские мастера выполнили этот макет?
- Федяев Валерий Иванович (улыбается). Он выполнен мной. Почему никому не смог доверить работу? Мог бы, но когда обратился к мастерам – мне поставили срок 2-3 месяца, а у меня такого времени не было, и я его сделал за 3 дня. К тому же нужно работать в процессе, что-то добавлять, менять, переделывать. А весь замысел — в голове. Кроме того, создавая макет, ты практически повторяешь все процессы реального строительства судна.
- Какие документы Вы читали, чтобы выполнить верный макет?
- Есть краткое описание, как был устроен ушкуй, нашёл примерные эскизные чертежи. Ушкуй — в переводе с северного наречия означает северный (белый) медведь. Потому и украшались лодки головами медведей. Единственное, что я добавил, это то, что голову медведя разместил с обеих сторон ушкуя. А так голова была только с одной стороны. Но сам тип судна был именно такой, как изображен на макете.
А это береза с истока речки Хлыновицы. Пару лет назад я задался вопросом: «Вот мы знаем, где начинается Вятка, Кама, Волга... А где начинается Хлыновица?» Я пошел искать это начало. Дошел до истоков. Надо было долго идти пешком, в качестве посоха я захватил березу. Теперь она здесь. Рядом мы обязательно поместим надпись, что Хлыновица — это та река, что легла в основу названия города Хлынова. А вот то, ради чего практически затевался весь музей — макет Хлыновского Кремля.
- А как возникла идея - показать людям Кремль?
- В Кировском краеведческом музее, конечно, есть макеты башен Кремля, подаренные музею А.Г. Тинским, но макета Кремля целиком никто не делал. Я долго искал, пытаясь выяснить, как выглядел кремль и посад Хлынова, пока не наткнулся на рисунок Татьяны Дедовой. Он дает реальное представление, каким был старый город. Так после полуторагодовой работы появился этот макет Кремля, выполненный в масштабе 1:230 на реальном рельефе.
Вот место, где сейчас набережная, вот ров, речка Засора, улица Московская. А по центру — Свято-Троицкий собор, который тоже удалось реконструировать. Это было первое каменное сооружение в Хлынове. На стене справа показаны элементы вооружения хлыновчан, где все можно потрогать, пощупать, подержать в руках.
- На одной из витрин воссоздана знаменитая битва в Раздерихинском овраге. Вы и в этом случае не придерживаетесь официальной версии причины сражения, когда «своя своих не познаша»?
- Да, по легенде, устюжане пришли на помощь хлыновчанам, а наши их «не познали». На самом деле, это была обыкновенная борьба за власть в Хлынове между двумя хлыновскими воеводами Анфалом Никитиным и Михаилом Разсохиным.
- Знаем, что в Вашем музее даже представлена схема подземных ходов Хлынова. Что вы скажете людям, которые хотят узнать, есть у нас подземные ходы или нет?
- А кто-то еще сомневается? К сожалению, мне самому удалось только заглянуть в начало одного хода — в архиерейском доме. Из Кремля ходы выходили в важных направлениях, чтобы в случае осады можно было выйти за пределы города. Например, предполагают, что даже был ход под рекой, он заканчивался в районе Макарьевской церкви.
Сложно сказать, что сохранилось сейчас. Но на территории бывшего Хлынова ходы точно есть, и многие жители их используют в качестве подвалов и для хранения картошки. Эту тему я прорабатывал достаточно подробно, материалы собраны, но сейчас мы не даем им большого хода, они ждут своего часа. А в музее представлена общедоступная информация, никакой тайны она из себя не представляет.
Удивительно, но сохранились воспоминания очевидцев, по ним одним из кировский каналов снят фильм «Мистика Вятки». А я могу сказать, что скоро мы начнем работать еще над одним фильмом, тоже о подземных ходах.
- В одном из залов музея представлен список иконы Спаса Нерукотворного. Как удалось восстановить облик утраченной иконы?
- До сегодняшнего дня у нас не было ни одной похожей копии этой иконы, сохранилась только черно-белая фотография. А оригинал, как мы знаем, был утерян. Но не так давно был найден один из списков иконы. Один из святых отцов из Кирова побывал в Ново-Спасском монастыре Москвы и в алтаре собора сфотографировал список с оригинальной. Кировский иконописец Екатерина Ильина смогла восстановить икону по этому фото.
- Валерий Иванович, откуда у вас интерес к истории нашего города?
- Всей информацией, которую я для себя открываю, я не могу не делиться. Знания, полученные тобой, неполноценны, пока ты их не передашь другим.
Когда говорят, что Киров (Хлынов) - это дыра, что здесь делать нечего, когда люди стараются убежать в столицы, это происходит оттого, что кировчане просто не знаю свою историю. Если мы будем знать, то и наши дети будут гордиться тем местом, где живут. Поэтому в музее мы рассчитываем на школьников — то поколение, которое пока еще не испорчено и может впитать все лучшее.
- Кто-то из предпринимателей помогает Вам?
- Нет, желающих вкладывать средства пока нет. Зато простые люди приходят, помогают, кто чем может. Кто-то приносит экспонаты, кто то дарит своё мастерство, знания, умение….
Вот, например, наш зал народных промыслов. Здесь представлены очень интересные старинные предметы, среди них, кстати, есть совсем оригинальные вещи. Как вы думаете, что это? Никто сразу не может догадаться, даже мастера, которые сами работают руками. А это, между прочим, токарный станок.
А вот последние изделия знаменитой на всю страну кировской фабрики «Идеал»... Шкатулочки с секретом... Сейчас такие уже не делают...
Если возвращаться к вопросу о помощи и затратности идеи создать музей... Да, это очень затратно. Но раз уж я взялся за это дело, я его не брошу.
- Музей будет доступным для всех? Какой будет цена за вход?
- Мы определили, что билет будет стоить 150 рублей, льготный для школьников и пенсионеров — 100 рублей. Здесь совершенно однозначно не ставится цель зарабатывать деньги. Я понимаю, что в любом случае, музей никогда не окупится. Но мне важно донести информацию до детей и взрослых.
- Сейчас у горожан часто возникает вопрос о меценатстве. Как вы считаете, что это такое — меценатство в 21 веке?
- Это какие-то действия, которые происходят в интересах людей, а не с целью извлечения прибыли. Те проекты, которые сегодня позиционируются «для города», служат порой только для получения дохода. Настоящий меценат — купец Яков Прозоров. Он жил в Вятке, жертвовал на образование детей, на строительство храмов. Каждый месяц человек откладывал определенные суммы на нужны города. А ведь никто его об этом не просил...
Я не краевед, не историк, многие мне это в упрек ставят. А я им отвечаю: «Профессионалы построили «Титаник», а любитель — ковчег». Я стараюсь передать то, как я чувствую историю нашего города.
- Для вас музей — это новое дело. Что почерпнули?
- Музей — это только переходный этап. Я начал с Путеводителя по Хлынову, но быстро понял, что этого недостаточно, нужна визуализация. Тогда я пошел на установку информационных щитов по городу, а потом, после перевода рукописи Вештомова, родилась идея музея. Но и это еще не завершение работы.
Я не оставляю идею реконструкции Кремля в полную величину. Опять же я не мог прийти к реальным объемам без макета. Сейчас представляю, как выглядел Кремль, и готов его воссоздать таким, каким он был.
- Где появится Кремль? В Кирове?
- Нет, не в городе, скорее всего, за его пределами. Это будет такая территория, где будут проводиться реконструкции, мастер-классы, ... Пока все упирается в место, его нужно искать. А в городе, я считаю, вполне возможно реконструировать часть оборонительных сооружений. А еще была задумка овраг Засора, между Ленина и Казанской, сделать исторической зоной, с домами – избами, в котороых размещены музейные экспозиции, проводились бы мастер-классы, можно было прогуляться и отдохнуть немного в другом историческом периоде. Но это пока в планах, сейчас на первом месте — музей.
- Что является Вашей опорой? Ваш бизнес?
- Как таковым бизнесом я сейчас мало занимаюсь. Понял одно — всего не заработаешь. Того запаса, что был сделан, мне пока хватает. Не будет меня — и что? Не будет торгового дома «Лонда», никто и не вспомнит о нем. А в памяти останутся вещи, которые, может, переживут меня.
Хочу выразить благодарность своей семье. Меня поддерживают, где-то просто не мешают, а где-то — помогают. Например, младший сын помогает в строительных вопросах, старший — в вопросах дизайна. А дочка будет участвовать в реконструкциях. А супруга - самая главная опора в житейских вопросах.
- Валерий Иванович, спасибо за экскурсию! Хочется, чтобы все Ваши планы смогли воплотиться в жизнь!