Месяц без надзора: нужен ли бизнесу мораторий на проверки?

В рубрике «Переговорный пункт» портал ikirov.ru выяснил у бизнес-сообщества, ощутили ли предприниматели на себе отсутствие проверок и какие ещё шаги стоит предпринять для повышения эффективности работы с надзорными органами.

Уже месяц как бизнес ушел на "надзорные каникулы". В течение трёх лет небольшие компании не будут подвергаться плановым проверкам - с учетом нескольких исключений. Так, освобождение от проверок не коснулось компаний, которые работают в сферах образования, медицины и социального обслуживания, а также аудиторских организаций, управляющих компаний многоквартирных домов и организаций, работающих с гостайной. Не прекратились также налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды; сохранился и надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности.

В рубрике «Переговорный пункт» портал ikirov.ru выяснил у бизнес-сообщества, ощутили ли предприниматели на себе отсутствие проверок и какие ещё шаги стоит предпринять для повышения эффективности работы с надзорными органами.

Участники «Переговорного пункта»:

  • Леонид Перминов, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты
  • Василий Зонов, владелец сети киосков «Ключ здоровья»
  • Тимур Гусев, президент «Земельно-имущественной» компании
  • Александр Авдеев, индивидуальный предприниматель
  • Валерий Туруло, генеральный директор АНО «Кировский РИИЦ»

1. Как вы оцениваете сегодня действие моратория? Стало ли меньше проверок и как вы в целом оцениваете эту инициативу?

Леонид Перминов

По сравнению с прошлым годом, сейчас количество плановых проверок действительно сократилось примерно на 25-30%. Это, конечно, плюс, хотя ВТПП не подсчитывает количество внеплановых проверок на предприятиях. Однако стоит понимать, что тема проверок достаточно противоречивая. Вопрос даже не в их количестве, а в направленности. Проверки надзорных органов носят карающий характер, а хотелось бы, чтобы к бизнесу относились с уважением. Именно в этом направлении планируем вести диалог с надзорными органами в 2016 году.

Тимур Гусев

Если честно, я бы не сказал, что как-то особенно ощутил действие этого закона. Меня и раньше никто не тревожил, и сейчас. Я думаю, что проверяли, проверяют и будут проверять тех, кто совершает злостные нарушения. А тех, кто работает легально и официально, проверять нет смысла. В целом проверки необходимы, потому что в противном случае предприниматели могут начать нарушать закон массово. У нас на Руси как любят работать? С кнутом и пряником. Если есть какое-либо нарушение, за которое предприниматель может быть наказан, он должен знать, что проверка придёт и выяснит это. А если он будет знать, что никто не придёт не проверит, он будет совершать нарушения, которые в итоге скажутся на потребителях.

Василий Зонов

Я целиком и полностью поддерживаю введённый мораторий, поскольку нашему малому и среднему бизнесу и так сейчас непросто. Предпринимательство у нас занимает незначительную долю - всего 10% ВВП страны. Немногие в нём работают и выживают. Это не процветающая область, если она не связана с бюджетом и с чиновничеством какими-то не совсем прозрачными и чистыми связями, а существует автономно, независимо и самостоятельно вопреки всяческим явлениям, которые имеют место быть в нашей экономике в последнее время. Таким людям этот излишний надзор, контроль - причём, как правило, с каким-то карающим уклоном - будет тяжело воспринимать. Поэтому, конечно, инициативу приветствую.

Валерий Туруло

Этот мораторий - всего лишь декларация. В нём есть очень хитрая вещь - проверки не будут проводиться за исключением поступивших заявлений. Именно из-за этого мораторий носит относительный характер. Например, завтра я на кого-то как конкурент написал заявление или с кем-то договорился - и пошли проверки. Так и бывает. Я, к примеру, начал отстаивать предпринимателей-ярмарочников, и тут же прокуратура устроила им дополнительные проверки. У меня уже сложилось мнение, что всё хорошее, что говорится, специально провоцирует ситуацию, чтобы проверить, кто ещё шевелится, кто ещё остался на плаву, чтобы получить с них денег в бюджет. Это чистейшая провокация.

2. Как вообще складываются сегодня отношения с надзорными органами? Ощущаете ли вы какое-либо давление или неудобство при взаимодействии с ними?

Александр Авдеев

Давления налоговых органов на лично мой бизнес я не ощущаю, даже забыл, что это такое, причём давно. Да, проходят время от времени проверки, решаются текущие вопросы, которые могут возникать у налоговых органов, но они нас не напрягают, мы решаем их в текущем времени. Нет такого, чтобы они обременяли или затрудняли нашу работу. Тем не менее, слухами земля полнится, и если я не ощущал карательной политики, то слышал, что такие вещи существуют. В этом, конечно, главный минус проверок любого рода.

Василий Зонов

У наших надзорных органов подход людоедский. Я предприниматель - специалист в своей области, в том, чем я занимаюсь. Я ничего не понимаю в бухгалтерии, в новом законодательстве, а понимаю в том деле, каким я занимался всю жизнь. И, допустим, я по незнанию совершаю какую-то ошибку. В таком случае прокуратура расценивает её как умышленное деяние, совершённое с целью сокрытия налогов и так далее, и норовит сразу, чтобы поставить себе галочку и заработать премию, покарать максимально строго. Такой подход, доставшийся нам ещё с советских времён, я считаю, должен быть искоренён. Конечно, у нас граждане тоже далеко не законопослушные, предприниматели тоже не идеальные люди, и полагаться на их совесть в надежде, что они будут соблюдать законы, СанПины и заниматься делом добросовестно, очень трудно. Проверки нужны, но они должны быть более дружелюбными. Надзорные органы должны нести не только карательные, но и в первую очередь рекомендательные функции, им стоит смягчить жёсткость. К примеру, за нарушения достаточно финансового штрафа, а не срока в несколько лет.

3. Какие бы изменения вы хотели видеть в работе надзорных органов с предпринимательством?

Александр Авдеев

Взаимодействие с предпринимателями зависит от того, какую цель преследует налоговый или надзорный орган. Если они живут одним днём, стараясь наказать предпринимателей как можно суровей, пусть так и живут, правда, что они потом будут кушать - непонятно. Бизнес способен, конечно, на то, чтобы минимизировать налоговые издержки, но налоговой инспекции не стоит забывать о том, что мы всё-таки добытчики. И если они хотят покушать хорошо один раз, а потом голодать, то могут продолжать проводить проверки в карательной режиме. А если хотят жить долго, то пусть обеспокоятся сменой политики.

Тимур Гусев

Нередко сегодня надзорные органы применяют карательный режим и наказывают слишком строго. Хотелось бы пожелать им, чтобы их работа носила, скорее, уведомительный характер. К примеру, совершил предприниматель проступок, сам того не желая или не зная - зачем наказывать его какими-то безумными штрафами? Знаю, что цифры до нескольких сотен тысяч доходят. Многие предприниматели и так еле на плаву держатся. Думаю, что для впервые совершённых нарушений достаточно будет рекомендаций. И обязательно проводить с бизнесом разъяснительную работу.

Василий Зонов

Я думаю, что нашим законотворцам стоит обратить внимание на законодательную практику в западных странах, где процветает бизнес. Не надо изобретать велосипед и тащить надзорную практику из ГУЛАГа, откуда-то из советской системы. Лучше посмотреть, опыт какой из западных стран мы могли бы внедрить. Например, в США 80% ВВП обеспечивается частными компаниями - это значит, что бизнес там процветает, обеспечивает рабочие места и платит налоги значит, создаёт качественные продукты, которые пользуются спросом во всём мире - это признак здоровья общества. О чём говорят прекрасные экономические и социальные показатели.

Валерий Туруло

Все подобные инициативы - это полумеры. Чтобы защитить бизнес, необходим системный подход к его развитию. К примеру, создавать дорожные карты. Мы нарисовали дорожную карту развития производителей местных товаров и реализации этих товаров. Сегодня рабочая группа правительства области приняла её и передала в рабочую группу стратегии развития экономики Кировской области до 2030 года. Мы рассчитываем, что карта будет рассмотрена и принята как основа для развития предпринимательства. Тогда появится системный элемент. Необходимо понимать, что защита бизнеса и предпринимателей будет только в том случае, если их деятельность будет стратегирована и будет иметь динамику развития. А стратегировать и иметь динамику предприниматели могут только вместе - объединяясь. Надо искать механизмы развития не в виде помощи деньгами или послаблениями, а в виде организации технологических цепочек, когда люди будут бартерно обеспечивать друг другу какие-то услуги и в итоге снижать себестоимость товаров.

Журналист

Похожие материалы по теме

Спасение спортсменов — дело рук самих спортсменов?

Что станет со спортивной индустрией за несколько месяцев простаивания? Все ли «переживут» нелёгкие времена? Нужно ли рассчитывать на помощь государства в этом вопросе? Об этом и не только мы поговорили с руководителями кировских спортивных школ и тренерами.