Чем теперь занимается Наталия? Как складывается её театральная жизнь в чужом городе? И почему всё-таки она покинула Киров? Мы встретились с актрисой , конечно же, в Театре на Спасской.
- Наталия Красильникова, выпускница Санкт-Петербургской академии театрального искусства, участник Международной лаборатории театральных педагогов под руководством Юрия Альшица. Лаборатория создана при СТД РФ и занимается разработкой новых концепций и методов театрального образования. Актриса Театра на Спасской, ныне - Тульского театра драмы.
Наталия, как давно Вы не были в Кирове?
Я приезжала в декабре, посмотрела один из спектаклей, попала на Zдвиг. Повидала практически всех, с кем раньше работала.
- Скучаете по Кирову?
- Очень! Я прожила здесь 15 лет, Киров мне снится. А чаще всего снится театр. Думаю, это естественно. Мы жили одной жизнью… Театр - это такое место, которое навсегда.
- Как Вы решились на переезд в чужой город. Вы сами, насколько знаю, не из Тулы?
- Не из Тулы. И этот город я только узнаю, знакомлюсь с его жизнью. То есть я такой новичок. И с тульским театром я только-только начинаю знакомиться. Я снова начинающая артистка. Была не начинающая, а теперь все заново. Произошла такая смена всего, и я опять оказалась в начале творческого пути.
- Но это же большая опасность - менять все?
- Конечно, это большой риск, а с другой стороны – в этом есть энергия начала. Я работаю в Тульском академическом театре драмы. Конечно, я не совсем как после института, но все равно практически с «ноля».
- Что там по-другому? Все-таки Театр на Спасской рассчитан больше на молодую аудиторию, а там?
- Там другой менталитет, другие спектакли, другие традиции. В каждом городе свой зритель, тульский отличается от кировского. Не могу сказать конкретно по пунктам, но когда ты выходишь на сцену и чувствуешь дыхание зала, ты понимаешь, что зритель реагирует по-другому. Когда мы ездили на гастроли, например, в Сыктывкар, мы знали, что в Кирове зрители откликаются на одни сцены, а в Сыктывкаре – совсем на другие . К этому нужно быть готовым.
- То есть Вы не сразу попали в театр в Туле?
- Попала сразу. Но когда приходишь в новый театр, естественно, это не значит, что ты на следующий день начинаешь выходить на сцену... Сначала нужно наработать спектакли и роли, познакомиться с режиссерами, актерами. Они узнают тебя, ты - их. Я смотрю спектакли: как они работают, какие режиссеры, какие актеры. Я осознаю, что я на позиции ученика, но это, мне кажется, правильная позиция.
- Как изменилась театральная жизнь после Кирова? В Туле она более экспериментальная?
- Могу сказать, что в Кирове тоже были интересные проекты, которыми мы увлекались. Например, «Актер крупным планом» в самом театре, или когда мы - несколько артистов - занимались, можно сказать, художественной самодеятельностью, называя себя в шутку «драмкружком». Мы искали материал, что-то делали. И два спектакля, которые появились в результате такого самостоятельного поиска, вошли в репертуар театра – «Маленький принц» и «Кукольный дом».
Еще был спектакль «Шуточки Чехова». Он не вошел в репертуар театра, мы играли его на других площадках.
В Кирове был и другой полезный опыт - я искала себя как актриса, работающая с маленькими детьми. Свое актерское образование я получила на кафедре театра кукол в СПГАТИ. Просто так получилась, что я ушла в театр драматический, но театр кукол мне близок, и мы делали спектакли с куклами и в Кирове, и вот теперь в Туле.
- Тульская арт-площадка «Барабан» - это Ваше новое направление в работе?
- «Барабан» только начинается, еще не было даже официального открытия. Это проект молодой творческой команды, у них есть интересные идеи. Первый проект детского модуля «Барабана», в котором я принимала участие, это «Рождество в Муми-доме».
- Вы перешли на детскую тематику?
- Нет, я бы так не сказала. Это просто значит, что театр мне интересен в целом - и детский, и взрослый. Я люблю учиться. И каждый раз, когда начинаю что-то новое, сначала с удовольствием учусь сама, а потом, если получается, пытаюсь рассказать это другим, поделиться.
- Каким был Ваш первый спектакль в Тульском театре?
- Моей премьерой стал спектакль «Как управлять мужчиной ( Лисистрата)». Я сыграла роль спартанки Лампито.
- А в каком спектакле вы бы хотели сыграть в жизни хотя бы раз?
- Хороший вопрос. Но артисты - суеверные люди, и они обычно на этот вопрос не отвечают. У меня были актерские мечты, когда я училась в академии и когда работала в «Театре на Спасской». И я очень рада, что те роли, о которых я мечтала, случились в моей жизни.
Например, роль Джульетты. Это был подарок, который дорог мне до сих пор. И воспоминания об этой работе греют и сейчас.
Был момент, когда мне хотелось сыграть Маленького принца, и это случилось. Мы мечтали, чтобы был «Кукольный дом», и он был. Я очень рада, что это так.
- Какая роль изменила вас?
- Я стараюсь не застывать в готовой творческой и человеческой форме, и рада тому, что судьба время от времени меня поворачивает. Изменяют не только роли. Роли - да, безусловно. Невозможно столкнуться в своей жизни с Шекспиром и спокойно пройти мимо. Шекспир - это махина, он выворачивает тебя наизнанку. Нельзя сыграть Ануя и не измениться. Это роли, которые существуют помимо нас. Я отношусь к ним очень трепетно и уверена, что роли приходят не просто так. К ним нужно с уважением относиться. Если пришла ко мне Нора, то, возможно, мы были как-то друг другу интересны, нужны. И я благодарна.
В то же время в жизни какая-то поездка может тебя изменить. Или посмотрела спектакль - и снова встряска. Я готова меняться, «обнуляться» и строить свою систему заново.
- Режиссером хотите себя попробовать?
- Это другой взгляд на творчество. Не знаю, что будет потом, но на сегодня мне ближе другая профессия – педагога театра. В некоторых театрах, кроме режиссеров, есть человек, который занимается с актерами. Он не ставит спектакли, он работает с артистами. Он видит еще не раскрытые качества, потенциал. Мне нравится искать ключики, открывающие творческую энергию в людях. Поэтому мне интересно заниматься и с актерами, и не только.. Если я хотя бы немного помогла человеку раскрыть себя - это огромное счастье.
- Когда Вы осознали, что можете учить других?
- В Кирове я училась в педагогическом колледже, так что, видимо, педагогические способности во мне были и тогда... Уже в театре я достаточно быстро почувствовала необходимость учиться дальше. Поехала в Санкт-Петербург, в академию театрального искусства, учиться в аспирантуре, а потом стала пробовать себя в педагогике театра.
- Каково учить своих же коллег?
- Нелегко, особенно если это твои же партнеры по сцене… Могу сказать, что на занятии в Кирове были актеры из всех трех кировских театров, и два часа для нас прошли не зря.
- Наталия, когда вы уезжали в апреле 2015-го, кировчане высказывали разные версии, почему |Вы так решили... Сейчас можете сказать?
- Никакой глобальной причины не было. Просто на тот момент созрело желание попробовать себя в другом пространстве. Профессия актера, в нашей системе координат, предполагает работу в одном театре. Это хорошо, с одной стороны, потому что театр — это дом, семья. Сейчас к этому многие стали относится с иронией…Это их право, но я работала именно в таком театре.
А с другой стороны, я по-хорошему завидую режиссерам и художникам, которые могут приехать в один город и поставить спектакль, а потом уехать в другой и поставить там. Мне кажется, их творческий потенциал за счет этого растет. Если мы, актеры, не имеем возможности ездить на фестивали, смотреть театры в других городах, странах, это не совсем нам на пользу. Поэтому в идеале артисты тоже должны иметь возможность поработать там и там, посмотреть, попробовать…Непонятно пока, как это осуществить, но было бы здорово.
- Наталия, после переезда Вы больше нашли или что-то все-таки потеряли?
- Время покажет...
- Когда приедете в Киров в следующий раз?
- Очень хочется сказать, что скоро. Надеюсь, так и будет!
- Спасибо, Наталия! Удачи Вам!
- И Вам того же! И спасибо!