Спиридон Лянгусов: Торговля с Китаем принесла Лянгусову крупные прибыли

Можно смело утверждать, что традиции гражданского общества на Вятке зародились очень давно, а его проводниками, так сказать, прародителями, были купцы. Да и само понятие "торговый купец" появилось в 17 веке. Правда, тогда купцами назывались и продавцы, и покупатели.

Известно, что торговые люди считались элитой вятского общества, жили на широкую ногу и действительно влияли на городскую жизнь. 17 век краеведы связывают с тремя крупными купеческими фамилиями - Рязанцевы, Балезины и Лянгусовы. О Спиридоне Яковлевиче Лянгусове сегодня наш разговор.

Спиридон Яковлев Лянгусов (ок. 1650-е — 1712) — купец Гостиной сотни, вел торговлю в русских городах, Сибири и Китае. Точные даты рождения и смерти не установлены...

А был это купец Гостиной сотни. И человек, который одним из первых рискнул повезти русские товары в Китай.

Батюшка Спиридона, Иаков Микифоров, служил приказчиком у члена Гостиной сотни Андрея Гостева. В 1661, еще мальчишка Спиридон сопровождал отца в Сибирь, смотрел, как ладится его работа. Поэтому не удивительно, что купеческую "карьеру" Спиридон Яковлевич тоже начал с должности приказчика у Гостевых. С 1663 года Спиридон Лянгусов - приказчик у Ильи Гостева, сына того самого Андрея Гостева, у которого работал батюшка Спиридона Яковлевича.

Средневековое купечество

Чтобы понять, как могли вроде бы обычные торговые люди влиять на жизнь целого города, нужно выяснить, какими были купцы 17 века.

Редкие сведения о вятских торговых людях 17 века содержатся в дозорной книге князя Федора Звенигородского (1615 г.). В ней перечисляются торговые заведения хлыновских посадских людей – лавки, амбары, полки. Среди владельцев лавок называются Федор Рязанцев, Томилка Бутин, Данила Русских, Ивашка Сидоров, Васка и Оничка Слобожаниновы, Елизарко Хохряков, Тренка Калинин, Савка Зонов.

В Хлынове имелись и лавки, предназначенные для приезжих купцов: «Да под новым храмом Живоначалныя Троицы 2 лавки, а торговати в тех лавках приезжим людем, а оброк платить к Троице на вино церковное и на свечи». Восемь лавочек для иногородних имелись «под Спасом по обе стороны в болшом, да в мясном ряду» и три лавочки «под Вознесенскою церковью».

Писцовая книга 1628 г. фиксирует уже свыше 100 лавок, причём некоторым хлыновским купцам – Ивашке Сидорову, братьям Слободиным, Тренке Рязанцеву, Богдашке Балезину, Гришке Хохрякову, Максимке Сатюкову – принадлежали сразу несколько торговых заведений. Помимо лавок посадские люди владели амбарами, «харчевыми шелашами», торговыми клетями, рыбными, калашными и хлебными полками.

В писцовой книге 1628 г. указываются и иногородние торговые люди. Так, в рыбном ряду находились лавки «устежен» Офонки Команева, Якима Грудцына, Третьяка Печенина, в мясном – «Ивашки суздальца».

В Вятском крае жили и работали члены двух элитных торговых групп – купцы гостиной и суконной сотен.

Гостиная сотня - привилегированная группа русского купечества конца 16 — начала 18 вв. В нее, по царскому указу, попадали самые крупные предприниматели со всей страны. Купцы Гостиной сотни имели именные жалованные грамоты, получали право вести оптовую торговлю, например, с другими государствами, освобождались от налогов, получали землю.

Выходцы из провинциальных городов, став членами московских корпораций, в том числе Гостиной сотни, бывало, не перезжали в столицу, а оставались дома - налаживать жизнь и устанавливать хозяйственные связи на новом месте было часто затруднительно. Многие купцы, пожив какое-то время в Москве, возвращались обратно в те места, где жили раньше.

В состав привилегированного купечества в 17 – первой четверти 18 веков входили представители следующих вятских фамилий: Балезиных, Рязанцевых, Гостевых, Лянгусовых, Сунцовых, Вяземских, Вороновых, Куклиных, Шеиных.

Торговые люди составляли некую верхушку общества. Купеческие фамилии участвовали в работе государственных и общественных учреждений: от дьяков и подьячих приказных изб до выборных должностей местного самоуправления. Именно предприниматели избирались на должность земских старост. Ведь вести дела, связанные с финансовыми вопросами, могли люди расчётливые, с хозяйскими замашками и крепкой хваткой.

Есть и другое объяснение тому, почему купцы получили влияние. Местное население почти полностью зависело от товаров, поставляемых торговыми людьми в суровый и неплодородный край. Но и спрос на вятскую продукцию, прежде всего промысловую и сельскохозяйственную, на внутреннем российском рынке тоже был велик.

А кроме того, Хлынов удобно расположился - на самой границе Русского Севера, Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Через город на Вятке тянулись в разные стороны ниточки торговых связей.

Так что совершенно закономерно еще в допетровские времена купечество превратилось в настоящую корпоративную организацию.

Жизнь личная

Судя по переписной книге 1678 года, Спиридон Лянгусов жил со своей семьей в Хлынове в монастырской слободке. Двор семьи описывается так: "Во дворе Спирка да Гришка, Яковлевы дети, Лянгусовы; у них братья: Петрушка 10 лет да Захарко 7 лет; у них же купленой калмыцкого рода Ортюшка 5 лет, да срочной работник Тимошка Котельников 15 лет".

А 40 годами позже, В 1710 году, в Переписной книге "всякаго чина людей мужеска и женска полу" воеводы С. Д. Трахониотова о семье Спиридона Лянгусова имеется запись: "Да в Хлынове ж на посаде во дворе гостиной сотни Спиридон Яковлев сын Лянгусов 60 лет, у него дети: Филат 23 лет, Федот 16 лет. У Филата жена Катерина Корнилова дочь 24 лет; у них дети Ирина 3 лет, Дарья 2 лет, Агафья 4 недель. У него ж выкупленные калмыки: Михей Яковлев сын Шмелев 20 лет, Иван Фомин сын Фоминых 13 лет, Иван Филатов сын Лянгусов 15 лет, Андрей Алексеев сын Урванцов 20 лет, Иван Павлов сын Алмащиков 21 года. У Михея жена Анна Петрова дочь 14 лет; у Ивана Лянгусова жена Настасья Гаврилова дочь 20 лет, у них дочь Татьяна 1/2 года; у Ивана Алмащикова жена Дарья Иванова дочь 20 лет, у них дочь Дарья 1/2 года. И всего в его Спиридонове дворе людей мужеска и женска пола семнадцать человек".

Здесь Спиридону Яковлевичу уже исполнилось 60 лет, и он именуется купцом той самой Гостиной сотни. В эту корпорацию, считает доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории Михаил Судовиков, Лянгусов зачислился в начале 1680-хх годах. Были у Лянгусова 2 сына - Филат и Федот. А на его дворе, помимо детей, невестки и внучек, жили многочисленные работники. Уже это, уверяет краевед, говорит о состоятельности семейства.

А место той самой монастырской слободки, где было большое подворье хлыновского купца, можно найти и сегодня. Это примерно площадка у стен Трифонова монастыря, в сторону телевышки.

"Окно" в Китай

Уже с 1686 года Спиридон начал свою, самостоятельную коммерческую деятельность.

К этому времени он наладил активную торговлю с Архангельском и городами Сибири - возил туда всякие хлыновские товары: хлеб, зерно, муку, лен, пушнину.

Бывал Лянгусов и в Астрахани. Кстати, оттуда он привозил работников - калмыков. Их крестили и называли православными именами. К 1686-1687 на Спиридона Лянгусова в Сибири работало несколько приказчиков.

Совершенно новые возможности для успешного торговца открылись после 1689 года, после подписания Нерчинского договора с Китаем. В 1692 году Спиридон Яковлевич не просто был в составе каравана, направленного русским правительством в Китай. Кстати, возглавлял караван датский купец Избрант Идес.

А вот хлыновчанин был назначен руководителем каравана, а еще он отвечал за меха и товары.

С тех пор заграничная торговля Лянгусова наладилась совершенно. Купец не раз водил в Китай караваны с государевою меновою казною. В наказной памяти таможенному голове Нерчинска Петру Худякову сообщалось: "…В прошлых 203 и в 204 и в нынешнем 205 году, по указу великого государя, отпущен с Москвы в Китайское государство купчина гостиные сотни Спиридон Лянгусов с товарищи, для купецких его великого государя дел, а с ним для своих торгов гостиные прикащики, и гостиные сотни и московских розных слобод, и городовые торговые люди…".

О том, как возвращался хлыновский купец из одного такого путешествия, написал в 1699 году Нерчинский воевода С.Ф. Николаев: "Купчина гостиной сотни Спиридон Лянгусов с товарищи из Китайского государства, с твоею, великого государя, меновою китайскою казною, и с торговыми в короване и всяких чинов людми, в Нерчинск вышел".

Вместе с Лянгусовым с Китаем торговали и другие хлыновские купцы, в том числе сын Спиридона Филат. Он, кстати, бывал в Поднебесной и после смерти отца.

Торговля с Китаем принесла Лянгусову "крупные прибыли и известность на царском дворе". А традиции разветвленной, продуманной и честной торговли первых купцов подхватили их сыновья, внуки и правнуки.

По материалам: "Купеческое сословие Вятско-Камского региона" (М.С.Судовиков, 2009 г.), альманах библиотеки им. Герцена, выпуск №11 "Вятские торговые люди XVII века".

Огромное спасибо за консультации Михаилу Сергеевичу Судовикову. Увидимся на страницах портала!

Похожие материалы по теме

Век становления. Как на Вятке 99 лет назад появился первый ЗАГС

18 декабря — важная дата в истории страны. В этот день, в 1917 году вышел Декрет новой советской власти «О гражданском браке...». Создавать семью по-старинке, в церкви, стало незаконно.

Иван Кардаков: "Цены на все товары в магазине - без запроса"

Не часто так происходит, чтобы в названии магазина звучала фамилия его основателя. Магазин "Кардаковский" - исключение. Что значил для Вятки огромный по дореволюционным временам торговый дом на пресечении Спасской и Вознесенской улиц (сегодня Спасская и Ленина), знатокам истории рассказывать не нужно.

Яков Прозоров: «Время - на дело»

Потомственный купец и меценат, предприимчивый, но в то же время щедрый человек. Яков Прозоров старался быть во всем первым, жертвуя при этом своим временем, силами, средствами, но все это не ради наград, титулов и званий.