Известно, что торговые люди считались элитой вятского общества, жили на широкую ногу и действительно влияли на городскую жизнь. 17 век краеведы связывают с тремя крупными купеческими фамилиями - Рязанцевы, Балезины и Лянгусовы. О Спиридоне Яковлевиче Лянгусове сегодня наш разговор.
Спиридон Яковлев Лянгусов (ок. 1650-е — 1712) — купец Гостиной сотни, вел торговлю в русских городах, Сибири и Китае. Точные даты рождения и смерти не установлены...
А был это купец Гостиной сотни. И человек, который одним из первых рискнул повезти русские товары в Китай.
Батюшка Спиридона, Иаков Микифоров, служил приказчиком у члена Гостиной сотни Андрея Гостева. В 1661, еще мальчишка Спиридон сопровождал отца в Сибирь, смотрел, как ладится его работа. Поэтому не удивительно, что купеческую "карьеру" Спиридон Яковлевич тоже начал с должности приказчика у Гостевых. С 1663 года Спиридон Лянгусов - приказчик у Ильи Гостева, сына того самого Андрея Гостева, у которого работал батюшка Спиридона Яковлевича.
Средневековое купечество
Чтобы понять, как могли вроде бы обычные торговые люди влиять на жизнь целого города, нужно выяснить, какими были купцы 17 века.
Редкие сведения о вятских торговых людях 17 века содержатся в дозорной книге князя Федора Звенигородского (1615 г.). В ней перечисляются торговые заведения хлыновских посадских людей – лавки, амбары, полки. Среди владельцев лавок называются Федор Рязанцев, Томилка Бутин, Данила Русских, Ивашка Сидоров, Васка и Оничка Слобожаниновы, Елизарко Хохряков, Тренка Калинин, Савка Зонов.
В Хлынове имелись и лавки, предназначенные для приезжих купцов: «Да под новым храмом Живоначалныя Троицы 2 лавки, а торговати в тех лавках приезжим людем, а оброк платить к Троице на вино церковное и на свечи». Восемь лавочек для иногородних имелись «под Спасом по обе стороны в болшом, да в мясном ряду» и три лавочки «под Вознесенскою церковью».
Писцовая книга 1628 г. фиксирует уже свыше 100 лавок, причём некоторым хлыновским купцам – Ивашке Сидорову, братьям Слободиным, Тренке Рязанцеву, Богдашке Балезину, Гришке Хохрякову, Максимке Сатюкову – принадлежали сразу несколько торговых заведений. Помимо лавок посадские люди владели амбарами, «харчевыми шелашами», торговыми клетями, рыбными, калашными и хлебными полками.
В писцовой книге 1628 г. указываются и иногородние торговые люди. Так, в рыбном ряду находились лавки «устежен» Офонки Команева, Якима Грудцына, Третьяка Печенина, в мясном – «Ивашки суздальца».
В Вятском крае жили и работали члены двух элитных торговых групп – купцы гостиной и суконной сотен.
Гостиная сотня - привилегированная группа русского купечества конца 16 — начала 18 вв. В нее, по царскому указу, попадали самые крупные предприниматели со всей страны. Купцы Гостиной сотни имели именные жалованные грамоты, получали право вести оптовую торговлю, например, с другими государствами, освобождались от налогов, получали землю.
Выходцы из провинциальных городов, став членами московских корпораций, в том числе Гостиной сотни, бывало, не перезжали в столицу, а оставались дома - налаживать жизнь и устанавливать хозяйственные связи на новом месте было часто затруднительно. Многие купцы, пожив какое-то время в Москве, возвращались обратно в те места, где жили раньше.
В состав привилегированного купечества в 17 – первой четверти 18 веков входили представители следующих вятских фамилий: Балезиных, Рязанцевых, Гостевых, Лянгусовых, Сунцовых, Вяземских, Вороновых, Куклиных, Шеиных.
Торговые люди составляли некую верхушку общества. Купеческие фамилии участвовали в работе государственных и общественных учреждений: от дьяков и подьячих приказных изб до выборных должностей местного самоуправления. Именно предприниматели избирались на должность земских старост. Ведь вести дела, связанные с финансовыми вопросами, могли люди расчётливые, с хозяйскими замашками и крепкой хваткой.
Есть и другое объяснение тому, почему купцы получили влияние. Местное население почти полностью зависело от товаров, поставляемых торговыми людьми в суровый и неплодородный край. Но и спрос на вятскую продукцию, прежде всего промысловую и сельскохозяйственную, на внутреннем российском рынке тоже был велик.
А кроме того, Хлынов удобно расположился - на самой границе Русского Севера, Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири. Через город на Вятке тянулись в разные стороны ниточки торговых связей.
Так что совершенно закономерно еще в допетровские времена купечество превратилось в настоящую корпоративную организацию.
Жизнь личная
Судя по переписной книге 1678 года, Спиридон Лянгусов жил со своей семьей в Хлынове в монастырской слободке. Двор семьи описывается так: "Во дворе Спирка да Гришка, Яковлевы дети, Лянгусовы; у них братья: Петрушка 10 лет да Захарко 7 лет; у них же купленой калмыцкого рода Ортюшка 5 лет, да срочной работник Тимошка Котельников 15 лет".
А 40 годами позже, В 1710 году, в Переписной книге "всякаго чина людей мужеска и женска полу" воеводы С. Д. Трахониотова о семье Спиридона Лянгусова имеется запись: "Да в Хлынове ж на посаде во дворе гостиной сотни Спиридон Яковлев сын Лянгусов 60 лет, у него дети: Филат 23 лет, Федот 16 лет. У Филата жена Катерина Корнилова дочь 24 лет; у них дети Ирина 3 лет, Дарья 2 лет, Агафья 4 недель. У него ж выкупленные калмыки: Михей Яковлев сын Шмелев 20 лет, Иван Фомин сын Фоминых 13 лет, Иван Филатов сын Лянгусов 15 лет, Андрей Алексеев сын Урванцов 20 лет, Иван Павлов сын Алмащиков 21 года. У Михея жена Анна Петрова дочь 14 лет; у Ивана Лянгусова жена Настасья Гаврилова дочь 20 лет, у них дочь Татьяна 1/2 года; у Ивана Алмащикова жена Дарья Иванова дочь 20 лет, у них дочь Дарья 1/2 года. И всего в его Спиридонове дворе людей мужеска и женска пола семнадцать человек".
Здесь Спиридону Яковлевичу уже исполнилось 60 лет, и он именуется купцом той самой Гостиной сотни. В эту корпорацию, считает доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой отечественной истории Михаил Судовиков, Лянгусов зачислился в начале 1680-хх годах. Были у Лянгусова 2 сына - Филат и Федот. А на его дворе, помимо детей, невестки и внучек, жили многочисленные работники. Уже это, уверяет краевед, говорит о состоятельности семейства.
А место той самой монастырской слободки, где было большое подворье хлыновского купца, можно найти и сегодня. Это примерно площадка у стен Трифонова монастыря, в сторону телевышки.
"Окно" в Китай
Уже с 1686 года Спиридон начал свою, самостоятельную коммерческую деятельность.
К этому времени он наладил активную торговлю с Архангельском и городами Сибири - возил туда всякие хлыновские товары: хлеб, зерно, муку, лен, пушнину.
Бывал Лянгусов и в Астрахани. Кстати, оттуда он привозил работников - калмыков. Их крестили и называли православными именами. К 1686-1687 на Спиридона Лянгусова в Сибири работало несколько приказчиков.
Совершенно новые возможности для успешного торговца открылись после 1689 года, после подписания Нерчинского договора с Китаем. В 1692 году Спиридон Яковлевич не просто был в составе каравана, направленного русским правительством в Китай. Кстати, возглавлял караван датский купец Избрант Идес.
А вот хлыновчанин был назначен руководителем каравана, а еще он отвечал за меха и товары.
С тех пор заграничная торговля Лянгусова наладилась совершенно. Купец не раз водил в Китай караваны с государевою меновою казною. В наказной памяти таможенному голове Нерчинска Петру Худякову сообщалось: "…В прошлых 203 и в 204 и в нынешнем 205 году, по указу великого государя, отпущен с Москвы в Китайское государство купчина гостиные сотни Спиридон Лянгусов с товарищи, для купецких его великого государя дел, а с ним для своих торгов гостиные прикащики, и гостиные сотни и московских розных слобод, и городовые торговые люди…".
О том, как возвращался хлыновский купец из одного такого путешествия, написал в 1699 году Нерчинский воевода С.Ф. Николаев: "Купчина гостиной сотни Спиридон Лянгусов с товарищи из Китайского государства, с твоею, великого государя, меновою китайскою казною, и с торговыми в короване и всяких чинов людми, в Нерчинск вышел".
Вместе с Лянгусовым с Китаем торговали и другие хлыновские купцы, в том числе сын Спиридона Филат. Он, кстати, бывал в Поднебесной и после смерти отца.
Торговля с Китаем принесла Лянгусову "крупные прибыли и известность на царском дворе". А традиции разветвленной, продуманной и честной торговли первых купцов подхватили их сыновья, внуки и правнуки.
По материалам: "Купеческое сословие Вятско-Камского региона" (М.С.Судовиков, 2009 г.), альманах библиотеки им. Герцена, выпуск №11 "Вятские торговые люди XVII века".
Огромное спасибо за консультации Михаилу Сергеевичу Судовикову. Увидимся на страницах портала!