Он просто служил своему делу, родному городу, людям — всем, кто нуждался в поддержке и помощи. Не случайно многие называли его кормильцем. А в Англии этого человека помнят и чтут даже спустя десятки лет после его смерти.
В середине июня 2015 года вышла в свет книга «История династии Прозоровых. Меценатство и благотворительность». Ее автор - Валентина Кощеева, педагог, краевед, член Вятского Прозоровского культурно-просветительного общества, лауреат премии «Вятский горожанин» - посвятила работе над этой книгой более 20 лет.
Валентина Ивановна рассказала о самых ярких страницах жизни нашего земляка.
Родился Яков Алексеевич в Вятке 27 сентября 1816 года. Специального образования он не имел. Известно, что у него было 2 класса уездного училища. Однако это не помешало ему стать успешным купцом и меценатом.
Любовь на всю жизнь
Еще в юности Яков Прозоров начал помогать своему отцу: выезжал в Архангельск для решения торговых дел, работал с приказчиками на перевалочных пунктах. Во время одной из таких поездок он встретил свою будущую жену — Пелагею Семеновну, дочь мещан. Она была родом из маленького северного городка Лальска Вологодской губернии.
«Однажды Яков Прозоров остановился в Лальске на ночлег, когда возвращался из Архангельска. Приехал домой и сказал отцу: «Женюсь!». Отец ответил: «Подожди – ты ее совсем не знаешь, был проездом». Но Прозоров младший был непреклонен. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Он с первого взгляда полюбил эту 16-летнюю девушку. И Пелагея была ему верным другом, помощником, супругой во все времена. Правда, пережила мужа на 11 лет», - рассказала Валентина Кощеева.
Качество на все времена
Яков Прозоров был купцом. В декабре 1855 года Вятское уездное казначейство выдало Якову Алексеевичу право на торговлю в качестве купца 1-й гильдии.
Он успешно торговал хлебом, льном, куделью, конским волосом. Причем наладил торговлю с заграницей. Товар он отправлял за границу самостоятельно, без посредников. Примечательно, что Яков Прозоров контактировал с иностранными торговыми домами и пользовался кредитами зарубежных банков. Вятского купца хорошо знали в Англии, Бельгии, Германии, Голландии. Товары, которыми торговал Прозоров, отличались высоким качеством.
«Конский волос, например, который Прозоров отправлял Лондон, снабдив его фирменным «прозоровским штампом», там даже не проверяли и не ставили его на карантин. И когда племенник Якова Прозорова Александр спустя 25 лет после смерти дяди приехал в Лондон со своей женой и пришел на торговую биржу, а там узнали, что это Прозоров из Вятки, ему был оказан шикарный прием. Александр был очень удивлен тому, что его дядюшку до сих пор помнят в Лондоне», - рассказала Валентина Ивановна.
Гостеприимный «Красный замок»
Доходы, получаемые от торговли, помогли Якову Алексеевичу не только стать успешным в своем деле, но и обзавестись собственным домом. Он приобрел его в 1848 году у мещан Злыгостевых. Располагался дом на перекрестке Вознесенской (Ленина) и Никольской (Пролетарская) улиц. Помимо жилого помещения в этом доме были баня, прачечная, погреба, сараи, каретники, рабочая изба.
Со временем Яков Прозоров скупил весь порядок домов на противоположной стороне улицы. Там у него были амбары для хранения материалов и продуктов, а также маленькие мастерские для их обработки. Со временем этот дом стал тесен для семьи Прозоровых. На смену ему Яков Прозоров построил другой, каменный дом в два этажа, с подвалами и антресолями.
«Дом отличался от других тщательной отделкой внутренних помещений, изумительным декором фасада, выполненным из местной кукарской опоки...», - так описывает внутреннее убранство прозоровского дома вятский архитектор и краевед А.Г. Тинский.
Дом Прозоровых сохранился до наших дней. В этом здании из красного кирпича - «Красном замке», что на углу Ленина и Красноармейской, располагается сейчас Кировский филиал Московской финансово-юридической академии.
«Дом Прозоровых слыл на Вятке гостеприимныи и хлебосольным. Все уважаемые люди города, приезжие гости из высшего общества принимались здесь. Радушная хозяйка вместе с невесткой руководила проведением парадных обедов. Хозяин же, как правило, выходил к гостям на минуту, так как очень дорожил своим временем и большую часть его проводил в кабинете за бумагами или в беседах с подчиненными», - рассказывает Валентина Кощеева.
«Они бездельники, а я так не могу»
«Интересный случай описывает в своих мемуарах племянник Якова Алексеевича. Как-то раз он пришел в гости к дядюшке, когда у того были гости – накрыты столы, играет музыка, а Яков Прозоров в это время работает в кабинете.
«Племянник зашел к дяде и спросил, почему он не с гостями, на что тот ответил: «Они бездельники. Они тратят столько времени впустую, а я так не могу: мне надо работать. Береги время. Время - на дело», - рассказала Валентина Кощеева.
Кормилец Вятки
В 1859 году Якова Прозорова избрали городским головой. А в 1860 году ему присвоили звание потомственного Почетного гражданина.
Будучи вятским городской головой (1859 — 1862) Прозоров возглавил комитет по строительству Александро-Невского собора и способствовал завершению его строительства.
Прозоров помогал и другим приходам города. Например, он не раз жертвовал на благоустройство и содержание Владимирской церкви.
Яков Прозоров помогал бедным. На Пролетарской улице в конце каждой недели бедным выдавалась мука, горох, растительное масло, иногда даже деньги. Не случайно многие жители Вятки называли Якова Прозорова «кормильцем».
Благодаря Якову Прозорову в Вятке в свое время появились два приюта - для мальчиков, а затем и для девочек из бедных семей.
В 1866 году он пожертвовал 15000 рублей на устройство в Вятке сиротского воспитательного приюта. Этот приют получил звание «дом презрения для детей бедных граждан города Вятки». В нем содержалось 40 мальчиков. Их обучали грамоте и ремеслу (столярному, слесарному, сапожному, портновскому).
В 1871 году Яков Прозоров приобрел здание на ул. Московской, 30 (сейчас там филиал Московского государственного юридиического университета имени О.Е.Кутафина), а в 1874-м передал его Благотворительному Обществу "Ремесленный приют для девочек". В нем воспитывалось от 20 до 40 девочек в возрасте с 6 до 16 лет.
Девочек из приюта учили грамоте, домоводству, кулинарному искусству и женскому мастерству: шитью, вязанию, вышиванию и так далее. Причем по окончании приюта девочкам собирали чемоданчик с приданым — самыми необходимыми на первое время вещами, и обязательно устраивали на работу в богатую семью. То есть девочки из бедных семей получали путевку во взрослую жизнь.
Конкурс щедрости
Во времена купечества в Вятке был создан государственный благотворительный фонд. Каждое сословие выплачивало определенный процент от своей прибыли. Купцы первой гильдии — одну сумму, побольше, второй гильдии — чуть меньше, третьей — еще меньше. А у Якова Прозорова был еще и свой благотворительный фонд, «прозоровский». Он отчислял в него 10 процентов с каждого рубля прибыли. Причем Яков Алексеевич соревновался в щедрости с другими купцами, например с Булычевым. Если тот вносил на какую-то акцию 500 рублей, Яков Прозоров — вдвое большую сумму. Короче говоря, он никогда не уступал и обязательно всегда шел впереди.
Когда Яков Алексеевич переехал в Петербург, он безвозмездно отдал городу Вятке несколько домов на 500 тыс. рублей.
За общественную и благотворительную деятельность Яков Прозоров получил дворянский титул.
«Это очень редкое явление, когда купца переводили в дворяне. Причем Якову Прозорову присвоили потомственное дворянство. Это звание переходило в дальнейшем его детям», - рассказала Валентина Кощеева.
Честное купеческое
«Яков Алексеевич принадлежал к той части своего сословия, которая считала честное купеческое слово законом, гарантией доверия к партнеру и ответственного отношения служащего к делу. Яков Прозоров был человеком живого ума, твердого характера, природной культуры, отличался вежливостью, обходительностью, при этом сам был человеком уважаемым. Все это так же способствовало росту и укреплению капитала", - отмечает в своих исследованиях Валентина Ивановна.
А подтверждением этому служит тот факт, что среди служащих, приказчиков и казначеев на перевалочных пунктах и пристанях, через которые товары Прозорова проходили от места закупки до портовых служб, не было ни единого случая нарушения трудовой и финансовой дисциплины. Люди уважали хозяина, боялись не просто потерять место, но и доверие своего хозяина.
Правда, при найме работников Яков Прозоров ставил жесткие условия и требования, четко обозначал обязанности, размер жалованья и привилегии. Если работника это устраивало (а зачастую так и было, ведь Прозоров платил больше, чем другие предприниматели), он ставил одно условие: работать без замечаний. Первое замечание — никаких душеспасительных бесед и увольнение. Поэтому работники очень боялись потерять свое место и с большим старанием выполняли его поручения.
Проект с путевкой в жизнь
Яков Алексеевич – инициатор создания проекта Северной железной дороги через Котлас к устью Северной Двины. Отправляя вятские товары через Архангельский и другие порты, Яков Прозоров видел, как непросто приходится вятским купцам, как баржи давят лед, как гибнут люди и тонут товары. Поэтому он решил спроектировал ветку железной дороги на Котлас. Свой проект он представил губернатору. Тот принял вятского купца и одобрил этот проект. Правда, предреволюционные события приостановили начало строительства дороги. В итоге она была построена, правда позже.
Создатель первого Вятского театра
Многие считают, что первый театр на Вятке – тот деревянный театр, который располагался на месте областного драмтеатра. Ничего подобного. Первый театр в нашем городе – "прозоровский". Располагался он в Кооперативном переулке, 4, за ТЮЗом. В этом здании была сделана сцена и кулисы, зрительный зал с амфитеатром и ложа. Приглашение в эту ложу считалось большой честью.
Праздность - порок
Яков Прозоров считал праздность пороком, а организованный труд — непреложным условием любого дела. Яков Алексеевич считал, что каждый человек должен трудиться с молодых лет и до глубокой старости, отдавая созиданию свой ум и время. Своим примером он показывал, что это правило - прямой путь к успеху и процветанию.