Тимофеев или Витберг, или История двух ротонд

Мы продолжаем заглядывать в уголки самого красивого места города Кирова.

Снова я приглашаю вас на прогулку по Александровскому саду и по страницам архивных документов. Сегодня встречаемся у двух ротонд.  

Александровский сад с самого начала планировался классическим, в английском стиле. Что подразумевает малые архитектурные формы. Вот и появились в императорском саду две беседки. Одну, кстати, так и именуют в документах беседкой, а вторую, береговую, чаще называют ротондой.

Когда в 1835 году выбирали, каким быть парковым беседкам, остановились на проекте губернского архитектора Александра Егоровича Тимофеева. А эскизы уважаемого и уже тогда знаменитого Витберга показались городским властям чересчур амбициозными.

Не зря до сих пор не утихают споры, чьи же они - 2 украшения Александровского сада: Тимофеева или Витберга? Сотрудники Госархива Кировской области больше сколяются к тимофеевскому варианту. Хотя вовсе и не удивительно, что вот уже почти 2 столетия создание ротонд приписывают именно Витбергу - имя-то громкое!

С самого начала у вятских ротонд были две главные задачи - радовать глаз и быть укрытием для гуляющих от непогоды. Когда дам и кавалеров или шумных барышень с гимназистами во время прогулки заставал дождь, они могли спрятаться под сводами одной из беседок. Кстати, первая, внутренняя, будто специально поставлена на главной дорожке сада. Это было первое место, где горожане могли остановиться, перевести дух и посмотреть вокруг. А посмотреть было на что...

Когда в 1875 году на другом берегу оврага построили часовенку, ее стало видно из ротонд на радость гуляющим. Парковая беседка, не предназначенная для широкого обзора окрестностей, архитектурно более насыщенна и интересна. В дореволюционной Вятке в воскресные и праздничные дни именно здесь всегда играл духовой оркестр, собирая возле парковой беседки отдыхающих горожан.

Вторая беседка, та, которую чаще называют ротондой, устроена была уже на самом берегу Вятки. И с ее постамента открывался вид и на пароходы внизу, и на другой берег вдалеке, и на нижнюю набережную, где было людно и весело почти круглосуточно. Эта ротонда настолько открыта со всех сторон, что кажется, будто она "летит" над водой. И вот уже 2 столетия ее первую видят все, кто въезжает в город по старому мосту. Точно также она встречала гостей Вятки, подплывавших к городу и 100 лет назад. Можно сказать, что место символичное - это место старой оборонительной башни посадского вала Хлынова. 

Вот еще один любопытный факт: каменная баллюстрада на этой ротонде появилась только в 50х годах 20 века. Сначала никаких перил вовсе не было, потом то появлялись, то исчезали деревянные ручки, и только в советское время сделали добротные капитальные перила. 

Если приглядеться внимательно к перилам, которые есть сейчас, мы увидим, что это - наши современники: они положены типовыми блоками. Конечно, в 19 веке таких блоков быть не могло.  

А было вот что... К ротондам всегда относились довольно бережно. В 1912 году на их ремонт, побелку и покраску было выделено 700 рублей. Эту сумму городская управа заложила в смету расходов на весь год.

"В данное время выяснено, что одна из указанных ротонд, а именно угловая, стоящая над откосом, не довольствуется поверхностной поправкой, а требует капитального ремонта, так как столбы, на которые она опирается, подгнили, ротонда накренилась и угрожает падением", - написано в документе, сопровождающем смету. 

В смете отражены все виды работ, даже самые мелкие. Колонны требуется обшить досками, пол - выстлать, всю ротонду - покрасить масляной краской.

"Считая дело неотложным, Городская Управа просит Думу разрешить израсходовать на этот предмет 700 рублей," - написали чиновники.

Для того, чтобы представлять, что такое 700 рублей в начале XX века, посмотрим некоторые цифры: мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек, молоко свежее 1 литр – 14 копеек, ботинки летние- 2 рубля, средняя зарплата - 24 рубля.

В архиве сохранилась переписка городской управы относительно всего Александровского сада, с 1911 по 1914 годы. Здесь перечислены все нужды: что покосилось-накренилось, что нужно отремонтировать, какие есть жалобы... По большому счету, это почти паспорт сада...  

Удивительно, но сделаны обе ротонды были из дерева. Не с первого взгляда это разглядишь. Они сохранили свой перовоначальный облик и лишь перекрашивались и укреплялись. 

Во время одного из таких ремонтов и "потерялась" маковка. Видимо, она просто показалась лишней, когда начали красить. И ее взяли и убрали, размышляют сотрудники архива. 

Последние работы по реконструкции ротонд мы наблюдаем в наше время. И это, пожалуй, самые масштабные изменения за всю историю садовых красавиц. 

В 2014 году в рамках выделенных бюджетных средств прошли торги по исследованию всех памятников культурного наследия, после чего были проведены проектные работы. А с мая 2015 года началась большая реконструкция ротонд. "Тревожным звоночком" стало то, что парковая ротонда накренилась в сторону оврага. Прямо как 100 лет назад.... Сейчас ее выровняли с помощью специального домкрата, а деревянные столбы-основания заменили на железные «протезы».

Завершить ремонт ротонд и центрального входа Александровского сада планировали к 10 октября этого года. Но получилось намного раньше... 

Всего на восстановление садовых красавиц ушло 4 млн 982 тыс.280 рублей. 

Есть ротонды в Ярославле, есть в Перми.... Они меньше наших и каменные. И только в Кирове, некогда Вятке,  ротонд сразу две в одном саду. Хоть и кажутся они одинаковыми, но ведь они такие разные...

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.