Государство устанавливает новые правила рассмотрения судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Нормы объединены в Кодексе административного судопроизводства (КАС РФ). О том, как новый документ повлияет на правовую сферу, нам рассказал .
Одним кодексом больше: С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый для России Кодекс административного судопроизводства
Дмитрий Бушуев, адвокат Кировского филиала Ассоциации адвокатов «Московская коллегия адвокатов «Яковлев и Партнеры»
- Какие дела будут рассматриваться судами по Кодексу административного судопроизводства?
- По КАС РФ будут рассматриваться административные дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций: об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, должностных лиц, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, дела о защите избирательных прав, дела о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок и другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений. Также по-новому будут рассматриваться административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к гражданам и организациям, в том числе: дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций; дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и другие.
КАС РФ распространяется только на административные дела, рассматриваемые Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции, и не влияет на сферу подведомственности арбитражных судов.
КАС РФ также не регулирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
- Что нового появляется в процессуальном порядке рассмотрения административных споров?
- Многие положения КАС РФ повторяют общие положения других процессуальных законов, в то же время кодекс содержит немало новелл*.
Например, привычный принцип состязательности и равноправия сторон в КАС РФ дополнен фразой «при активной роли суда». В статье 178 КАС РФ законодатель наделяет суд правом при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (то есть предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов). В ряде норм КАС РФ (статья 226, статья 247, статья 289) предусматривается право суда истребовать доказательства по делу по собственной инициативе, то есть без соответствующего ходатайства, заявленного участником спора. С одной стороны, расширенные полномочия суда способствуют эффективности правосудия, с другой - могут вызвать определенные сомнения в беспристрастности суда и справедливости судебного разбирательства.
Одной из особенностей нового кодекса является предъявление квалификационных требований к представителю. Согласно статье 55 КАС РФ, представитель по административному делу должен иметь высшее юридическое образование, наличие которого необходимо подтвердить соответствующим документом. В случае непредставления документа об образовании суд откажет в признании полномочий представителя на участие в административном деле. Кодекс устанавливает, что в ряде административных дел участие представителя обязательно, если сам гражданин не имеет высшего юридического образования (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации). В таких делах гражданин будет обязан нанять профессионального юриста, соответственно, понести финансовые расходы, которые могут быть возмещены ему только в случае победы в споре.
Нововведением являются предусмотренные кодексом меры предварительной защиты (глава 7 КАС РФ). Своего рода обеспечительные меры, когда по заявлению административного истца суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, или принять иные меры, действующие до принятия судом решения по административному делу.
Касательно самого производства по административному делу КАС РФ достаточно ясно и подробно регламентирует всю процедуру, начиная с правил оформления и предъявления административного искового заявления и заканчивая процессуальными вопросами, связанными с исполнением судебных актов.
Не привычная для суда общей юрисдикции норма введена в отношении формирования иска. Административный истец по своему выбору может либо приложить к иску копию искового заявления с приложениями для ответчика, либо сам направить копии ответчику, а к иску приложить документы об отправке.
Примечательно, что с 15 сентября следующего (2016) года, КАС РФ допускает возможность подачи в суд административного иска, апелляционной, кассационной, надзорной жалоб, заявлений о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и прилагаемых к ним документов в электронном виде посредством сети «Интернет». Кроме того, кодекс предусматривает возможность участия в рассмотрении административного дела путем использования систем видеоконференц-связи. Таким образом, в будущем стороны смогут участвовать в процессе, а также представлять доказательства без непосредственного присутствия в суде.
В целом, порядок рассмотрения административных дел по новому кодексу станет строже. В КАС РФ по аналогии с Уголовным процессуальным кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ введены меры процессуального принуждения, применяемые судом к лицам, нарушающим установленные правила и препятствующим судопроизводству. К этим мерам КАС РФ относит: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова, предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, обязательство о явке, судебный штраф.
- В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском?
- Сроки обращения с административным исковым заявлением в суд устанавливаются статьей 219 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. По некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки (например: заявление о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней). Если установленный срок для обращения в суд пропущен, суд все равно принимает иск к производству и выясняет причины пропуска срока уже в судебном заседании. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
- В какие сроки суд рассматривает административное дело?
- Срок рассмотрения и разрешения административных дел судами общей юрисдикции по общему правилу нового кодекса не должен превышать 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. В целях ускорения времени в КАС РФ установлена возможность упрощенного (письменного) производства по делу в следующих случаях:
- если всеми участвующими в деле лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
- если истец ходатайствует, а ответчик не возражает против упрощенного порядка;
- если сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей (статья 291 КАС РФ).
В порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются судьей без вызова сторон в 10-дневный срок, копия решения направляется сторонам на следующий день после его вынесения.
- Как будут рассматриваться дела, находящиеся сейчас в суде?
- С 15 сентября 2015 года утрачивают силу главы 23-26.2 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые сейчас регулируют производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Дела, находящиеся в производстве Верховного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в новом порядке, предусмотренном КАС РФ.
- Как улучшится процесс защиты прав граждан?
- В качестве основной цели принятия КАС РФ законодатель обозначил необходимость установления более эффективного порядка рассмотрения судами данной категории дел.
То есть прежний порядок, установленный соответствующими главами Гражданского процессуального кодекса РФ, на официальном уровне признается недостаточно совершенным.
Возникает резонный вопрос: кому выгодны новые правила? Некоторые положения нового КАС РФ можно истолковать как в пользу одной, так и в пользу другой стороны. Хочется верить, что данный закон будет в первую очередь служить людям и позволит им эффективно защищать нарушенные права и законные интересы, а не станет дополнительной административной стеной для властных структур.
*Новелла (в юриспруденции) - позднейшее дополнение к какому-либо своду законов, уставу и т. п.