Департамент финансов Кировской области предложил установить единую ставку в размере 2% от кадастровой стоимости имущества.
Закон еще не вступил в законную силу, а предпринимательское сообщество уже активно высказывает целый ряд опасений по этому поводу.
Насколько в связи с новыми поправками увеличится налоговое бремя на предпринимателей? Поможет ли введение налога восполнить убытки областного бюджета?
На эти и другие вопросы помогли найти ответы участники «Переговорного пункта»:
- Азиз Агаев, директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»;
- Александр Гусельников, управляющий ТЦ «Мегадом»;
- Светлана Куклина, генеральный директор ООО «Вятский торговый дом»;
- Александр Андреев, заместитель директора ТЦ «Феликс»;
- Леонид Перминов, старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты.
Официальную позицию по этому поводу высказали и в департаменте финансов Кировской области.
- Как будет производиться расчет налога согласно новому порядку налогообложения?
- Порядок расчета налога определен Налоговым кодексом РФ, согласно которому налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (кадастровой стоимости объекта).
Максимальные ставки налога с 2016 года не могут превышать 2%, - пояснили в департаменте финансов Кировской области.
- Владельцев каких объектов недвижимости коснется новый закон?
По данным департамента финансов Кировской области, нововведение коснется таких объектов, как:
- административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для их размещения.
С 2014 года переход на налогообложение по кадастровой стоимости в отношении указанных объектов был осуществлен в 4-х субъектках РФ. С 2015 года соответствующие законы приняты более чем в 30 субъектах РФ. В Кировской области новый порядок налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества планируется установить с 2016 года.
- Как Вы относитесь к планируемым изменениям? Насколько продуман предлагаемый закон? Какие в нем недоработки?
Азиз Агаев,
директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:
- Отношусь плохо. Увеличение налоговой нагрузки, а также любые нововведения в этой области в сложившейся экономической ситуации неуместны. Предлагаемый закон не продуман по многим аспектам: ставки, сроки введения, объект и база налогообложения. Это очень серьезные недоработки.
Александр Гусельников,
управляющий ТЦ «Мегадом»:
- К принятию данного закона отношение негативное, в первую очередь по причине произошедшего (из-за санкций) серьезнейшего спада в торговле, и как следствие в сфере управления недвижимостью. Так ставки аренды по городу повсеместно снизились от 10 до 100%, небывалая ротация арендаторов и огромное количество пустующих площадей.
Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что предлагаемый закон недостаточно продуман с точки зрения влияния его на бизнес предпринимателей. Так, «вмененная» кадастровая оценка никаким образом не связана с коммерческими возможностями зданий.
Александр Андреев,
заместитель директора ТЦ «Феликс»:
- Я недоволен вводимыми изменениями. Любое повышение усиливает финансовую нагрузку на предпринимателей. Во-первых, это приведет к тому, что арендная плата повысится. Во-вторых, арендаторы будут покидать торговые центры. В-третьих, растет плата за коммунальные услуги, что еще более усугубляет ситуацию.
Светлана Куклина,
генеральный директор ООО «Вятский торговый дом»:
- Мы выступаем против принятия данного законопроекта. Считаем, что он не продуман ни с точки зрения общего подхода, ни по механизму реализации. Предлагаемый законопроект очень резко увеличивает налоговую нагрузку на самую пострадавшую от нагрянувшего кризиса отрасль, причем происходит это за счет введения налога, не зависящего от финансовых результатов работы налогоплательщиков.
Более того, предлагаемая в данном законопроекте база для начисления налога – кадастровая стоимость объектов недвижимости – определена недопустимо усредненно, не учитывает огромного количества нюансов. Дело доходит до того, что два объекта, находящиеся напротив друг друга, оказываются отнесенными к разным кадастровым кварталам, и их кадастровая стоимость может различаться в разы.
Это неминуемо приведет к несправедливому и нерациональному распределению налогообложения, ударит по самым слабым и незащищенным игрокам рынка, зачастую реализующим социально-направленную деятельности с невысокой доходностью.
- Закон еще не принят, но предприниматели уже обеспокоены, что налоговая нагрузка увеличится в десятки раз. Это имеет место быть? Какие еще риски могут быть?
Светлана Куклина,
генеральный директор ООО «Вятский торговый дом»:
- Оценка роста в десятки раз – самая скромная. Для некоторых предприятий нагрузка может вырасти в сотни раз, а может, и еще сильнее. Дело в том, что принятие данного законопроекта автоматически означает его распространение на малый бизнес, который сейчас освобожден от уплаты налога на имущество. Но и для нынешних плательщиков данного налога ситуация ненамного легче. Сейчас его начисление происходит исходя из остаточной стоимости объектов недвижимости, которая хотя бы как-то оценивает их техническое состояние. Новый закон этого делать не будет совсем, и удельная величина налога для деревянного здания постройки начала XX века будет равной или даже больше, чем для современного торгового центра.
Азиз Агаев,
директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:
- Несмотря на то, что авторы законопроекта – правительство Кировской области, уверяют, что налоговая нагрузка не увеличится, это - неправда. Иначе какой смысл вводить эти изменения. Мы можем получить дальнейшую стагнацию рынка коммерческой недвижимости, может быть, обвал рыночных цен, увеличение затрат бизнеса, связанных с уточнением кадастровой стоимости объектов, рост налоговых споров по этим вопросам.
Александр Гусельников,
управляющий ТЦ «Мегадом»:
- Налоговая нагрузка действительно увеличится, причем для всех по–разному. Для вновь построенных зданий незначительно (возможно даже снижение), а для объектов старой постройки, которым сейчас сложно конкурировать, увеличится в разы. По некоторым объектам сумма предполагаемого налога может превысить всю сумму предполагаемой выручки.
Леонид Перминов,
старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты:
- Недопустимо делать такие скачки в ценообразовании, поскольку некоторые будут платить минимум от того, что платили, другие — в 100 с лишним раз больше. Это говорит о непродуманности и необходимости корректировки закона - с тем, чтобы не было неприятных сюрпризов для бизнеса. Любой сюрприз для бизнеса — это всегда большой вред.
- Поможет ли введение налога увеличить доходы областного бюджета?
Азиз Агаев,
директор ООО «Аудиторско-консультационная компания «Бизнес-информ»:
- Я считаю, что эффект может быть в этих условиях ровно обратным и может ударить по другим статьям доходов бюджета – НДФЛ, единый налог и так далее.
Светлана Куклина,
генеральный директор ООО «Вятский торговый дом»:
- Мы считаем, что результат принятия данного закона будет прямо противоположный ожидаемому. В ситуации самого сильного за последние 20 лет кризиса такой мгновенный и резкий рост расходов может привести к массовому закрытию бизнеса и собственников, и арендаторов объектов недвижимости. Это, в свою очередь, приведет не только к отсутствию планируемого объема платежей по налогу на имущество, но и к существенному снижению поступления прочих налогов, взносов во внебюджетные фонды. Нужно также иметь в виду и то, что работники таких предприятий могут оказаться на улице. Список пагубных последствий можно продолжить.
Леонид Перминов,
старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты:
- На мой взгляд, эти изменения вводятся несвоевременно. Понятно, что все хотят наполнять бюджеты всех уровней. Тем не менее мы прекрасно знаем, что если сегодня объем ВВП у нас не растет, то наполнение бюджетов ведет к сниманию «шкуры» с бизнеса. Поэтому к закону нужен очень взвешенный подход и совместное обсуждение.
По данным департамента финансов Кировской области, в целях разработки законопроекта распоряжением Председателя Правительства Кировской области от 19.05.2015 г. № 66-пр создана рабочая группа, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти, Общественной палаты Кировской области, Вятской торгово-промышленной палаты, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области.
Состоялось два заседания рабочей группы, на которых обсудили подготовленный проект закона. Члены рабочей группы поддержали позицию о введении нового порядка налогообложения с 2016 года. Вместе с тем не принято окончательное решение о размере ставки налога, о критериях объектов недвижимого имущества, которые будут облагаться налогом по кадастровой стоимости, - отметили в департаменте финансов Кировской области.
Определен ли перечень объектов, владельцев которых коснется новый порядок налогообложения? Сколько таких объектов в Кировской области?
- Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, будет формироваться после принятия закона Кировской области. В соответствии с нормативами Налогового кодекса РФ перечень объектов должен быть определен в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода, то есть на 2016 год не позднее 1 января 2016 года, - сообщили в департаменте финансов Кировской области.