По разным причинам с дорог эвакуируют автомобили. Не всегда эвакуация проходит гладко: царапают дно, затаскивают машины на тормозах, колеса не вписываются... Налицо ущерб автовладельцу. О том, кто за это отвечает и как взыскать ущерб, нам рассказала .
С кого спрашивать?: Что делать, если во время эвакуации повредили автомобиль?
Дарья Смоленцева, помощник юриста экспертно-юридического центра "АвтоЗащита"
- Какие законы и нормативные правовые акты регулируют принудительную эвакуацию автомобилей?
- Основными нормативно правовыми актами, регулирующими задержание транспортного средства, помещение его на стоянку и хранение (принудительная эвакуация автомобиля) являются кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (КоАП РФ), а также пункты 146-148 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 №185.
- В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право эвакуировать автомобиль?
- Перечень ситуаций, при которых применяется задержание автомобиля, то есть его эвакуация на специализированную охраняемую автостоянку до устранения причины задержания, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. К данным нарушениям относятся:
- управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением, а также если на передней части транспортного средства установлены световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям основных положений по допуску транспортного средства к эксплуатации (часть 2 статьи 12.5).
- управление автомобилем лицом, не имеющим такого права или лишенным его (части 1-2 статьи 12.7). Еще недавно эвакуация была возможна, если водитель автомобиля управлял транспортным средством при отсутствии документов, предусмотренных правилами дорожного движения (часть 1 статьи 12.3). В связи с последними изменениями законодательства, если владелец автомобиля забыл права дома, ему грозит лишь штраф в размере 500 рублей, инспектор ГИБДД сможет проверить наличие действующего удостоверения по базе данных. Если же водительских прав у автомобилиста никогда не было (либо он был их лишен), эвакуация неизбежна.
- управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения (нетрезвым водителем) (части 1, 3, 4 статьи 12.8).
- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (части 4, 5 статьи 12.16). Это самая распространенная причина принудительной эвакуации.
- нарушение правил стоянки или остановки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств (части 2, 3, 4, 6 статьи 12.19).
- несоблюдение правил крупногабаритной и тяжеловесной грузовой перевозки (части 1-3 статьи 12.21.1).
- нарушение правил перевозки опасных грузов (часть 1 статьи 12.21.2).
- отказ от медицинского освидетельствования при подозрении на опьянение (статья 12.26).
- употребление алкоголя, наркотиков или психотропных веществ после ДТП до проведения медицинского освидетельствования (часть 3 статьи 12.27).
- использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (часть 2 статьи 14.38).
Указанный перечень исчерпывающий. Эвакуировать автомобиль по другим основаниям незаконно. Также, согласно последним поправкам в законодательстве, инспектор обязан дождаться, пока машина встанет на платформу, а эвакуатор начнет движение. Если же погрузчик еще не тронулся с места, а нарушитель оказался рядом со своей машиной, то он может забрать ее.
В случае же отсутствия водителя инспектор дорожной полиции имеет право эвакуировать автомобиль, составив протокол о задержании в присутствии двух свидетелей (часть 8 статьи 27.13 КоАП РФ).
- Каков должен быть алгоритм действий автовладельца, если во время принудительной эвакуации его автомобиль повредили? Может ли он рассчитывать на компенсацию ущерба?
- До начала погрузки автомобиля эвакуатором инспектор должен составить акт осмотра автомобиля в трех экземплярах. В данном акте указывается наличие или отсутствие видимых повреждений автомобиля как при погрузке, так и при перевозке или выгрузке транспортного средства. Данный акт необходимо потребовать у инспекторов.
Обнаружив царапину, вмятину, трещину или потертость, требуйте с работников штрафстоянки составить акт приема-передачи транспортного средства с указанием всех выявленных дефектов.
Кроме того, при обнаружении повреждений владельцу транспортного средства следует обратиться в ОВД по месту нахождения штрафстоянки для того, чтобы впоследствии иметь на руках документ, подтверждающий факт противоправных действий третьих лиц с перечнем повреждений, а также постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту причинения ущерба.
При наличии зафиксированных повреждений в акте приема-передачи и отсутствии их в первом акте следует, что автомобиль повредили во время эвакуации. В данном случае есть два варианта получения компенсации ущерба:
1. Предъявление искового требования к службе эвакуаторов о возмещении причиненного во время транспортировки ущерба. Для этого необходимо вначале обратиться к независимому эксперту для проведения экспертизы поврежденного транспортного средства. После получения заключения эксперта, отражающего факт ущерба и его сумму, следует направить его копию с претензией в адрес службы эвакуаторов. Если виновный отказывается оплачивать ремонт автомобиля, то автовладелец может подавать иск в суд по месту жительства и требовать сумму за моральные издержки и за пользование ответчиком чужими денежными средствами.
2. Обращение в страховую компанию при наличии полиса КАСКО. При этом событие чаще всего рассматривается как «злоумышленное действие», а не как «повреждение во время погрузки, разгрузки или транспортировки транспортного средства». Во всех страховых компаниях «противоправные действия третьих лиц» безоговорочно относятся к страховым случаям. Если автомобиль повредили до погрузки или в период его нахождения на штрафстоянке, целесообразно обращаться за компенсацией нанесенного ущерба в страховую компанию. Страховая компания при этом получит права требования к виновной стороне. При этом автовладельцу необходимо сохранить все акты и другие документы, которые фигурировали при эвакуации транспорта.
Существует ошибочное мнение о том, что ущерб, причиненный при эвакуации автомобиля, покрывается полисом ОСАГО, который имеется у эвакуатора. Это не так, повреждение транспортного средства при данных обстоятельствах не является страховым случаем по договору ОСАГО, так как автомобиль не участвовал в дорожном движении (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
- Насколько часто кировчане обращаются за юридической помощью в случае, если их автомобиль повредили в ходе эвакуации? В чью пользу чаще всего разрешается эта ситуация?
- В нашем городе ежедневно эвакуируют десятки автомобилей, тем не менее обращения за юридической помощью, связанные с повреждениями транспортных средств в результате эвакуации, происходят достаточно редко. Однако каждому водителю стоит знать о том, что процесс эвакуации несет в себе опасность нанести транспортному средству повреждения как снаружи, так и внутри. В тоже время у автовладельца есть возможность защитить себя с помощью получения компенсации за ущерб.
Решения проблем в случае эвакуации автомобиля на штрафстоянку или его повреждения всегда бывают разные, и их исход будет зависеть от того, кем был нанесен ущерб и по какой причине. В абсолютном большинстве случаев суды принимают сторону автовладельцев.
- На Ваш взгляд, нуждается ли законодательство, регулирующее принудительную эвакуацию автомобилей, в поправках и дополнениях?
- В нашей стране история использования эвакуаторов сводится к тому, что власти борются с незаконными парковками, автовладельцы - с незаконными поборами. В последнее время конфликты между водителями и эвакуаторщиками участились. Последние поправки в Кодекс об административных нарушениях должны навести порядок в применении эвакуаторов, ограничив определенным образом их сферу действия и дав возможность водителям устранить нарушение до принятия жестких решений.