«Коптящие» автобусы: почему проблема остается без решения?

Кировчане хотят дышать чистым воздухом — желание простое и понятное. Правда, пока они об этом могут лишь мечтать. Почему власти закрывают глаза на проблему и продолжают бездействовать?

Состояние атмосферного воздуха в городе Кирове (как и в целом по Кировской области) относительно стабильно и не носит критичный характер. Вместе с тем загрязнение его выбросами автомобильного транспорта ежегодно увеличивается, что связано с ростом автопарка в Кировской области и его техническим состоянием.

Кировская область находится на 9-м месте в Приволжском федеральном округе по количеству выбросов от автотраспорта (всего в ПФО 14 регионов), - сообщили в департаменте экологии и природопользования Кировской области.

Как загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта сказывается на здоровье населения? Как в Кировской области решается проблема загрязнения воздуха?

На эти и другие вопросы нам помогли найти ответы участники «Переговорного пункта:

- Елизавета Белоусова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области;

- Андрей Чемоданов, глава департамента экологии и природопользования Кировской области;

- Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова.

- Как бы Вы охарактеризовали состояние городского общественного транспорта нашего города?

Олег Чичибабин,

начальник отдела транспорта администрации города Кирова:

- На сегодняшний день плановый ежедневный выпуск на линию в городе Кирове составляет 436 автобусов и 94 троллейбуса, что составляет 100% плана выпуска на маршруты. Износ подвижного состава у всех перевозчиков разный и составляет от 55 до 65 %. Вопросы обновления подвижного состава каждый перевозчик решает индивидуально как в количественном, так и качественном отношении исходя из финансовых возможностей.

Андрей Чемоданов,

глава департамента экологии и природопользования Кировской области:

- С 2013 года по настоящее время на территории областного центра сотрудниками отдела ГИБДД УМВД России по городу Кирову совместно со специалистами департамента проводятся рейдовые мероприятия по пресечению нарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств с выбросами загрязняющих веществ, превышающими установленные технические нормативы, которые позволили добиться определенных успехов в данной сфере.

По результатам рейдовых мероприятий установлены номера маршрутов общественного транспорта, обслуживающие организации, конкретные транспортные средства с наибольшими отклонениями фактических выбросов от допустимых значений. Преимущественно это автобусы марки ПАЗ и МАРЗ.

В 2014 году в ходе 12 рейдов, в том числе на линии выпуска, осуществлены замеры на 15 автобусах. На 10 из них выбросы не соответствовали предъявленным требованиям. На большей части проверенных автобусов установленные нормативы превышены в 1,5-2 раза, однако на нескольких транспортных средствах показатели задымленности оказались выше пределов значений, определяемых прибором.

- Каковы предельные сроки эксплуатации общественного транспорта? Соблюдаются ли они?

Олег Чичибабин,

начальник отдела транспорта администрации города Кирова:

- Рекомендованный изготовителем (экономически обоснованный) срок эксплуатации составляет 5 лет для автобусов и 7 лет для троллейбусов. Ежегодно все ТС, работающие на маршрутах города, проходят техосмотр, по результатам которого принимается решение о дальнейшей его эксплуатации.

- Какая ответственность предусмотрена для нарушителей?

Андрей Чемоданов,

глава департамента экологии и природопользования Кировской области:

-Сотрудниками полиции виновные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 8.23 КоАП РФ. На них налагаются административные наказания в виде штрафов. Эксплуатация транспортных средств запрещена до устранения нарушений.

К сожалению, необходимо отметить, что действующей редакцией КоАП РФ не предусмотрена ответственность юридических лиц за выпуск в эксплуатацию транспортных средств и их эксплуатация с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.

Между тем наиболее злостными нарушителями законодательства об охране атмосферного воздуха являются предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки.

- Как  загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта сказывается на здоровье населения Кировской области? Какие заболевания могут спровоцировать (усугубить) вредные выхлопы?

Елизавета Белоусова,

руководитель Управление Роспотребнадзора по Кировской области:

- Общеизвестно и научно доказано, что загрязнение атмосферного воздуха способствует, в первую очередь, формированию высоких уровней заболеваемости органов дыхания, увеличению количества людей, заболевающих хроническим бронхитом, астмой, аллергией, ишемией.

Состав выхлопных газов насчитывает около 450 соединений с разным составом и токсическими характеристиками, таких как оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, сернистый ангидрид, сажа, формальдегид и другие.

Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха дети. В районах с неблагоприятной воздушной средой у школьников возрастает число хронических заболеваний дыхательной системы, острых респираторных болезней, хронических пневмоний, бронхитов, астм. Загрязнение воздуха окисью углерода не вызывает массовых отравлений, но люди страдают анемией и сердечнососудистыми заболеваниями, появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается и теряется работоспособность.

- Проводится ли в Кировской области мониторинг ситуации по уровню загрязнения атмосферного воздуха выхлопами автотранспорта? Каковы показатели?

Елизавета Белоусова,

руководитель Управление Роспотребнадзора по Кировской области:

- В 2014 году Управлением в целом в рамках госнадзора исследовано около 16 тысяч проб атмосферного воздуха населенных мест на 27 загрязняющих веществ, доля проб атмосферного воздуха, превышающих ПДК, составила 0,2%, что ниже аналогичного показателя за 2013 год по Российской Федерации более чем в 6 раз (1,3%).

Наибольшее количество проб с превышением ПДК, из числа исследованных получено по формальдегиду, взвешенным веществам, оксиду азота. Превышение ПДК загрязняющих веществ в течение 2014 года установлены на пяти административных территориях области (город Киров, Котельнич, Вятские Поляны, Орлов, п.г.т. Уни).

Состояние воздушного бассейна в Кировской области в целом можно считать благополучным. Уровни загрязнения атмосферного воздуха квалифицируются как невысокие. При анализе результатов исследования проб воздуха, отобранных вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки, следует отметить, что удельный вес неудовлетворительных проб составил в 2014 году 0,3%.

В Кировской области к территориям риска – крупным населенным пунктам с высокой плотностью населения и значительным количеством автотранспорта - в первую очередь относится город Киров. При мониторинге качества атмосферного воздуха в городе превышения ПДК установлено в 2014 году в 11 пробах из 9409 исследованных по содержанию формальдегида.

Специализированная инспекция аналитического контроля (СИАК) КОГБУ «Областной природоохранный центр» регулярно регистрирует превышения гигиенических нормативов по содержанию оксида углерода, диоксида азота, формальдегида, взвешенных веществ в атмосферном воздухе зоны перекрестков (удельный вес неудовлетворительных результатов исследований составил в 2014 году 6,9%).

Превышения гигиенических нормативов по отдельным показателям регистрировалось на всех перекрестках, расположенных на въезде в город Киров (ул. Производственная-Щорса, ул.Ленина-Профсоюзная, ул. Луганская-Дзержинского, ул. Ленина-Блюхера).

Таким образом, учитывая данные мониторинга за качеством атмосферного воздуха в городе, риск нарушений здоровья населения может сформироваться только при условии ежедневного длительного нахождения в зоне перекрестков с наибольшим движением транспорта.

Андрей Чемоданов,

глава департамента экологии и природопользования Кировской области:

- В целях выявления влияния автотранспорта на атмосферный воздух с 2011 года по настоящее время подведомственный департаменту Областной природоохранный центр на системной основе выполняет работы по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния наиболее интенсивных автотранспортных потоков города Кирова.

Исследования показали, что на первом месте в городе стоит проблема запыленности, нежели загазованности городских улиц. Почти половина проб, отобранных на взвешенные вещества, не соответствовала нормам ПДКм.р. Кратность превышения в основном составляла от 2 до 3 ПДК м.р. Что касается проблемы загазованности, то в основном нормам ПДК м.р. не соответствовали пробы, отобранные на диоксид азота. Следует отметить, что на основных автодорога города Кирова процент удовлетворительных проб, по сравнению с 2013 годом, уменьшился примерно в 3 раза по диоксиду азота и остался примерно на том же уровне по запыленности.

Значительная часть загрязняющих веществ выбрасывается транспортными средствами предприятий городского общественного транспорта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся при движении общественного транспорта по утвержденным маршрутам, а также в местах открытых стоянок при холостой работе двигателей на конечных и начальных точках маршрутов. Проводимые исследования обозначили проблему необходимости усиления контроля за передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха.

- В прошлом году кировчане подписали петицию с просьбой «прекратить отравление городских жителей выхлопом транспорта, работающего с жестким нарушением норм» (в частности, ГОСТ Р 52160-2003 и ГОСТ Р 52033-2003). Были ли приняты какие-то меры для решения вопроса? Что еще планируется сделать и в какие сроки?

Олег Чичибабин,

начальник отдела транспорта администрации города Кирова:

- Для определения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автобусов с бензиновыми двигателями и дымности автобусов с дизельными двигателями организации используют средства измерения: газоанализатор многокомпонентный «АВТОТЕСТ 01.02М»; измеритель дымности отработавших газов «МЕТА-01. МП.01».

При превышении величины содержания вредных веществ в отработавших газах и их дымность, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003, автобусы ставятся на ремонт и до устранения неисправности они на линию не выпускаются. Транспорт общего пользования 2 раза в год проходит обязательный государственный технический осмотр.

- Как в Кировской области решается проблема загрязнения воздуха?

Елизавета Белоусова,

руководитель Управление Роспотребнадзора по Кировской области:

- В последние годы автомобильный транспорт в городах является наряду с промышленными предприятиями одним из источников загрязнения городской воздушной среды, увеличение численности которого привело к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Это ухудшает условия проживания в крупных городах.

В связи с этим возникает необходимость разработки ряда мероприятий, позволяющих предотвратить загрязнение окружающей среды от автотранспорта. С целью снижения негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух необходимо предусматривать организационные (архитектурно-планировочные), технологические и специальные инженерно-экологические мероприятия.

Организационные мероприятия включают специальные приемы застройки и озеленение автомагистралей, размещение жилой застройки по принципу зонирования (в первом эшелоне застройки – от магистрали – размешаются здания пониженной этажности, затем – дома повышенной этажности и в глубине застройки – детские и лечебно-оздоровительные учреждения). Тротуары, жилые, торговые и общественные здания изолируются от проезжей части улиц с напряженным движением многорядными древесно-кустарниковыми посадками.

Важное значение имеет увеличение пропускной способности улично-дорожной сети для предотвращения образования «пробок» (сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок).

Наибольший выброс выхлопных газов имеет место при задержках машин у светофоров, при стоянке с невыключенным двигателем в ожидании зеленого света, при трогании с места и форсировании работы мотора. Поэтому в целях снижения выбросов необходимо устранить препятствия на пути свободного движения потока автомашин.

Для снижения загазованности воздушной среды необходимо ограничить количество вредных веществ, выделяемых каждым автомобилем, т.е. обеспечить соблюдение нормы выброса токсичных веществ с выхлопными газами, соответствие автомобилей указанным стандартам (в частности, по содержанию оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах).

Андрей Чемоданов,

глава департамента экологии и природопользования Кировской области:

- В прошлом году Правительством Кировской области при участии департамента экологии подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8.22 и 8.23 КоАП в части ужесточения административной ответственности для граждан и должностых лиц, а также установления административной ответственности для юридических лиц за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств, а равно и их эксплуатацию с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.

Указанный законопроект внесен Заксобранием Кировской области в Госдуму РФ в порядке законодательной инициативы. Пока данный законопроект не нашел одобрения депутатского корпуса Госдумы РФ. Разрешение обозначенной проблемы лишь карательными методами невозможно.

Очевидна необходимость разработки прикладных комплексных решений, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта, в том числе общего пользования на территории города Киров и Кировской области.

Несмотря на то, что вопросы оценки состояния автотранспорта, в том числе городского общественного транспорта, находятся вне пределов компетенции департамента экологии и природопользования Кировской области, считаем возможным определить следующие меры, направленные на решение указанных проблем:

1. На уровне муниципального образования в рамках договора на организацию пассажирских перевозок необходимо обеспечить контрль состояния транспортных средств, осуществляющих пассажирские автоперевозки на предмет соблюдения установленных технических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: предусмотреть возможность расторжения договора в случае систематического нарушения предприятием-перевозчиком установленных нормативов.

2. Целесообразно решить вопрос по строительству объездной дороги, что позволит снизить движение по областному центру транзитного большегрузного транспорта.

3. Целесообразно решить вопрос осуществления сотрудниками УГИБДД УМВД России по Кировской области постоянного контроля соответствия выбросов от автотранспорта, в том числе общественного и грузового, техническим нормативам с применением специального измерительного оборудования.

Похожие материалы по теме

Спасение спортсменов — дело рук самих спортсменов?

Что станет со спортивной индустрией за несколько месяцев простаивания? Все ли «переживут» нелёгкие времена? Нужно ли рассчитывать на помощь государства в этом вопросе? Об этом и не только мы поговорили с руководителями кировских спортивных школ и тренерами.