Что нам несёт земельная реформа?

В этом году россиян ожидает крупнейшая земельная реформа. Государство нашло способ распорядиться огромным количеством пустующих земель, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

С 1 марта 2015 года начнет действовать новый порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность. Предполагается, что теперь получить участки будет проще как под массовую застройку, так и гражданам для своих нужд — и садово-дачных, и под строительство собственного дома.

К сведению: с 1 марта 2015 года вносится ряд поправок в Федеральный закон от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основная часть поправок будет внесена в статью 39 данного закона.

В чем будут заключаться основные изменения? Поможет ли новая земельная реформа решить проблему пустующих земель в нашей стране? Кто сможет претендовать на «бесхозные» земли? Не откроет ли новый закон лазейку для коррупционеров?

Найти ответы на эти и другие спорные вопросы нам помогли участники «Переговорного пункта»:

- Владимир Дудин, начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области;

- Алексей Котлячков, заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области;

- Андрей Новиков, заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда;

- Андрей Матрохин, генеральный директор агентства «Право и недвижимость».

- С 1 марта 2015 года в России начнет действовать новый порядок предоставления земельных участков гражданам и юрлицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность. В чем будут заключаться основные изменения?

Владимир Дудин,

начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области:

- Изменения достаточно серьезны и касаются не только земельного законодательства.

В соответствии с поправками, внесенными в статью 39 ФЗ №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», появились новые основания передачи федеральных земельных участков в муниципальную и региональную собственность.

Это очень острая проблема, особенно для Кирова, поскольку вся южная часть города — это, по сути, земли федеральной собственности. Поэтому проблема перехода права на эти земельные участки и передача их в собственность муниципалитета на самом деле носит очень серьезный характер. Возможно, сейчас, в связи с поправками, упростится механизм передачи этих земельных участков.

Кроме того, значительно расширился перечень случаев безвозмездного пользования земельными участками. Всего их 16.

Новые поправки уточняют способы обрзования участков из публичных земель. Вводится обязательность наличия схемы расположения земельного участка (либо наличие проекта межевания).

Устанавливается перечень случаев, предусматривающий обязательность разработки проектов межевания в составе проектов планировки:

- комплексное освоение территории;

- предоставление участков некоммерческим организациям либо юридическим лицам для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;

- при наличии договора о развитии застроенной территории;

- размещение линейных объектов.

Согласно поправкам, внесенным в ст. 11.4 (п. 7) 171-го Федерального закона устанавливается порядок раздела публичных земель по инициативе правообладателей (землепользователей, либо арендаторов) — схема готовится заявителем, утверждается — уполномоченным органом.

Кроме того, снимается запрет на перераспределение земельных участков, находящихся в публичной и частной собственности для следующих случаев:

- в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории — в целях привидения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- привидения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, не превысит предельные максимальные размеры земельных участков;

- для земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, не превысит предельные максимальные размеры земельных участков;

- при размещении объектов капитального строительства, требующих изъятия для государственных и муниципальных нужд.

Изменены требования к подготовке схемы расположения земельного участка:

- схема может быть подготовлена любым заинтересованным лицом (включая органы власти и местного самоуправления, граждан и юридических лиц);

- схема утверждается органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком;

- информационное обеспечение подготовки таких схем (в электронной форме) возложено на Росреестр, который обязан создать информационный ресурс, обеспечивающий изготовление таких документов (частным лицам — за плату, органам власти — бесплатно);

- устанавливается срок действия утвержденной схемы — 2 года.

Внесенные поправки предусматривают также новые правила приобретения земельных участков под объектами незавершенного строительства. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находился в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта (срок аренды до 3-х лет).

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона допускается при условии, что такой земельный участок не предоставляется для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

- Как бы Вы охарактеризовали состояние земельно-ресурсного потенциала Кировской области?

Алексей Котлячков,

заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области:

- Земельный фонд области превышает 12 млн гектаров. В его структуре преобладают две категории земель — земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения, составляющие более 93% от общей площади области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 3 млн гектаров (25% общей площади области), из которых более двух миллионов гектаров приходится на пашню.

Большей частью почвы сельскохозяйственных угодий на территории области — дерново-подзолистые. Они отличаются не самыми лучшими физическими свойствами и низким уровнем естественного плодородия. Только на юге области неширокой полосой вдоль правого берега реки Вятки расположены более плодородные серые лесные почвы, возникшие под пологом лиственных лесов. Поэтому в целях создания и поддержания почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий необходимо постоянное проведение специальных мероприятий (мелиоративных работ, внесения минеральных и органических удобрений, известкования, фосфоритования почв и т. п.), требующих вложения значительных ресурсов. В целом на поддержание почвенного плодородия в 2014 году было израсходовано 366,9 млн рублей бюджетных средств и около 1 млрд рублей внебюджетных средств.

- Много ли в Кировской области свободных земель? Все ли земли поставлены на кадастровый учет?

Алексей Котлячков,

заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области:

- В Кировской области более 700 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, которые являются свободными от прав третьих лиц, и они могут быть предоставлены желающим для ведения сельскохозяйственного производства. Это земли фонда перераспределения земель (455 тыс. гектаров) и земли, находящиеся в собственности Кировской области (260 тыс. гектаров). Все находящиеся в собственности области земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, то есть полностью сформированы для предоставления. Данные земли, имеющиеся почти в каждом районе области, ждут своих пользователей. Информация о наличии в области таких земель доведена до населения области, ведущих агрохолдингов и сельскохозяйственных организаций Кировской области и европейской части Российской Федерации. Все земельные участки, приобретенные в аренду сельскохозяйственными товаропроизводителями из фонда перераспределения земель и из земель, находящихся в собственности Кировской области, прошли государственный кадастровый учет.

Отдельный вопрос – приобретение прав сельскохозяйственными товаропроизводителями на земли, которые в ходе земельной реформы в начале 1990-х годов были переданы в общую долевую собственность граждан. Сельскохозяйственные товаропроизводители области приобрели у граждан более 42 тысяч земельных долей, выделили в счет приобретенных долей земельные участки общей площадью более 620 тыс. гектаров, что составляет более 27% общей площади сельскохозяйственных угодий, приватизированных в общую долевую собственность граждан, и зарегистрировали на участки право собственности. При этом оказывается поддержка из областного бюджета в виде субсидий на возмещение затрат, которые сельскохозяйственные товаропроизводители несут при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков, оформляемых в собственность.

С 2007 года (с начала оказания данной государственной поддержки) на эти цели из областного бюджета направлено более 19 млн рублей. Вместе с тем, практика показывает, что около половины земельных долей, которые были получены гражданами при приватизации земель совхозов и колхозов в начале 1990-х годов, являются невостребованными. Это земельные доли, принадлежавшие умершим гражданам, либо доли, принадлежавшие гражданам, которые не желают распорядиться земельной долей или не имеют такой возможности. Данное обстоятельство не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести земельные доли и таким образом узаконить свое сложившееся землепользование (и, тем более, расширить его).

В соответствии с действующим законодательством РФ субъекты РФ, а с 2011 года – поселения по месту расположения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности граждан, вправе в судебном порядке признать право государственной собственности субъекта РФ или, соответственно, муниципальной собственности поселения на невостребованные земельные доли и земельные участки, образованные в счет земельных долей. Данная работа ведется, в том числе за счет средств, предоставляемых муниципалитетам из областного бюджета в виде субсидий. В ходе ее в счет невостребованных долей образовано 85 земельных участков общей площадью более 260 тыс. гектаров. Все участки поставлены на государственный кадастровый учет и на них зарегистрировано право собственности Кировской области.

Право муниципальной собственности зарегистрировано на земельные доли в количестве более 8,4 тыс. долей. В результате данные земельные участки и земельные доли являются сформированными как объекты предоставления гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственной деятельности.

- Поможет ли новая земельная реформа решить проблему пустующих земель сельскохозяйственного назначения?

Алексей Котлячков,

заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области:

- По состоянию на 1 января 2014 года в Кировской области не использовалось по назначению 1062 тыс. гектаров пахотных земель, что составляет 53% всей площади пашни. Из необрабатываемой пашни около 400 тыс. гектаров являются пригодными для использования в сельскохозяйственном производстве без предварительного проведения специальных мероприятий по улучшению земель (уборки древесно-кустарниковой растительности, вспашки, известкования и фосфоритования почв и т.п.).

Следует отметить, что такая тенденция характерна для сельскохозяйственных угодий не только в Кировской области. По сведениям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, во многих регионах происходит качественное ухудшение земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, снижается почвенное плодородие земельных участков. Это в той или иной мере относится к состоянию сельскохозяйственного землепользования практически всех регионов Приволжского федерального округа.

Причины сложившийся ситуации в сельскохозяйственном землепользовании, на наш взгляд, следующие.

Во-первых, в федеральном земельном законодательстве немало пробелов и противоречий в вопросе защиты сельскохозяйственных земель от нецелевого, ненадлежащего использования и от неиспользования.

Во-вторых, крайне малы объемы мелиоративных работ.

В-третьих, достаточно серьезная демографическая ситуация в области, следствием чего является острый недостаток рабочих рук в сельском хозяйстве. Это, в свою очередь, является причиной того, что не все земли сельскохозяйственного назначения являются востребованными.

Федеральный закон направлен на создание условий для более эффективного использования земельных ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков, снижение административных барьеров при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства.

Пересмотрены подходы к предоставлению земельных участков, изменен порядок их предоставления. Согласно Федеральному закону продажа земельных участков, а также заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов.

В то же время введен закрытый перечень случаев (чего раньше не было), в которых земельные участки продаются без торгов.

Среди данных случаев – продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Кроме того, установлены случаи, когда земельные участки из публичной собственности предоставляются в аренду без торгов. Среди них также предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду для сельскохозяйственного производства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Расширена возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строителства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по некоторым специальностям в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом введена подробная регламентация порядка предоставления земельных участков, установлены сроки принятия всех решений, состав необходимых документов, основания для отказа в предоставлении земельных участков.

Таким образом, Федеральный закон призван максимально упростить процедуру приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, что, по нашему мнению, будет способствовать ускорению вовлечения свободных земель в сельскохозяйственное производство.

В то же время, эффективность его может быть оценена только после анализа практики применения норм Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2015 г.

- Ваше отношение к новой земельной реформе? В чем видите положительные стороны?

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- Я на «ура» воспринимаю эти изменения. Во-первых, внесенные в земельное законодательство поправки дают возможность широким слоям населения нашей страны получить землю в собственность.

Во-вторых, наконец-то в России будет решена проблема неиспользованных земель, что положительно скажется на экономике страны в целом. По подсчетам экономистов, если всю землю в нашей стране передать либо в аренду, либо в собственность, то ВВП увеличится на 10% за год, то есть станет больше, чем у Китая — за счет одних только земельных ресурсов.

К сведению: в Кирове 500 тыс. заброшенных земельных участков, то есть их могло бы хватить на 2/3 населения нашего города (население Кирова с агломерацией - 750 тысяч человек). С учетом того, что примерно два человека из трех могут получить землю по новому законодательству, ситуация может существенно измениться к лучшему.

В России будут созданы реестры свободных земельных участков, так что любая семья, руководствуясь ею, сможет найти свободный земельный участок и получить разрешение на строительство на нем жилого дома. С этим, на мой взгляд, проблем не будет.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Изменения земельного законодательства назрели, на мой взгляд, уже давно. На территории России очень много невостребованных, не включенных в хозяйственный оборот земель. Особенно это характерно для Ульяновской и Самарской областей, где дачные садоводства находятся зачастую в полном запустении. По старому законодательству к некоторым землям люди просто не имели доступа и не могли их получить. Земельная реформа открывает новые возможности для граждан, и это, конечно, очень хорошо.

- Есть ли в новом законодательстве (поправках в Земельный кодекс РФ) недоработки?

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- Во-первых, в нем нет однозначных толкований, которые бы четко определяли алгоритм действий чиновников в тех или иных ситуациях. Вполне возможно, что органы исполнительной власти на местах будут бояться предпринимать какие-то решительные действия и могут просто по инерции тормозить реализацию этого закона.

Взять, к примеру, 808-е Постановление правительства о порядке проведения аукционов, которое включает много нюансов. Если, скажем, на участие в аукционе заявился один человек, то аукцион считается несостоявшимся. Если он заявил об участии в нем во второй раз, отменить аукцион не могут, но в законе не прописано, как должны поступить в этом случае его организаторы. Обычно в этом случае участки предоставляют в аренду с правом их последующего выкупа. А с учетом того, что сейчас идет перерасчет стоимости земель (переход от инвентарной стоимости к кадастровой), возникает большой вопрос — по какой цене эти участки будут выставляться на продажу.

Во-вторых, аренда этого участка может вызвать немало вопросов у прокуратуры, которая потребует обосновать такие действия. В итоге чиновники оказываются как будто между молотом и наковальней.

Еще один важный момент, в котором я вижу сложности: все решения, связанные с изъятием земельных участков, принимаются в судебном порядке. Допустим, если граждане обращаются в администрацию по вопросу предоставления им земельных участков, но им дают отказ, то окончательное решение в любом случае принимается в судебном порядке. Как объясняют чиновники, за каждое согласие их вызывает прокуратура и ищет в этом «пятую колонну» - какие-то коррупционные действия. Я вижу проблему не в том, что у нас плохие чиновники, а в том, что их «кошмарит» прокуратура. Нужно ослабить узду и не гонять чиновников по прокурорским кабинетам, если они выделяют молодым семьям земельные участки, в рамках закона к тому же.

Законодательных недоработок в земельном законодательстве существует немало, мы с ними периодически сталкиваемся. Взять, к примеру, отсылочные нормы, которые даже опытных юристов ставят иногда в тупик.

В связи с поправками появятся реестры свободных земель с указанием земель, которые должны быть сформированы и отмежеваны. Однако в связи с этим возникает вопрос: кто будет заниматься межеванием земель. Если органы власти, то за чей счет?

Еще один момент, который вызывает вопрос, - какие органы исполнительной власти будут заниматься процедурой изъятия земельных участков.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Недоработки вижу прежде всего в регулировании цены на землю. Это очень большой пласт работы, который до настоящего времени Земельным кодексом РФ практически не урегулирован. Появляется некая двоякость в применении норм. Особенно это касается платы за землю.

- Поможет ли новый закон защитить сельскохозяйственные земли от нецелевого и ненадлежащего использования?

Алексей Котлячков,

заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области:

- Федеральный закон направлен на создание условий для более эффективного использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в части вопросов распоряжения данными землями. В определенной мере он, конечно же, будет способствовать защите сельскохозяйственных земель от нецелевого и ненадлежащего использования.

Специальные меры, направленные на обеспечение защиты земель сельскохозяйственного использования, приняты ранее. В частности, с 1 февраля 2014 г. существенно увеличен размер административного штрафа за использование земельного участка не по целевому назначению и за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Изменениями, внесенными в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельностью в течение срока, установленного Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», размер административного штрафа исчисляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка (чего раньше не было).

Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа:

- на граждан – в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей;

- на должностных лиц – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц – от двух до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

При этом максимальный размер административного штрафа не может превышать пятьсот тысяч рублей.

Практика показывает, что усиление административной ответственности в этом вопросе является достаточно эффективной мерой защиты земель от нецелевого и ненадлежащего использования.

- Сможет ли новый закон приравнять в правах физических и юридических лиц? Или это лишь формальность? В приоритете окажутся те, кто предложит социально значимые объекты?

Владимир Дудин,

начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области:

- Нет, это не так. В данном случае для тех, кто строит социально значимые объекты, и раньше была норма, которая позволяла получать земельный участок безвозмездно. К примеру, если строится школа или больница, соответственно, строительство таких объектов так или иначе финансируется из средств соответствующего бюджета. В данном случае вопрос, связанный с предоставлением земельного участка, вообще не ставится. Потому что лицо, которое по результатам конкурса было определено подрядчиком на строительство этого социально значимого объекта, земельный участок под него получает безвозмездно. Что касается участков под коммерческое строительство, они предоставляются на основании проведения аукционов, в которых в праве участвовать любые лица, за исключением специальных случаев, когда строительство заявленного объекта может осуществлять лицо, имеющее соответствующую лицензию и т. п. Но таких случаев не так много.

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- В общем-то перед законом все равны: это касается и земельного законодательства. Если взять, к примеру, штрафные санкции (разделы 7 - 8 КоАП РФ), размер штрафов для физических и юридических лиц отличается. Наиболее высокие суммы штрафов у юридических лиц, средние — у должностных лиц и самые низкие — у физических лиц. Я считаю, здесь ни о какой дискриминации речи не идет. Возможно, только в нескольких законодательных статьях есть явный уклон в сторону юридических лиц, но в целом, я считаю, около 80% условий прописано для физических лиц и процентов 20 — для юридических лиц. Так что никакой дискриминации юридических лиц здесь нет, во всяком случае она незаметна.

То, что приоритет будет отдан  возведению социально-значимых объектов на свободных земельных участках, — это своего рода условность. Скажем, тот же магазин появится не в чистом поле, а на месте молодежного поселка. Да и Градостроительный кодекс говорит о том, что строительство жилых домов не может быть в отрыве от социальных объектов.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Не думаю, что будет уравнение физических и юридических лиц в правах, поскольку социально значимые функции у них разные.

- Вносимые в земельное законодательство поправки приобретают несколько двоякий смысл: земельные участки будет легче приобрести, но в то же время — легче потерять. Это так? Что перевесит чашу весов, на Ваш взгляд?

Владимир Дудин,

начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области:

- Это абсолютно неверно. Эта норма касается в первую очередь земель сельхозназначения и всегда была прописана в законе об обороте земель сельхозназначения. Сейчас каких-то изменений, связанных с порядком изъятия неиспользованных земель, не произошло. Единственное изменение в новом законодательстве, связанное с изъятием земель, касается объектов незавершенного строительства. Но там речь идет не столько об изъятии земельных участков, сколько об изъятии самого объекта. А земельный участок следует уже общей судьбе такого объекта. В этом вопросе, действительно, процедура поменялась кардинально.

Если гражданин в срок не освоил земельный участок, предназначенный для строительства, появляется основание для реализации данного объекта на аукцион. Где гражданин, который в свое время не достроил объект, может участвовать в аукционе на общих основаниях. Что касается изъятия земель по тем процедурам, которые действовали раньше, в том числе изъятие земель сельхозназначения через 3 года, эта норма осталась неизменна. Проблема здесь в другом: как узнать, что человек не использовал земельный участок 3 года для целей сельхозпроизводства. Это проблема не органа власти, а судьи. В этом направлении, к сожалению, никаких изменений не произошло. Получается, что порядок изъятия земель остался прежним.

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- Земли будут изыматься в любом случае по решению суда. На сегодня такие случаи единичны. Практики по данному вопросу еще очень мало. Я считаю, что многое в этом вопросе будет зависеть от того, какой пример покажут нашим судебным инстанциям центральные регионы России, в частности, Москва. Не секрет, что все работают с оглядкой на центр, а он в свою очередь руководствуется постановлениями и распоряжениями Президента РФ.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Конечно, если на людей будет довлеть то, что они могут потерять земельный участок при несоблюдении определенных, установленных законом условий, это хорошо. Законодательство положительно скажется на очищении рынка недвижимости от нецелевого использования. В России действительно очень много земель, которые неправильно используются.

- Не откроет ли новый закон лазейку для коррупционеров?

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- В своих обращениях к парламенту и к населению России Президент РФ не раз говорил, что нам надо прекращать коррупционную составляющую в процедуре предоставления земли, а соответственно, в ее изъятии. Однако это может повлечь одну большую проблему: если начнется борьба за земли населенных пунктов, коррупционная составляющая будет очень велика. Другое дело, если на торги выставят земельный участок в какой-нибудь отдаленной заброшенной деревне. Там ни о какой коррупционной составляющей речи быть не может. Не стоит забывать, что земли населенных пунктов самые маленькие по площади. Их общая площадь составляет всего около 1,2% территории нашей страны. То есть на каждые 100 км территории нашей страны только примерно 1 км 200 метров предназначен для проживания людей. Делайте выводы, какой ажиотаж может начаться за эти земли.

Конечно, коррупционная составляющая по землям населенных пунктов неизбежна. Считаю, что прокуратуре следует более плотно работать в этом направлении: контролировать более активно процедуру проведения аукционов и предоставления земель населенных пунктов, которые приближены к центру. Это касается, в частности, точечной застройки, при которой сносят старинные здания и памятники архитектуры. Я считаю, что гражданам нужно проявлять большую активность, и тогда порядка будет больше.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Как без этого? Коррупционеров нет, наверное, только в раю. Не исключено, что кто-то найдет себя способ заработать в связи с новым законом.

Владимир Дудин,

начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области:

- Когда орган местного самоуправления лишается права выбора (а этим законом это предусмотрено), это всегда антикоррупционно. Базовая суть законодательных поправок в том, органы местного самоуправления становятся, по сути, исполнителями требований, которые установлены федеральным законом. То есть принимать какие-то решения на свое усмотрение они уже не смогут.

- В соответствии с новым законом земли можно будет получить без проведения торгов. Кто получит право на предоставление земель на льготных условиях?

Владимир Дудин,

начальник отдела земельных отношений департамента государственной собственности Кировской области:

- В силу закона льготных категорий стало больше. Расширяется перечень случаев безвозмездного пользования земельным участком (ст. 39.10). Плюс ко всему субъекту РФ дано право расширить список льготников.

-Легко ли можно будет получить земли на льготных условиях в связи с новым законом?

Андрей Новиков,

заместитель директора «Земельно-имущественной компании», судья третейского аграрного суда:

- Процедура получения земель на льготных условиях очень простая. Законодательством предусмотрен заявительный порядок обращения граждан РФ: то есть гражданин пишет заявление, заполняет бланк с описью всех документов, которые требуется предоставить для участия в этой процедуре, и, в принципе, все. Ничего сложного в этом нет. Задачу упрощает наличие многофункциональных центров, которые созданы во многих районах Кировской области. Есть также электронный вариант предоставления документов. Так что активные граждане могут извлечь существенную выгоду из 39-й статьи  171-го ФЗ от 23.06.2014 г. "О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ", который вступит  в силу 01.03.2015 года.

Андрей Матрохин,

генеральный директор агентства «Право и недвижимость»:

- Безусловно, для льготников откроется больше возможностей. Если раньше можно было получить земельный участок на льготных условиях только тем, кто являлся собственником недвижимости, то в связи с новыми поправками список претендентов на него расширится. Таким образом, новая земельная реформа принесет как хорошие нововведения, так и ряд ограничений. В принципе, это нормально. В любом случае этот закон будет со временем меняться.

- Станет ли, на Ваш взгляд, новая земельная реформа стимулом для переселения людей в регионы, нуждающиеся в людских ресурсах? Какие районы Кировской области испытывают особенную нехватку рабочих рук?

- Алексей Котлячков,

заместитель Председателя Правительства Кировской области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области:

- Федеральный закон призван максимально упростить и удешевить процесс приобретения гражданами и юридическими лицами земель сельскохозяйственного назначения. Особенно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и ведения личного подсобного хозяйства. Если право на землю оформить несложно, если излишние административные барьеры при оформлении земли отсутствуют, и если оформление гражданам обходится недорого, это, несомненно, является фактором, привлекающим граждан к занятию сельским хозяйством. Нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве характерна практически для всех районов Кировской области. Как для районов, в которых оно достаточно развито, так и для районов, в которых сельское хозяйство только возрождается.

Похожие материалы по теме