Реагенты настоящего и будущего: Олег СИМОНОВ: «Замена песко-соляной смеси на реагент – осмысленно правильное решение»

Большие сугробы, дороги, похожие то на каток, то на снежную кашу — привычный зимний пейзаж российских городов. И все бы ничего, если бы не рост числа аварий и травматизма среди населения. А дорожные службы почему-то не всегда справляются с уборкой снега, наледью и гололедом на дорогах.

Какие реагенты используются сегодня на дорогах Кировской области? Всегда ли грамотно их применение? Как влияют антигололедные реагенты на качество дорожного покрытия? Какие способы борьбы с гололедом на сегодня наиболее прогрессивны? На эти и другие вопросы помог найти ответы Олег Симонов, директор компании «Стар Логистик».

- С наступлением холодов дороги превращаются в настоящий каток, что приводит к травматизму и росту числа аварий. Как этого избежать?

- Стоит обратиться к опыту западных стран, например, Финляндии, где используются высокотехнологичные реагенты, которые абсолютно безвредны как для человека, так и для окружающей среды. Примечательно, что в их основе лежит всем знакомый из «Советского детства» хлористый кальций, только технический. Поэтому там знают секрет, как поставить жирный крест на процессе образования гололеда.

- Это наиболее прогрессивный на сегодня способ борьбы с гололедом?

- На сегодняшний день только в России используется «классическая» песко-соляная смесь. Кировские организации по уборке и обслуживанию дорог используют также техническую соль, реагент «Бионорд» и некоторые другие. Главная причина - тендерный фактор: «кто дешевле, тот и выиграл». Не удивительно, что такая смесь не работает в полную силу. Во-первых, действует она только при температуре не ниже -15 градусов. Во-вторых, песко-соляная смесь разрушает городскую инфраструктуру – водопроводные трубы, металлоконструкции мостов и путепроводов, засаливает почву, что приводит к гибели зеленых насаждений и живых организмов, оказывает гиперактивное коррозийное воздействие на транспорт и, наконец, портит обувь горожан.

Наши северные соседи используют только реагенты, причем с добавлением гранитной крошки. Это усиливает эффект борьбы со льдом не только с помощью тепловой реакции, но и с помощью механического разрушения. Ну и, пожалуй, самый главный аргумент в пользу реагента – это КПД. Он в 7 раз выше по сравнению с песко-соляной смесью. Скорость воздействия и разрушение льда при его использовании в 5 раз быстрее. Так что фактор ее дешевизны – это «фантом», учитывая затраты на логистические услуги (доставка, хранение, использование, ГСМ).

- В эффективности таких реагентов сомнений не возникает, а если коснуться вопроса цены? Какие реагенты, на ваш взгляд, наиболее эффективны и оптимальны по цене?

- По химическому составу все реагенты схожи, в их основу входят соли кальция, натрия или магния, именуемые в простонародии - хлористый кальций, хлористый натрий и хлористый магний. Далее идут антикоррозийные добавки, формиаты натрия, ацетаты и твердые гранитные или мраморные крошки. Оптимальное соотношение цены и качества складывается из соблюдения технологии производства и логистики. Все реагенты делятся на группы применения исходя из погодных и температурных условий. Они работают от -15 до -35 градусов. От этого зависит и цена, поскольку в них содержится разное количество действующего вещества.

- Всегда ли такие реагенты применяются грамотно?

- Здесь все зависит от компетенции людей, ответственных за их применение. То есть человек должен быть профессионалом, разбираться в химии и отслеживать метеопрогноз. Кроме того, работа по принципу «лишь бы насыпать, и ладно» - это вредительство. В руках этих людей - здоровье, жизни людей и окружающая нас природа, и надо понимать полную меру ответственности своих действий. Есть технология применения реагентов, обязательно использовать спецтехнику, а не сыпать лопатой «налево и направо», и, повторюсь, есть опыт зарубежных специалистов.

- Еще в прошлом году песко-соляную смесь на кировских дорогах предложили заменить на более современный гранулированный реагент. Насколько это взвешенное решение, на Ваш взгляд?

- Замена песко-соляной смеси на реагент – это осмысленно правильное решение, которое принесет реальную пользу нашим дорогам, экологии и бюджету. Жаль, что до Кировской области это нововведение пришло с таким запозданием (в Москве реагенты начали применять еще 12 лет назад).

- Противогололедные гранулы в разы дороже песко-соляной смеси. Есть ли на сегодня более доступные в финансовом плане решения?

- Самые доступные в финансовом плане решения - это взять каждому в руки лопату и в 6 утра выйти на расчистку улиц на ежедневный «субботник». Но, как вы понимаете, сделать это практически невозможно. Остается использовать уже существующие технологии. И если исключить все негативные факторы, влияющие на закуп и использование реагентов, то их стоимость вполне адекватная. Особенно если на другой чаше весов находится жизнь и здоровье людей, наших граждан.

- Насколько экологичны современные антигололедные реагенты? Какие в этом плане менее губительны?

- В плане экологичности мы с вами должны понимать, что вся химия основывается на таблице Менделеева, и все вещества, которые используются в производстве реагентов, имеют одно направленное действие - перевод вещества из твердого в жидкообразное состояние с помощью тепловой реакции. Поэтому любой химический элемент имеет и положительное, и отрицательное воздействие на окружающую среду. Вопрос в его концентрации. Я уже говорил о КПД реагентов по отношению к песко-соляной смеси. Для работы на определенной площади реагента в количественном выражении потребуется в 7 раз меньше, чем песко-соляной смеси, соответственно, и отрицательного воздействия на окружающую среду будет кратно меньше.

- Как влияют антигололедные реагенты на качество дорожного покрытия? Не в них ли причина наших вечно разбитых дорог?

- На дорожное покрытие реагенты не оказывают никакого влияния, это доказано мировым опытом применения в зарубежных странах, а особенно в высокогорьях, где снежный покров лежит достаточно долго. Во Франции горные серпантины в Альпах обрабатываются жидким реагентом ежедневно, дорожное покрытие не доставляет никаких проблем туристам, едущим на своих машинах на горнолыжные курорты. На разрушение дорожного полотна, скорее, влияет несоблюдение технологических стандартов изготовления асфальта и работ по его укладке, чем применение реагентов.

- Использование каких реагентов позволит увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия?

- Использование гранулированных твердых и жидких реагентов позволит увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия по сравнению с использованием комплекса с гранитной крошкой. Но опять же вернусь к опыту финских дорожных служб, повсеместно использующих гранитную крошку и имеющих высокого качества дорожное полотно по всей территории государства.

- В России появились реагенты нового поколения, способные укреплять дорожное покрытие и не портящие обувь. Используются ли они в Кировской области? Или это дорогое удовольствие?

- Появление реагентов нового поколения требует тщательного, независимого тестирования продуктов. Прежде чем мы сможем с уверенностью утверждать об их полной безвредности и более того - полезном эффекте для окружающей среды.

- Водители обеспокоены тем, что реагенты провоцируют коррозию, нарушают герметичность некоторых элементов и выводят их из строя. Как минимизировать эти риски и защитить свое авто?

- В состав реагентов входят соли хлора, естественно, они, как любая соль, увеличивают вероятность коррозии. Но вред от этих солей гораздо меньше, чем от технической соли, так как его концентрация в 7 раз меньше. Автолюбителям, эксплуатирующим иномарки европейского, японского, а тем более шведского производства, переживать не стоит, так как в этих странах к качеству изготовления автомобилей подходят чрезвычайно ответственно и используют все больше материалов, устойчивых к коррозии. А вот владельцам отечественного и китайского автопрома следует делать дополнительную антикоррозийную обработку. Самый лучший вариант - это не экономить на обмывке автомобиля. Период применения реагентов не так уж велик, и средства, потраченные на обмывку машины, несопоставимы с затратами на замену узлов и агрегатов, вышедших из строя по причине коррозии.

- Где актуально использовать реагенты (на каких участках, поверхностях)?

- Использование реагентов актуально в местах локации большого количества транспорта, на местности с крутыми подъемами и спусками. А в первую очередь - на тротуарах, где достаточно большой людской трафик. Особое внимание следует уделить также участкам около больниц, где большое скопление людей пенсионного возраста.

- Давайте немного пофантазируем на тему «Реагенты будущего – какие они», на Ваш взгляд?

- На мой взгляд, реагенты будущего перейдут из категории химии в категорию физики. Будет создано высокотехнологичное оборудование, которое на принципе распада частиц будет испарять образовавшийся слой льда. В результате асфальтовое покрытие будет абсолютно чистым и сухим, а образованный в результате этого процесса пар можно будет использовать вторично для мытья дорожного полотна и тротуаров. Такой метод абсолютно экологичен, вопрос только в том, готовы мы или нет создавать технику, не ведущую к техногенной катастрофе?

Компания "Стар Логистик"

Адрес: ул. Воровского, д. 107

Тел. 51-66-06

Сайт: ice-broken.ru

E-mail: 474121@mail.ru

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.