Картины из песка: Елена ОБУХОВА: «Рисование песком - занятие, раскрывающее творческие способности и стимулирующее ускоренное развитие ребенка»

Податливость песка и его природная магия завораживают. Удивительным образом горсть песка может превратиться в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и эмоции. А еще эта удивительная техника универсальна: она подходит и малышам трехлетнего возраста и взрослым — без ограничения.

Какие способности можно развить, рисуя песком, рассказала Елена Обухова, руководитель студии рисования песком «Солнечный Дом».

- Взаимодействие с песком — один из популярных на сегодня видов арттерапии. В чем причина? Насколько и чем полезно рисование песком детям?

- Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности и вызывает особый интерес именно у детей. Дети создают на песке неповторимые рисунки своими руками. Не нужно правильно брать ручку или карандаш в руки, достаточно лишь приложить ладошку, кулачок или пальчик к песочку на столе - и удивительный, сказочный мир открывает перед малышом двери. Появляется чудо, созданное им самим. Так отпечаток ладошки может превратиться в петушка или лебедя, а кулачок может нарисовать нежные, воздушные облака.

По мере освоения техники рисования песком у ребенка расширяется кругозор, он начинает понимать красоту и гармоничность окружающего мира. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, вселяет уверенность в своих силах, развивает внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь. Рисование песком происходит непосредственно пальцами, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, способствует развитию обоих полушарий мозга.

- Самая младшая группа в Вашей студии — дети 3-5 лет. Какие навыки, качества песочная терапия помогает сформировать у маленьких детей?

- В нашей студии проводятся занятия для детей разного возраста. Программы для групп 3-5 лет направлены в большей степени на развитие мелкой моторики, ощущений, координации, профилактики тревоги, агрессии, детских страхов и развитие интеллекта. Занятия с младшими группами построены на основе игры и сказки, в старших группах особое внимание обращается на качественую прорисовку сюжета.

- Чем полезная арттерапия детям более старшего возраста?

- Для групп 5-7 лет занятия направлены на снятие эмоционального напряжения, развитие здоровой самооценки, внимания, памяти, развитие мелкой моторики, координации, исследование и укрепление отношений в группе.

Для группы 7-10 лет – развитие уверенности в себе, эстетическое отношение к окружающему миру, приобщение к художественной деятельности, развитие творческих способностей, совершенствование изобразительных навыков и умений. А программа для групп старше 10 лет – это творческие занятия в эксклюзивных техниках, направленные на раскрытие индивидуального способа творческой реализации, гармонизацию внутреннего состояния, привитие эстетического вкуса.

- Часто ли среди малышей выявляются особо одаренные, творческие дети?

- Занятия посещает очень много творческих детей, которым интересно рисовать свой мир, придумывать своих героев с неземными ушами, ногами, глазами. Иногда смотришь на рисунок и думаешь - как в маленькой головке мог возникнуть такой удивительный образ или сюжет. Мы, взрослые, живем уже сформировавшимся мировоззрением и восприятием окружающего мира, а дети видят его по-своему. И это здорово!

- Бывает так, что детские рисунки на песке получаются лучше, интереснее, чем у взрослых? С чем это связано?

- Дети, занимающиеся в старших группах и регулярно посещающие занятия, уже хорошо освоили основную технику рисования песком и могут похвастаться качественными, иногда даже более интересными, чем у взрослых, рисунками. Педагоги и детские психологи отмечают, что успеваемость в школе у тех детей, которые начали заниматься рисованием песком, значительно улучшается, поскольку данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Объясняют психологи этот феномен тем фактором, что происходит изменение образного мышления ребенка. Кроме того, дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. Дети, увлеченные этим видом творчества, намного меньше нервничают, менее обидчивы и агрессивны.

- Какие методы психологии, какие техники используются на занятиях, помимо песочной терапии?

- Помимо рисования на световых столах, в студии используется песочница, где проигрываются ролевые сказки, дети учатся общаться, договариваться, строить и создавать свой песочный мир. Так же, как элемент развития, на занятиях используется кинетический песок. Манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания. Этот материал не так давно стал широко использоваться психологами.

Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов – пластилина и песка и является универсальной игрушкой для детского творчества. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности, благодаря присутствию в его составе полимерного связующего вещества. Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов».

- Расскажите о перспективах для детей, которые увлекаются рисованием песком. Как в дальнейшем они могут проявить свои способности?

- Рисование песком для детей - это вполне перспективное увлечение, поскольку, отрабатывая свои художественные способности, они могут участвовать в творческих конкурсах, на праздничных мероприятиях, достойно раскрыть и показать свой талант. Ученица нашей студии в этом году решила взять тему исследовательской работы в гимназии, связанную с рисованием песком. Сама придумала сюжет, нарисовала и вскоре будет защищать свой проект на конференции. Мы желаем ей удачи и победы в конкурсе.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.