Инструмент для фототворчества: Евгений ПОРОШИН: «Фотография - это способ донести свой взгляд, свои мысли, своё мнение людям»

Фотографию можно сравнить с любым известным человечеству ремеслом, чтобы научиться получать великолепные снимки, нужен опыт и сноровка. От чего зависит качество фотографий — от стоимости и уровня фотокамеры или от навыков фотографа? Мнения на этот счет неоднозначны. Одни фотографы считают, что хорошая фотокамера – половина успеха фотографа. Вполне возможно, но если вы не владеете базовами правилами и секретами фотосъемки или просто ваш фотографический опыт не очень велик, это не даст результата. Нужно как можно больше практиковаться и изучать накопленный опыт мэтров фотографии, что поможет вам достичь успеха в фотосьемке.

Что должно лежать в основе по-настояшему хороших, качественных сников, рассказал Евгений Порошин, продавец-консультант магазина DNS в ТЦ «Time».

- Евгений, что бы посоветовали тем, кто занимается фотографией на любительском уровне? Есть какие-то базовые правила, которые следует соблюдать?

- Для тех, кто только решил заняться фотографией, следует изучить теорию и правила фотосъемки, стараться учиться на примерах и советах признанных мастеров фотосьемки. Как можно больше практиковаться, осваивать полученные знания на практике. Много полезной информации можно найти сегодня в интернете: на форумах и сайтах профессиональных фотографов, которые делятся секретами своего мастерства. Написано немало книг для начинающих фотографов, легко найти предложения от фотографов на различные тематические курсы по фотографии. Но самое главное - это практика. Так что если читать дополнительную литературу и параллельно применять полученные знания на практике, будет легче освоить все секреты фотосьемки.

- От чего зависит качество фотографий — от стоимости и уровня фотокамеры или от навыков фотографа?

- Безусловно, важны навыки фотографа, опыт и талант, хотя и техника играет здесь не последнюю роль. Это правда, что более совершенная и дорогая зеркальная камера сделает более качественный снимок, но нужно обладать и навыками сьемки, без них вряд ли что получиться. Если вы научились снимать и вам достаточно качества компактной цифровой фотокамеры снимайте с помощью легкой любительской камеры., но если хочется достичь большего в мире фотосьемки и получать отличные снимки, то лучше приобрести более профессиональную зеркальную фотокамеру.

- Что является показателем хорошего, качественного снимка?

- Сложно ответить на этот вопрос в том плане, что есть признанные мастера, которые делают снимки, соблюдая все золотые правила построения кадра, его композиции, рисунка света и теней, данные правила ничем не отличаются от основных правил написания художественных картин, к примеру, «правило золотого сечения". Благодаря соблюдению данных основ, у мастеров фотосьемки получаются очень объемные, выразительные, качественно построенные фотоснимки, которые спустя время становятся классикой в фотоискусстве. Хотя есть и другие... Мастера, которые ломают все границы, нарушают теорию: они делают снимки, руководствуясь не заданными правилами, а лишь своей интуицией и художественным талантом, используя лишь своё мировосприятие, но эта особенность в итоге позволяет получить, гениальные фотоснимки, исключительные по сюжету, безумные по композиции, но ценные художественно для будущих поколений фотографов. Снять шедевр может каждый, но чтобы это сделать, нужно пройти свою дорогу в мире фотографии, найти свой взгляд на мир и приподнести его на суд окружающим. Возможно, ваш снимок будет привлекать всеобщее внимание на международной фотовыставке. Поэтому очень сложно сказать, какой снимок можно считать действительно лучшим, каждый выбирает свой путь, свой способ донести своё мнение людям. В принципе, удачный качественный снимок может сделать любой, только шанс успеть запечатлить мгновение, увидеть исключительность ситуации, её важность, у любителя значительно меньше, чем у профессионального фотографа. Вы спросите - почему? Потому что профессиональный фотограф практикуется каждый день, он постоянно всматривается в окружающий его мир, постоянно находится в поиске, ищёт ответы, он всегда на страже событий, он более подготовлен. Но это не исключает того, что шанс запечатлеть что-то потрясающее не выпадет человеку с компактной непрофессиональной камерой, все находиться в воле случая.

- Что может повлиять на качество снимков? Как избежать ошибок?

- Здесь многое упирается в технику, причем имеется ввиду не только фотоаппарат, но и опыт, навыки и мастерство человека, который берет в руки фотоаппарат. Во многом качество фотоснимков определяет правильность проставленных параметров в фотокамере, лишь потом - правила построения кадра, его освещение. Если ошибиться в настройках, вы просто получите брак, и тогда вам уже не поможет композиция и освещение. К примеру, быстрые движущиеся объекты (животные, дети) лучше снимать в режиме «спорт» - получится хороший качественный снимок, поскольку там автоматически ставится короткая выдержка, которая помогает снимать быстро перемещающихся детей по комнате, или гоночные спорткары - резкими, четкими, замораживая мгновения. Всегда нужно уметь учитывать параметры сьемки, которые для каждого конкретного случая индивидуальны.

- Понятно, что при дневном свете снимки получаются более яркими и четкими, а если источник света недостаточен для выполнения хорошего качественного снимка? Какое дополнительное оборудование необходимо привлечь?

- Здесь уместно говорить о фотокамерах с высоким уровнем светочувствительности, а это в большинстве своем зеркальные камеры. С данных аппаратов, я считаю, легче всего получить хорошие снимки в плохой освещенности, так как у зеркальных камер есть множество настроек, которые способны вытянуть и дороботать снимок в плохо освещенном месте, и он будет просто безупречным, можно даже не понять, что фотосьемка проходила в плохих условиях. Есть и множество аксессуаров, облегчающих сьемку в плохо освещенном месте. В данную категорию можно отнести вспышки, софтбоксы, разного рода отражатели, лампы подсветки и много чего еще. Для создания дополнительного источника света на фото не обойтись без вспышки. Хотя есть такие профессионалы, которые умеют снимать с одним, естественным, источником света — солнцем. Но большинство использует дополнительное световое оборудование, к примеру, отражатели, которые бывают разных цветов: темный, серебристый, золотой. В зависимости от того, какого оттенка вы хотите достичь на фото, можно использовать разные варианты.

Есть такая поговорка: хочешь разорить друга, купи ему зеркальный фотоаппарат. Увлечение фотографией начинается с покупки фотоаппарата —обычно со стандартным объективом. Однако, со временем, все желания фотографа он выполнить не сможет. Как говорится, желания растут, а с ними - и потребности в новом оборудовании. Конечно, это при условии, если вы хотите развиваться в изучении фотографии. Но стандартные вещи он все же сможет отработать на твердую «четверку», а это уже немало, к примеру: пейзаж, портрет, семейное фото, портрет крупного плана - можно фотографировать много чего и достаточно хорошо. Для тех, кто хочет достичь более высокого качества снимков или изучить более углубленно один из видов сьемки, например, макросъемку, следует позаботиться о выборе дополнительных объективов и аксессуаров в будущем. Мир фотографии многообразен: кто-то снимает букашек, кто-то снимает репортажи, кто-то делает красивые панорамы природы, кто-то фотографирует известных людей, кто-то снимает архитектуру, кто-то занимается аэрофотосьемкой, получая на снимках красивое звездное небо, - каждому своё. Кому-то нужен телевик — объектив огромного размера с приближением в несколько крат. С помощью него репортеры снимают, к примеру, футбольные репортажи. Такой объектив необходим и фотоохотникам, снимающим дикую природу. К примеру, чтобы снять медведя или тигра, к которому не подойти на близкое расстояние, используется телевик, без него мы бы потеряли много хороших фотографов. ))) У каждого фотографа — свои запросы, в соответствии с которыми подбирается необходимый набор аксессуаров и объективов, а иногда и фотокамер. Для удобства и получения качественных, несмазанных снимков прибегают к использованию штатива. Штатив используется повсеместно для портретных и семейных фото, для съемки пейзажей, для сьемки на длительных выдержках звездного неба и так далее... Есть моноподы — штативы с одной ножкой. В отличие от традиционного раскладного штатива-треноги, он значительно легче и удобнее, особенно для любителей фотографировать природу или спортивные матчи. В первом случае он легкий, легче чем трехногий штатив, и его можно взять, к примеру, в горы, а во втором случае на него опирается тяжелый фототелеобьектив фотографа который снимает футбольные матчи. Каждому аксессуару есть своё применение. Кто-то покупает макрообъектив или макрокольца (специальные переходники между объективом и зеркальной камерой), благодаря которым обычный фотообъектив становится макрообъективом. Если снимать, допустим, макромир, это будет как нельзя кстати. Для тех, кто увлекается фотосъемкой пейзажей, нередко приобретает специальный обьектив «фишай», что в переводе означает «рыбий глаз». Он захватывает очень большой объем пространства, как говорится, «видит от уха до уха», а соответственно, снимок получается обьемным и панорамным. Правда, он дает небольшие искажения, так что необходимо в снимок вносить корректировки, правильным образом обрабатывать. Тот, кто занимается фотосъемкой, знает все тонкости и широкий выбор аксессуаров и обьективов или постепенно их со временем осваивает. Необходимый, я считаю, фотоаксессуар - это сумка для фотоаппарата. Если вы покупаете дорогой фотоаппарат, скажем, за 30 тыс. рублей и не приобретаете для него специальную сумку за 1 тыс. рублей, вы либо слишком богатый человек, либо любите риск. Чтобы не повредить дорогую аппаратуру, лучше сразу позаботиться о покупке такой важной вещи - вместе с зеркальной камерой. Важная и полезная мелочь для фотографа — чистящий карандаш или салфетка. Лучше использовать для ухода за оптикой специальный чистящий карандаш. На одном конце его — кисточка, с помощью которой удаляется пыль с поверхности объектива, а на другом — чистящая головка для линзы обьектива. Он создан для того, чтобы содержать в ваши линзы обьектива в чистоте и сохранности, от пыли, грязи и отпечатков пальцев. - Что нужно знать начинающему фотографу? -Фотографу новичку нужно изучить теорию, а именно: принципы работы фотокамеры, ее настройки, научиться на практике их быстро изменять и применять. Скорость и умение настроить свою. камеру правильно позволит не упустить хороший кадр, научиться правильно задавать параметры сьемки. Ну и главное - быть немного художником: видеть перспективу, составлять правильную композицию кадра, видеть освещение, использовать свет и тень в кадре, пользоваться своей интуицией, развивая в себе талант фотосьемки, понимая, когда нужно нажать на спуск затвора и сделать кадр. - Получается, фотограф должен быть немного художником в душе? - Безусловно, талант фотографа очень важен, кроме знаний параметров настройки и правил композиции кадра. Если вы счастливый обладатель самой дорогой совершенной «зеркалки», но у вас нет таланта, не развито чувство художественного вкуса, толку будет мало. В человеке должна быть какая-то искорка, некий фотографический азарт, чувство меры и вкуса. Если их нет изначально - путь к успеху будет более долгим и сложным. Но в любом случае эти качества необходимо в себе развивать. Есть фотографы, которые достаточно давно занимаются фотографией, достигли определенного мастерства: их снимки высокого качества, но в них как будто нет души. Есть и такие таланты, которые впервые берут в руки фотоаппарат и делают хорошие снимки. Они видят, что нужно снимать, знают, как сделать так, чтобы снимок получился красиво. В общем, качество снимка во многом зависит от того, насколько человек развил талант в фотосьемке. Важна тренировка и накопленный опыт, и мастерство придет со временем.

- Что бы хотели пожелать начинающим фотографам?

- Главный секрет мастерства заключается в практике. Оптимальный вариант обучения — подкреплять теорию огромным количество практики. Допустим, прочитали, как снимать пейзаж, поняли примерно - как и что делать, и сразу, грубо говоря, - «едем в поля», делая все возможное для более частых и длительных тренировок по фотосьемке. Так вы наработаете нужные навыки в фотосьемке, приобрете новые знания. Возможно, что-то улучшите в данном направлении, сделаете то, что не увидели другие, но все это возможно лишь в практическом применении. Если ежедневно в чем-то практиковаться, буквально через пару месяцев работы можно показать очень высокие результаты. Возможно, в дальнейшем получится снять какой-нибудь шедевр. Если не стоять на месте, а изучать новую информацию, постоянно совершенствоваться, изучать что-то новое, смотреть работы других фотографов, то прогресс будет очевиден. Все должно быть доведено до автоматизма: и работа с техникой, и умение видеть кадр, и умение правильно его приподнести людям, раскрыв в нем свое мнение или выразив свои идею. Не лишним будет изучить и пару прикладных программ по обработке фотографий. Иногда ошибочно выставленный параметр портит отличный кадр, в таком случае на помощь приходят новые цифровые программы по обработке фотографий. Буквально за пару минут они смогут восстановить ваш снимок до хороших, впечатляющих параметров, и он станет смотреться куда лучше оригинала. Не брезгуйте изучением цифровой фотооброботки.

Фотография — это как игра на пианино: сразу хорошо играть не научишься— нужны знания теории, опыт и практика игры, ну и отличная натренированность ваших рук.

К сведению

В магазинах DNS представлены как любителькие, компактные варианты фотоаппаратов, так и профессиональные зеркальные фотокамеры ведущих брендов в мире электроники: Nicon, Olympus, Panasonic Lumix, Polaroid, Samsung, SONY.

Из новинок можно отметить компактные фотокамеры FujiFilm FinePix JV300 Black, Kodak Pix Pro FZ151 Silver, Panasonic Lumix DMC-FT5 Orange.

Хиты продаж среди зеркальных фотоаппаратов: Nikon D5200 kit 18-55II Black, Nikon D5100 Kit 18-55mm VR, Canon EOS-1100D Kit 18-55IS II, Sony Alpha SLT-A58K Kit 18-55mm и другие. 

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.