Категорически не согласен: Как обжаловать решение регистрирующего органа?

старший юрист Кировского представительства юридической компании «Яковлев & Партнеры» Елена Мякишева

О новой возможности досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации нам рассказала .

 - Елена, когда была законодательно введена возможность обжалования решения регистрирующего органа? Кто вправе прибегнуть к этой процедуре?
 - 22 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который ввел процедуру досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом. В настоящее время обратиться с жалобой на решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может любое заинтересованное лицо, если оно считает, что такое решение нарушает его права.
Обязательность досудебного урегулирования спора зависит от того, какое решение обжалуется: решение об отказе в государственной регистрации подлежит обязательному обжалованию в вышестоящем налоговом органе, а решение о государственной регистрации может быть обжаловано сразу в судебном порядке.
Прообразом процедуры досудебного урегулирования споров с регистрирующим органом стала процедура досудебного обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных по итогам налоговых проверок, введенная еще в 2009 году.
 - Как следует подавать жалобу на решение регистрирующего органа?
 - Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска данного срока по уважительной причине он восстанавливается по ходатайству лица, подающего жалобу.
Допускаются два варианта подачи жалобы: 
- через орган, решение которого обжалуется (в этом случае все документы вместе с жалобой направляются в вышестоящий орган); 
- непосредственно в орган, уполномоченный рассматривать жалобу (в этом случае данный орган запрашивает все документы у органа, чье решение обжалуется).
Жалоба может быть направлена тремя способами:
- направлена почтовым отправлением;
- представлена нарочно;
- направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В жалобе обязательно должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес (место нахождения) юридического лица, подающего жалобу;
- сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
- наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
Если жалоба подписывается представителем, то обязательно должна быть приложена доверенность.
 - Как долго рассматривают жалобу? Каковы должны быть действия заявителя и регистрирующего органа после принятия решения по жалобе?
 - Жалоба рассматривается без участия лица, ее подавшего. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
- об отмене решения регистрирующего органа;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решение по жалобе принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
Решение по итогам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган.
В случае если вышестоящим органом отменено решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа.
В случае если вышестоящим органом отменено решение регистрирующего органа о государственной регистрации, регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа.
Если вышестоящий орган оставил жалобу без удовлетворения и заявитель жалобы с таким решением не согласен, то он может обратиться в суд. В этом случае срок для судебного обжалования исчисляется с момента, когда лицо, подавшее жалобу, получило уведомление о принятом решении либо решение регистрирующего органа, уполномоченного рассматривать жалобу.
Важно помнить, что если лицом, подавшим жалобу, не было получено уведомление о принятом решении либо само решение по итогам рассмотрения жалобы, то срок для обращения в суд начинает исчисляться со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы.
 - С тех пор как появилась возможность досудебного обжалования решений регистрирующего органа, какие плюсы и минусы Вы можете отметить в этой процедуре?
 - Данная процедура имеет как плюсы (например, заявитель жалобы не несет расходы по уплате государственной пошлины, вся процедура занимает меньше времени, чем судебный процесс), так и минусы (например, не урегулирован вопрос о порядке компенсации затрат, понесенных при подготовке жалобы, нет возможности участвовать при ее рассмотрении). Будет ли она столь же востребована и эффективна, как досудебное обжалование решений, принимаемых по итогам налоговых проверок, покажет время.

Похожие материалы по теме