Примерами действительно раннего развития являются подходы, призванные развить у ребенка тот или иной навык на порядок раньше, чем физиологически ребенок может это делать – ползать, переворачиваться, ходить, писать, считать до того, как он природно готов к этому.
Как достичь гармоничного развития ребенка, какой возраст оптимально для этого подходит, рассказала Светлана Бокова, директор детского сада «Детское село».
- Светлана Валерьевна, сегодня можно видеть массу предложений от различных студий развития, где с детьми начинают заниматься с 6-месячного возраста. Авторы многих методик ссылаются на то, что «после 3-х уже поздно». Так ли это?
- Сейчас очень модно ссылаться на то, что «после 3-х уже поздно». Однако мало кто задается вопросом поэтапного созревания мозга ребенка, особенностями его развития для тех или иных операций, ведь мозг и способности ребенка в 3, 6, 12, 24 месяца кардинально отличаются. Причем такое невнимание к логике природы в попытке ее обогнать влечет за собой интуитивное неприятие такого раннего развития многими мамами, и мной в том числе.
В возрасте 6 месяцев ребенок должен быть рядом с мамой, в окружении знакомых и близких людей. В это время малыш впитывает все, что чувствует его мама. Если она рядом с малышом, у него уже все в порядке, а его развитие идет само по себе, причем то, которое ему необходимо. Ребенку совершенно не нужны пока чужие тети, которые будут ему показывать красивые карточки с буквами. Гораздо полезнее пойти с ребенком в парк и просто послушать пение птиц.
Природа мудра, и развитие человека должно происходить согласно законам природы. Стремясь подстегнуть и опередить природу, стоит задуматься, а чего лишается ребенок, если его маме вздумалось, к примеру, научить его узнавать слова в 4 месяца? Многие сегодня настолько зациклены на успехах, которые можно оценить и продать, что часто забывают о том, что ребенок получает полноценное развитие не тогда, когда мы активно прыгаем вокруг него с развивающими материалами, а в обычной игре, которой многие взрослые уделяют незаслуженно мало времени. Считается, что игра — это баловство, которое помогает просто занять свободное время. На самом деле время, отведенное игре, идет только на благо ребенку.
Задача взрослых - научить детей играть, только не в заводные игрушки и не в машинки с пультом — это не игра, а развлечение, от которого никакого развития ребенок не получит. Дети получают гораздо большее развитие, когда самостоятельно катают машинку или стучат половником по кастрюльке. А возможность подумать в тишине развивает ребенка не меньше, чем центр с контрастными игрушками разных фактур.
В возрасте до 3-х лет самое главное — окружить свое чадо любовью и создать для него правильное безопасное окружение. Ребенок в этом возрасте должен научиться доверять миру, а задача взрослых - суметь понять внутренний мир ребенка, а не навешать на него какие-то ярлыки.
Очень важно также в этом возрасте сформировать у ребенка навыки самообслуживания — самые простые: ребенок должен научиться самостоятельно кушать и одеваться — полностью. Правда, современные родители зачастую предпочитают делать это за детей, считая, что это гораздо проще и быстрее. Однако умение ребенка одеваться самостоятельно — это формирование его внутренней силы. Важно, чтобы в возрасте 3-х лет ребенок научился помогать маме. Пусть он переберет все кастрюльки на кухне— это вариант познания окружающего мира. Главное – создать для этого необходимые условия. Дайте ребенку возможность приготовить что-нибудь вместе с вами. Например, картофельное пюре. Во-первых, ребенку будет интересно наблюдать за всем происходящим, а во-вторых, в его голове выстроится четкая схема и появится понимание, откуда на его тарелке появляются различные вкусности. Вот оно - логическое мышление, которое легко развить именно через такие простые, казалось бы, вещи. Очень важно также разговаривать с ребенком — много и грамотно - обо всем, что происходит вокруг. Так малыш будет обогащать свои знания об окружающем мире и развивать свою речь. Вот, в общем-то, и все, что нужно ребенку до трех лет.
А вообще-то дети трехлетнего возраста — большие «почемучки», которые задают много вопросов. У детей вообще всегда есть внутренняя потребность обучаться, что помогает им самостоятельно добывать знания. Нужно внимательно слушать своего ребенка и присматриваться к нему. Например, мой сын в пять лет научился читать сам, причем мне не пришлось покупать для этого азбуку, целенаправленно с ним заниматься или развешивать по дому карточки с буквами, он научился читать сам — по рекламным вывескам. Когда я отвозила его в детский сад на машине, по дороге он часто спрашивал названия букв, которые были на плакатах. Так, буквально за одну неделю он научился читать, потому что у него была к этому мотивация.
А у излишне раннего чтения часто бывает последствие в виде потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, а удовольствия не получил, бросил читать. Если у ребенка сформирована мотивация на что-то, он тратит на это гораздо меньше сил и времени. Правда, если желания (например, читать) не возникает по каким-то причинам, нужно мотивировать ребенка на это. Прежде всего, нужно выяснить проблему — почему так происходит, и начать над этим работать. Насильно заставить ребенка что-то делать можно, но тогда вы будете воспитывать личность слабую, ведомую, не имеющую своих целей.
- Всем известно, какие высокие требования предъявляются сегодня к детям при поступлении их в школу. Чем раньше ребенок научится рано читать и считать, тем больше шансов у него попасть в хорошую школу или лицей, а затем - в престижный вуз?
- Скорее всего, это иллюзия. Просто многие мамы, озабоченные ранним развитием своих детей, считают, что если их чадо научилось читать и считать еще до поступления в школу, они выполнили свою миссию по воспитанию ребенка. Нельзя так однобоко подходить к самому понятию «готовность к школе».
- Что должно стать сигналом родителям о том, что их ребенок готов к школе?
- Понятие «готовность к школе» включает в себя не только когнитивные способности. Огромную роль в успешности ребенка будет играть развитие у него эмоционального интеллекта. То есть умение налаживать коммуникативные связи с обществом, гармония с самим собой, умение разбираться в собственных чувствах, умение с этими чувствами работать. Кроме того, эмоциональный интеллект затрагивает сферу творчества, дает возможность нестандартно мыслить. Самое главное, чтобы ребенок пришел в школу с хорошим, сильным иммунитетом, физически здоровым и развитым физически. Согласитесь: для усвоения большого объема информации, который дается современным детям в школе, необходимы силы и время. Программа нашего детского сада решает эти задачи в комплексе, учитывая природу ребенка, раскрывая индивидуальные особенности каждого.
Подготовку детей к школе мы начинаем с пяти лет. Занятия с детьми проводит учитель начальных классов, педагог высшей категории. Он работает по авторской программе физико-математического лицея. В данной программе, на наш взгляд, очень гармонично выстроены все процессы и подчинены общей теме. Например, если день посвящен изучению басни Крылова, то посредством ее даются также и математические навыки, и представления об окружающем мире. Для детей в младшем возрасте очень важен такой комплексный подход к освоению новых знаний.
- Что бы Вы хотели пожелать родителям будущих первоклассников?
- Будьте внимательнее к детям, наблюдайте за ними, создавайте для них правильное окружение, чтобы у них была возможность для развития. Побольше играйте с детьми: другого шанса не будет — дети растут очень быстро.