На английском, как на русском: Андрей ШАБАЛИН: «Нужно почувствовать себя другим — телесно, эмоционально, - это самое эффективное и интересное»

Язык, точнее, усвоение языка, — это нечто естественное, присущее человеку буквально с рождения. Появившись на свет, ребенок попадает в языковую среду, которая окутывает его, словно покрывалом, и постепенно, поэтапно он начинает сам вовлекаться в языковой процесс. Сначала малыш начинает гулить, затем — произносить слоги, учится складывать их в слова, строить из них фразы и предложения. И чем старше он становится, тем сложнее, образнее, интереснее становится его речь.

Многим людям удается овладеть даже несколькими иностранными языками и довольно непринужденно и легко на них общаться — так, что сложно с точностью сказать, какой язык для них ближе, роднее. Другие изучают иностранный язык в школах, ссузах, ввузах, но все равно общаться с легкостью на нем является для них довольно затруднительно.

В чем причина таких противоречий? Как изучение языка может помочь в плане развития личности? Как освоить разговорный английский буквально за месяц, причем воспринимать его не как учебный предмет, а как навык, столь же естественный, как умение ходить или дышать, рассказал руководитель языковой школы Андрей Шабалин.

- Андрей Степанович, как проходят занятия в Вашей языковой школе?

- У нас не совсем обычные занятия. После их посещения многие отмечали, что они помогают «включению мозгов», помогают думать нестандартно, совсем не так, как их учили в школе или институте. Такой подход к изучению иностранных языков может оказать существенную помощь для развития личности. Но только при таком условии, что иностранный язык является для вас качественно новой задачей. Это достигается благодаря тому, что основа большинства занятий – это естественные разговорные ситуации.

Мощнейшим стимулом для быстрого изучения языка является желание понять собеседника, и я стараюсь использовать этот стимул на все 100%.

Как говорил Игорь Шехтер, автор эмоционально-смыслового подхода к обучению иностранным языкам, освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. В основе данного подхода лежит тот факт, что речь человека — это не набор знаний, а естественный навык, свойственный человеку. В этом его принципиальное отличие от традиционного подхода, при котором изучение иностранного языка сводится к заучиванию слов и правил. Данный подход как бы стирает границы между родным и иностранным языком, уравнивая их в правах.

- Как изучение языка может помочь в плане развития личности?

- Если мы говорим о развитии личности маленького человека, то мы осознаем тот факт, что языковое становление происходит одновременно с процессом личностного роста. Приведу пример. В одном американском университете проводился такой эксперимент: взяли 4 группы детей, по-моему, годовалого возраста. С одной группой занималась китаянка. Она с ними играла и обращалась на своем языке. Вторая группа смотрела за ними за стеклом, слыша и видя происходящее. Третья группа слышала происходящее с первой группой. Четвертая группа была контрольной.

Естественно, изначально, перед проведением эксперимента, был сделан очень подробный анализ умственных способностей детей из каждой группы. Сам эксперимент продолжался около месяца, по истечении которого маленьких американцев снова протестировали. И оказалось, что китайский язык они не выучили, как, собственно, и английский, но умственное развитие детей из первой группы отличалось в разы от детей из других групп.

Вторая, третья и четвертая группы никак не продвинулись в плане развития. Если мы перенесем эту ситуацию на взрослых, то подобного эффекта могут достичь и они.

- И что для этого необходимо?

- Ничего особенного делать для этого не надо. Нужно просто внимательно следить за человеком и помогать ему оставаться собой, точнее, помогать ему самовыражаться, только на другом языке. На наших занятиях мы предлагаем людям общаться исключительно на английском. При этом мы стараемся создать для этого оптимальные условия.

- То есть стремитесь создать комфортную, располагающую для общения атмосферу на занятиях?

- Это не совсем так. Располагающая атмосфера уместна, скорее, когда человек готовится ко сну. Очень располагает к общению и помогает расслабиться баня (достаточно вспомнить, к примеру, римские бани). Но давайте попробуем изучать английский в бане. Я скажу, что из этого мало что получится. И это нам, в принципе, не нужно.

Можно включить восточную музыку, например, китайскую, которая сопровождает чайные церемонии. Это очень располагает к общению, помогает расслабиться, но должного эффекта мы тоже не достигнем.

Мы работаем с довольно узким слоем комфорта и расслабления. И учитель постоянно следит за тем, чтобы ученик не слишком расслаблялся. Ученики не должные пребывать исключительно в зоне релаксации, их нужно вовремя возвращать в этот узкий слой, который реально работает, в котором человек трудоспособен.

- Какие программы и методики Вы используете для обучения?

- Сейчас такое время, что просто информацией человека уже не удивить. Интернет переполнен информацией, причем достаточно качественной. И единственное, чем можно привлечь людей на очные занятия, - гарантией того, что после занятий они действительно изменятся, достигнут более высокого уровня владения языком и в целом выйдут на более высокий уровень развития. А в какой форме, какие методики для этого используются, в принципе, вторично.

Одним проще изучать иностранный язык по самоучителю, другим — в группе, третьим — на индивидуальных занятиях с учителем. Мы используем все, что есть в нашем арсенале и все новое и эффективное, на наш взгляд: разные формы проведения занятий, всевозможные задания, упражнения, ролевые игры и так далее. Причем игра, надо отметить — это очень хороший, эффективный инструмент для изучения иностранных языков. Дело в том, что игра — один из способов самовыражения, когда человек ведет себя так, как он обычно поступает в жизни.

Вместе с тем важно оставаться на занятиях самим собой, только в другой языковой среде. То есть быть собой, только выражаясь через другой язык.

- Что бы Вы посоветовали новичкам, желающим овладеть иностранным языком?

- Когда полиглота Дмитрия Петрова спросили, что бы он рекомендовал новичкам, он сказал, что нужно почувствовать язык на физическом уровне. То есть нужно почувствовать себя другим — телесно, эмоционально, - это самое эффективное и интересное. И чем быстрее человек сделает это, тем быстрее он заговорит на иностранном языке. И тем это будет эффективнее для включения в работу его мозга.

- Когда начнется очередной набор в группы? Каковы сроки обучения?

- 13 января у нас начнется новый уникальный курс, точнее, даже два курса — для начинающих и продолжающих. Просто они будут идти параллельно - три - четыре раза в неделю. Продолжительность курса — 1 месяц.

Можно начать обучение с азов, но лучше, конечно, если человек владеет определенной базой знаний. Хотя это не является определяющим моментом успешности обучения. Критерием успешности обучения является совсем другое. Его мы определяем на собеседовании. Что это - пусть пока останется секретом.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.