Вроде бы, хорошо — это плюс как для педагогов, так и для детей. Первые имеют возможность заработать на базе детского сада. Родители, внося символическую плату, избавляются от необходимости водить детей в различные кружки и группы развития. Но далеко не все осознают, что для полноценного, комплексного развития ребенка знаний, полученных на таких факультативах, не всегда достаточно. В лучшем случае — придется выложить кругленькую сумму, чтобы на базе детского сада подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Однако есть альтернатива — занятия в школах детского развития.
С какого возраста следует начинать подготовку детей к школе, какие занятия наиболее эффективны для развития малышей, рассказала Светлана Новоселова, руководитель детского клуба «Успех».
- Светлана Анатольевна, для детей какого возраста ориентированы занятия Вашего клуба?
- Мы работаем с детьми в возрасте от 9 месяцев до 7 лет. Для самых маленьких - от 9 месяцев до 3-х лет — разработан курс «Раннее развитие: мама и малыш», где дети занимаются вместе с мамами, поскольку чувствует себя наиболее комфортно в присутствии близкого человека.
Начиная с рождения, мозг ребенка развивается с бешеной скоростью. Период с рождения до 3-х лет сенситивный для закладки базовых навыков и умений, совершенствования психические процессов ребенка.
- Как проходят занятия «Мама и малыш»?
- Занятия проходят в мини-группах по 5 человек. Их проводит квалифицированный педагог по раннему развитию, который знает психические особенности детей раннего возраста, умеет находить контакт с детьми. Само занятие включает развитие мелкой и крупной моторики, двигательной активности малышей. Но акцент делается, безусловно, на развитие интеллектуальных способностей: внимания, памяти, восприятия, мышления ребенка. Неотъемлемой составляющей является и сенсорное развитие - умение определять цвет, форму и размер предметов.
На всех занятиях обязательно присутствует изодеятельность, поскольку дети — это великие художники, хоть и маленькие. Мы рисуем ладошками, пальчиками, лепим, клеим, мажем, рвем, мнем, - развиваем не только творческий процесс, восприятие, но и мелкую моторику, что очень важно для развития речи детей. Этому способствует и разучивание стихов, потешек, чтение сказок, есть у нас и свой кукольный театр.
Очень важно также музыкальное развитие для малышей: песенки, игра на музыкальных инструментах, танцы, - в соответствии с возрастом ребенка.
Как показывает практика, родители не всегда знают, как правильно занять свободное время своего ребенка. На курсе «Мама и малыш» мы даем родителям интересные идеи для этого. Например, включаем в занятия игры с кубиками Зайцева. Многие родители могут сказать, что мы пытаемся так рано научить детей читать, на самом деле цель иная. К чтению это не имеет практически никакого отношения. Игра с кубиками Зайцева способствует развитию восприятия, внимания, памяти, логоритмических способностей ребенка. Но чтобы достичь результата в максимально короткие сроки, главное, чтобы такие занятия вошли в систему. Если посещать их регулярно целый год, результаты превосходят ожидания и родителей, и даже педагогов.
- Какова продолжительность и периодичность занятий?
- Занятия проходят два раза в неделю по 30 - 45 минут. Думаю, что каждая семья может уделить это время своему ребенку.
- Расскажите о первых выпускниках, прошедших этот курс обучения. Насколько помогла им в жизни эта база навыков и знаний?
- Наш центр открылся 5 лет назад. Поэтому наши первые ученики готовятся сейчас идти в первый класс. Многие из них перешли из группы раннего развития в группу подготовки к школе. Эти дети «золотые», мы их называем «наша золотая молодежь». В них в свое время было очень много вложено, и сейчас и мы, и родители чувствуем отдачу. Педагогам легко и интересно проводить занятия с такими детьми, родители чувствуют уверенность в том, что их дети готовы к успешному обучению в школе. Поэтому рекомендую всем родителям начинать образование своих детей с группы раннего развития.
Если даже у малышей есть задержки психического развития, такие занятиях будут необходимым элементом для развития ребенка. Кому-то нужна коррекция психических процессов, а кому-то – их совершенствование, в любом случае занятия не пройдут даром. Правда, следует учесть, что первые результаты занятий будут видны не сразу, а как минимум через месяц. Очевидно одно: дети обычно с радостью их посещают и получают удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми в этом микро-коллективе, который здесь создается. Здесь формируются постоянные группы, что создает положительный эмоциональный фон.
- Итак, курс «Мама и малыш» успешно пройден. Что является следующим этапом подготовки? Расскажите о нем подробнее.
- Далее можно переходить на следующую ступень подготовки - «Кроха», а затем - «Подготовка к школе». Есть также группа кратковременного пребывания малышей — от полутора до 3-х лет. Эту группу дети посещают каждый день - по 3 часа, она включает обширную программу подготовки.
Группа «Кроха» - для детей, которые либо ходили в группу кратковременного пребывания и могут оставаться на время без мам, либо для ребятишек, которые посещали группу «Мама и малыш», но уже выросли из этих занятий (дети в возрасте 2,5 — 2,8 лет). Эти дети могут посещать занятия уже без родителей, оставаться здесь на час — на полтора, заниматься с разными педагогами, как и дети постарше.
Группа дошкольной подготовки рассчитана на детей в возрасте от 3-х до 7 лет. Малыши, пришедшие в эту группу с курса «Раннее развитие», обладают уже таким уровнем знаний, навыков и умений, что работать с ними дальше очень легко и интересно. Поэтому педагоги нередко выбирают для освоения программы более высокого уровня. Дети занимаются в этой группе после детского сада, занятия проходят 2 - 3 раза в неделю по полтора — два часа - у разных педагогов.
- Какие способности важно сформировать у детей в возрасте от 3-х до 7 лет?
- Очень важным на данном этапе является развитие интеллекта ребенка— только более сложное, затрагивающее множество аспектов. В возрасте от 3-х до 7 лет важно сформировать у детей элементарные математические представления. Нельзя упускать из внимания и развитие речи ребенка. Если трех- - четырехлетние дети только накапливают словарный запас, то в пяти — шестилетнем возрасте очень важно направить усилия на развитие связной речи детей, а она, как показывает практика, страдает по всей России. Дети идут в школу, не умея связать пары слов, поэтому развитию связной речи мы уделяем повышенное внимание. С детьми работает специальный педагог. Причем занятия проходят в сотрудничестве с логопедом.
Очень важно для детей развитие логики, обучение грамоте и чтению. Все это входит в курс обучения по данной программе. Для детей в возрасте от 3-х до 7 лет обязательны и творческие занятия — в том числе изодеятельность, на которых дети учатся творить вместе с педагогом. Есть также занятия на развитие мелкой моторики руки, что очень важно для развития речи ребенка. С прошлого года эти занятия немного изменились, теперь мы учим детей рисовать не просто карандашами и красками, а пластилином. Такие занятия проходят очень интересно, необычно получаются и работы, выполненные детьми.
В нашем клубе работают квалифицированные специалисты — педагоги и психологи, которые уделяют внимание не только образованию, но и развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. С этой целью у нас разработан курс песочной терапии «Добры, злой, веселый, грустный». Песок, как известно, - арт-терапевтический материал. У агрессивных детей такие занятия снимают агрессию, у тревожных — повышают уверенность в себе и так далее. Ведет его профессиональный детский психолог. Продолжительность курса — всего два месяца, но нередко дети просят его продолжения.
- Трехлетний возраст, насколько мне известно, - сенситивный период для изучения иностранных языков. С какого возраста ведется их изучение в вашем клубе? Насколько оно популярно?
- Изучение иностранных языков сейчас очень востребовано, поскольку многие дети ездят с родителями отдыхать за границу. Для преодоления языкового барьера неплохо научиться общаться на английском не только родителям, но и детям, тем более, что трехлетний возраст — наиболее оптимален для изучения иностранных языков. С трехлетками мы занимаемся в индивидуальном порядке. Дело в том, что у детей в 3 года сформированы еще не все звуки. Во избежание неправильного звокопроизношения, мы очень аккуратно подходим к формированию таких групп. Прежде чем принять на обучение ребенка, педагог советуется с логопедом.
Специальные программы изучения английского разработаны для детей 4,5 — 5 лет, у которых уже сформировано звукопроизношение, у которых психические процессы на среднем или выше среднего уровне. С детьми работает увлеченный, опытный педагог. Занятия проходят в очень интересной форме, причем дети усваивают довольно большой объем материала, но при этом не устают. Обязательными составляющими таких занятий является развитие памяти, внимания, мышления. Родители очень активно записывают детей в эту группу, особенно ребятишек младшего школьного возраста, поскольку во многих школах иностранные языки начинают изучать уже с 1 - 2 класса.
- Ваши пожелания, советы родителям дошколят.
- Главный совет - задуматься о полноценном развитии и воспитании своего ребенка как можно раньше, не жалея денег, времени и сил на то, чтобы дать ему самое лучшее. В воспитание детей надо вкладывать с раннего детства — для того, чтобы они были успешными в жизни и могли стать достойной опорой для своих родителей. Стоимость обучения в нашем клубе - полторы тысячи рублей в месяц. Думаю, такую сумму может позволить себе каждая семья. Главное - заниматься систематически, а качественное образование мы гарантируем. За каждого педагога я отвечаю, как за себя. Просто люди с улицы к нам не попадают — только по рекомендации и по большой-большой проверке. Поэтому за качество обучения мы ручаемся. Мы не стоим на месте, изучаем все новинки и не отстаем от пульса жизни. Приходите к нам учиться — приводите малышей!