Иммунитет ребенка: Наталья МУРАТОВА: «Часто болеющие дети - это не диагноз»

Не секрет, что основой крепкого иммунитета новорожденного является грудное вскармливание, родительская любовь и, конечно, здоровье мамы во время беременности. Но, увы, не всегда ребенок обладает безупречным здоровьем при рождении.

В каком возрасте иммунная система ребенка наиболее уязвима, чем обусловлены частые и длительные ОРЗ у детей, какие меры в силах предпринять родители, чтобы уберечь от частых простудных заболеваний малышей?

На эти и другие вопросы помогла найти ответы Наталья Муратова, заведующая кафедрой педиатрии Института последипломного образования Кировской медицинской академии, директор ИПО, главный педиатр Кировской области, врач высшей категории, доктор медицинских наук, профессор.

- Наталья Геннадьевна, как определить, что иммунитет у малыша ослаблен? Назовите основные признаки. В каком возрасте иммунная система  детей особо уязвима?

- Следует заметить, что причиной частых ОРЗ, в том числе с длительным выздоровлением, могут быть транзиторные иммунные нарушения, обусловленные «физиологическим иммунодефицитом». Это объясняется тем, что в процессе роста ребенка существуют «критические» периоды развития иммунобиологической реактивности. В это время на антигенные (инфекция и др.) воздействия иммунная система отвечает неадекватно, иногда парадоксально, что может оказаться недостаточным для защиты.

Первый критический период – это период новорожденности (до 28 дней жизни). Иммунитет имеет пассивный характер за счет материнских антител, а собственная иммунная система находится в состоянии супрессии. Новорожденный высоко чувствителен к вирусным инфекциям, а также условно-патогенной.

Второй критический период – 4 - 6 мес. жизни. Дети этого возраста высоко чувствительны к RS-вирусу, ротавирусу, вирусам парагриппа и аденовирусам с вовлечением преимущественно органов дыхания, реже органов пищеварения. Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебютируют многие первичные иммунодефициты. Возрастает частота пищевой аллергии.

Третий критический период – 2-й год жизни. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей не готова к условиям пребывания в детском коллективе в этом возрасте.

Четвертый критический период – 6 - 7-й годы жизни. Пятый критический период наступает у девочек в 12 - 13 лет, а у мальчиков - в 14 - 15 лет. Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Секреция половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного звена иммунитета и стимуляции его гуморального звена. Нарастает негативное влияние экзогенных факторов (курение, ксенобиотики и др.) на иммунную систему.

- В каждом возрасте иммунная система ребенка различна, к тому же у каждого малыша она индивидуальна. Каких ошибок нужно избегать?

- Прежде всего, нельзя заниматься самолечением, у препаратов есть противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом. Прошу обратить внимание на тревожные признаки.Если у ребенка отмечается одновременно более одного из ниже перечисленных признаков, то рекомендована консультация иммунолога.

1. Частые заболевания отитом (не менее 6 - 8 раз в течение одного года).

2. Несколько подтвержденных серьезных синуситов (не менее 4 - 6 раз в течение 1 года).

3. Более двух подтвержденных пневмоний.

4. Повторные глубокие абсцессы кожи или внутренних органов.

5. Потребность в длительной (до 2-х месяцев и более) терапии антибиотиками для купирования инфекции.

6. Потребность во внутривенных антибиотиках для купирования инфекции.

7. Не менее двух глубоких инфекций, таких как менингит, остеомиелит, сепсис.

8. Отставание грудного ребенка в росте и весе, исключая конституциональную, наследственную низкорослость.

9. Персистирующая молочница или грибковое поражение кожи в возрасте старше 1 года.

10. Наличие у родственников первичных иммунодефицитов, ранних смертей от тяжелых инфекций или одного из вышеперечисленных симптомов.

- Многим родителям, к сожалению, знакома ситуация, когда они очень редко видят своего ребенка здоровым: одна простуда сменяет другую. Чем обусловлены частые и длительные ОРЗ у детей? Назовите основные факторы риска.

- К факторам риска можно отнести следующие:

- заболевания матери, приводящие к фетоплацентарной недостаточности;

- внутриутробные инфекции;

- воздействие на плод токсических веществ (никотин, алкоголь, наркотики, ксенобиотики, лекарственные препараты);

- недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития, эмбрио- и фетопатии и др.;

- гипоксия (хроническая внутриутробная или острая во время родов).

Нарушения антенатального развития создают условия для дисфункций в работе иммунной и других систем организма ребенка в постнатальном периоде, которые могут привести к повышенной заболеваемости ОРЗ. Анте- и интранатальное поражение ЦНС у ребенка способно существенно нарушать его адаптацию к факторам внешней среды, терморегуляцию (особенно на фоне ОРЗ), изменять функциональное состояние вегетативной нервной системы, повышать метеолабильность, что может способствовать возникновению повторных ОРЗ.

- В медицине, насколько знаю, закрепился даже термин «часто болеющие дети» (ЧДБ). Часто болеющий ребенок — это диагноз? А что значит «часто» с точки зрения медицины?

- Использование понятия «часто болеющий ребенок» в качестве диагноза – достаточно широко распространенная ошибка в практике педиатров. Поэтому необходимо особо подчеркнуть, что ЧБД - это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения. К ЧБД относят детей, у которых частые респираторные заболевания возникают либо в силу эпидемиологических причин (высокая частота контактов с источниками инфекции), либо из-за транзиторных отклонений в защитных системах организма.

Ребенка правомочно отнести к группе ЧБД только в тех случаях, когда повышенная частота респираторных инфекций не связана со стойкими врожденными (наследственными) или приобретенными патологическими состояниями.

- В каком возрасте дети подвержены болезням чаще? Чем опасны частые респираторные заболевания в детском возрасте?

- Наиболее часто болеют дети раннего возраста, а среди них с 2-х до 3-х лет. Частые респираторные заболевания в детском возрасте подразумевают целый комплекс опасностей. Повторные респираторные заболевания приводят к нарушению развития и функционирования различных органов и систем (органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, вегетативной нервной системы, иммунной системы и др.).

В связи с частой заболеваемостью изменяется режим двигательной активности, дети реже находятся на свежем воздухе, что способствует развитию фоновых заболеваний (рахит, дистрофия, анемия и др.), а также отставанию в физическом и психомоторном развитии. При этом осложненное течение ОРЗ наблюдается в 2 - 4 раза чаще у ЧБД, чем у эпизодически болеющих.

У ЧБД широко и чаще всего неоправданно используется большое количество медикаментов (полипрагмазия), в том числе салицилаты и антибактериальные препараты, которые, обладая побочным действием, способствуют развитию иммуносупрессии.

У ЧБД нарушается социальная адаптация, обусловленная частой потерей контактов со сверстниками. Соматические факторы оказывают серьезное влияние на нервно-психическое развитие детей. Психолого-педагогические данные свидетельствуют о низких показателях развития памяти и низком уровне познавательной активности у ЧБД.

Среди ЧБД школьного возраста в 2 раза больше неуспевающих. Частая заболеваемость приводит к большим экономическим затратам, как со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом.

Кроме того, это сказывается негативно на здоровье подростков в виде снижения их способностей к учебе, ограничениями в выборе профессии, годности к воинской службе, а также репродуктивных возможностях.

- Какие меры в силах предпринять родители, чтобы уберечь от частых простудных заболеваний малышей? Или таким деткам может помочь только медицина?

- Для профилактики ОРВИ достаточно эффективен массаж лица:

а) массаж лба: поглаживание, растирание (каждое движение – по 10 - 15 раз);

б) массаж кожи под глазами (200 движений в 1 мин) в проекции гайморовых пазух: поглаживание, растирание (каждое движение – по 10 - 15 раз);

в) массаж крыльев носа (200 движений в минуту);

г) заушный массаж («вилка») – профилактика и лечение отита (1 мин);

д) «морзянка» - на выдохе через один носовой ход произносить звук «М» (при хронических гайморитах);

ж) «поза льва» (для профилактики ангины, тонзиллита): массаж неба языком (6 - 8 движений), затем энергично высунуть язык до подбородка (2 раза).

Есть несколько упражнений для развития носового дыхания:

1. Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую, и наоборот.

2. Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3. Медленный вдох ртом, толчкообразный выдох носом.

4. Вдох и выдох через сомкнутые губы (углы рта растянуты).

5. Сомкнув губы, надуть щеки, после чего, прижав кулаки к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы «М-М-М».

Если дети подвержены частым простудным заболеваниям, рекомендовано также закаливание, но с соблюдением определенных правил:

- только систематическое выполнение закаливающих процедур поможет избежать простудных заболеваний;

- закаливание необходимо сочетать с занятиями физкультурой;

- постепенность в увеличении нагрузок – основной принцип закаливания;

- одежда ребенка должна быть рациональной с учетом температуры воздуха;

- детям следует ходить босиком, соблюдая требования гигиены;

- обязательно положительное отношение ребенка к закаливанию;

- во время присоединения ОРВИ закаливающие мероприятия необходимо продолжать в прежнем объеме.

Вместо обливания ног можно использовать метод закаливания «Ходьба в воде по щиколотку». Для этого наберите в ванну воду до уровня лодыжек ребенка. В первый день продолжительность ходьбы – 30 секунд. В последующие дни каждую неделю добавляйте по 30 секунд.

Внимательно следите за настроением малыша! Если он набегался в воде и просит вытереть ему ножки, следует немедленно выполнить его просьбу. Лучше проводить закаливание 1 минуту в хорошем настроении, чем 5 минут с капризами.

Не рекомендуется проводить закаливание более 2 - 4 минут. Если ребенок ослаблен или подобная процедура вызывает у родителей опасение, можно использовать другой вариант закаливания. В ванне постелите полотенце, смоченное холодной водой (температура не выше 12°С), попросите ребенка потопать ножками (не стоять) в течение 1 минуты утром. После завершения процедуры следует вытереть ноги, не растирая их, а промакивая полотенцем.

Постепенно (можно даже через месяц), когда вы абсолютно убедитесь в безопасности подобного метода закаливания, можно перейти к обливанию стоп водой или их кратковременному погружению в холодную воду.

Перед сном повторите процедуру в холодной воде. Не забывайте: Ваше спокойствие, уверенность – это 50% успеха! Вдохновляйте малыша собственным примером. Объясните ему полезность закаливания, убеждайте его, играйте с ним, поддержите в нем хорошее настроение.

Обратите внимание! Ни в коем случае не нагревайте воду! Иначе не произойдет тонизирующего воздействия на активные точки стоп. Закаливание дает удивительные результаты не только в плане профилактики простудных заболеваний, но и нормализации психоэмоционального состояния ребенка, улучшение памяти и внимания, оно является прекрасным средством регуляции сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.