У процессов изучения и совершенствования английского языка, конечно же, нет никакой сезонности, но в летнее время может быть несколько иной формат восприятия самого языка!
Весь учебный год школьные учителя английского объясняли грамматику и задавали учить английские слова, преподаватели языковых школ тренировали фонетику и диалоги. Но совсем скоро начинаются летние каникулы и об академическом образовании можно не вспоминать. Зато самое время «поиграть» в английский язык. Как? Расскажет Андрей Шабалин, руководитель языковой школы английского языка.
«Мама! Они здесь разговаривают по-английски!»
Вспоминается случай, когда на занятия пришла девочка. За ней приходят родители, девочка говорит: «Мама! Они все здесь разговаривают по-английски?!». Для нее это было откровением: оказывается, люди могут просто взять и начать говорить по-английски, а не по-русски. И это, несмотря на то, что она изучает язык уже несколько лет в школе. Не было у нее ощущения, что английским языком можно пользоваться также, как мы пользуемся русским: обычным образом просто говорить. Говорить всегда, в любых ситуациях повседневной жизни, например, общаясь во время игр с друзьями, донося до собеседника свои мысли, объясняя свои желания и намерения, высказывая свои просьбы и т.д. На самом деле - жить с английским языком, даже не замечая, что это английский, а не русский.
В итоге она заговорила вместе со всеми, не осталась только русскоговорящей. Любому человеку необходимо почувствовать, что он общается не на «чужом» языке, а на втором своем.
Летний лагерь
Уже несколько лет подряд ребята приходят в наш городской летний лагерь. Десять дней мы в игровой форме занимаемся серьезными вещами: разыгрываем ситуативные моменты, где нужно проявить себя, ребята учатся общаться, выходить из «затруднительных ситуаций», используя английский язык. Интересен и полезен лагерь для детей школьного возраста: от 9 до 14 лет.
Лагерь проходит по 2 часа в день (с 10.00 до 12.00) по адресу: ул. Московская, 4, офис 304, 3 этаж.
1 смена с 10 июня по 21 июня с 10 до 12 часов и 2 смена с 15 по 26 июня с 10 до 12 часов.
Чем языковой летний лагерь отличается от занятий по английскому языку?
С одной стороны лагерь, конечно же, отличается от обычных академических занятий, а с другой стороны — нет: в нашем русле живого заинтересованного реального общения на интереснейшие темы есть все, в том числе и грамматика, необходимая для правильных и красивых формулировок английских предложений. Обязательно будут подвижные игры.
Мы собираем ребят в несколько разновозрастных групп, причем у всех будут разные преподаватели. Игровые моменты будут общие, но задания решаются в разных командах (и даже в разных аудиториях).
Группы разновозрастные. А насколько комфортно вместе детям, из которых одни уже несколько лет изучают английский язык и общаются на довольно высоком уровне, а есть те, кто немного слабоват, и в лагерь их отправили как раз для того, чтобы английский подтянуть?
Есть разные задания. Где-то нужно командное участие, но есть и задания, которые нужно выполнять самостоятельно. В любом случае у ребят появится множество возможностей как для самостоятельных решений, так и для общения внутри своей команды и с участниками других групп. Старший, более сильный в языке, может помочь отстающему. Но это только одно из решений. На самом деле, есть опытный педагог, знающий уровень каждого и контролирующий процесс «роста».
Тем более, для одной команды есть разные уровни заданий: более сложные и менее сложные.
С каким знаниями через 2 недели дети могут выйти?
У нас идет и запоминание слов, и отработка грамматических конструкций, поэтому мы можем говорить также и об академических успехах. Но самое главное - приобретение опыта пользования языком,говорения. Это то, что очень сложно организовать в процессе обучения в рамках школьного расписания, так как сама система достаточно формализована, и трудно выйти на уровень личностного заинтересованного общения.
А здесь обстановка будет другая? Атмосферно на что похож лагерь?
Мы создаем обстановку праздника. Но у нас нет цели развлекать. Главное здесь — обучение. Как обычные детские праздники проходят? Есть ведущий, который предлагает какие-то активности. В роли ведущего выступит преподаватель.
Мы даем возможность преподавателям проявлять себя и вести направление обучения туда, куда они считают нужным. Самое главное — живое заинтересованное общение.
Некоторые лагеря практикуют визиты иностранных гостей, с которыми можно поговорить на их родном языке. Приоткройте завесу тайны: здесь такие сюрпризы будут?
Да, гостей можно организовать. Но завесу тайны приоткрывать пока не будем (улыбается). Но и наши преподаватели не менее интересны, чем иностранные гости. Даже если это иностранец, он должен уметь общаться, с ним должно быть интересно детям. А он может просто сидеть и ничего не делать. Все наши преподаватели могут заинтересовать.
Цель летних лагерей — еще раз заинтересовать детей в английском языке.
Действительно, заинтересовать — это искусство. Но еще важнее сохранить увлечение и просто поддержать.
Даже если ребенок еще не увлекся, нужно приходить, чтобы увлечение появилось! Когда есть увлечение, человек сам хочет развиваться, образовываться, общаться. А у кого-то это желание отбили.
Отбили в школе? Плохими оценками?
Отбить можно где угодно, не только в школе. Сама система образования не слишком гибкая: не просто и учителям, и школьникам. У меня самого английский язык был в школе нелюбимым предметом.
Сейчас я понимаю, что мне интересен был язык, но не школьный предмет.
Я понял это, когда стал пользоваться языком. Началось всё с книжки на английском языке. Открыл ее, почувствовал, что мне это интересно: там были забавные картинки, под ними — подписи. (улыбается).
Потом я начал читать маленькие анекдоты, затем маленькие рассказы. Всё было в этой же книжке. И мне было интересно!
Экспериментальное пение
Слышала, что в Вашей школе ребята поют песни на английском языке, чтобы лучше понять язык. Расскажите, как это работает? Да, ребята поют песни. Но особенно любят петь взрослые (смеется).
Я помню, в сочинении на тему «Почему я учу английский язык» одна девочка написала: «I learn English, because I want sing english songs».
Песня - это практическое применение языка. Это и является зацепкой, благодаря чему у человека появляется желание изучать иностранный язык.
Эффект есть на самом деле. Со студентами я проводил такой эксперимент. И, как ни странно, после пения люди становятся более разговорчивыми, больше понимают на слух. Масса текстов пропевается, прослушивается, проходит через голову, через уши. В конце концов, иностранный язык с ритмом и мелодикой — это просто интересно.
Желание спросить
Кстати, об искусстве говорения. Чем помочь ребенку, который не может начать говорить по-английски, хотя язык изучает?
Вопрос интересный. Понимаете, тут нужен правильный подход. Представьте группу ребят. Их можно собрать детей в спортзале, повести на игру, завести. Они будут кричать, смеяться, бурно и ярко на все реагировать. Это внешние проявления. А есть внутренние: внутренняя радость, внутренние открытия и так далее, которые внешне могут вообще никак не проявляться.
Преподаватель должен уметь управлять и бурными внешними реакциями (да еще и создавать их), и сказать правильное слово в нужное время, чтобы контролировать и тихий внутренний процесс.
Нужна тишина, чтобы было говорение. Мы говорим в тишине всегда.
Когда преподаватель говорит: «Повторите за мной! Повторите хором!», - здесь нет тишины и нет говорения, идет механическое повторение. Оно, конечно, имеет свои плюсы, например, отработка фонетики. Но навыков говорения, по большому счету, мы не будем иметь. Придет иностранец и это всё не сработает, потому что внутреннего желания вступить в контакт, спросить у ребенка не было отработано, и он не знает, что с этим делать.
Кстати, у взрослых возникает та же самая ситуация. Если отработки нет, то появляются всякие психологические «комплексы»... Но это не комплексы! Просто у человека не пробиты каналы: он хочет спросить, но не знает, как это делается.
Практики не хватает?
Желания.
Чтобы в язык углубиться и начать им пользоваться, отделяет ма-аленькая прослойка внешнего проявления. Всё остальное должно работать на глубине и в тишине.
Как управлять этим процессом?
Учитель соединяет детей и провоцирует на общение, на интерес, чтобы у человека самостоятельно возникло желание что-то сказать или спросить. Только это ценно для реального общения.
По Вашим наблюдениям, сколько времени надо, чтобы это желание пробудилось?
Если не говорит на английском взрослый, то он может заговорить через 10 минут. У детей, конечно, эти процессы идут по-другому. Их не волнуют «комплексы», им больше интересны внешние проявления.
Педагог делает импульс: проявляет внешний интерес, потом всё шумное уводит в сторону, оставляет ребенка в тишине, чтобы тот начал разговаривать на иностранном языке. Поэтому обучение языкам — это работа психолога. Как настроить человека, как создать ситуацию, мотивировать его.
Можно изучать английский язык, можно знать английский язык, то при этом молчать. А есть противоположная ситуация: человек язык не изучал, а проживал - и он свободно говорит на нем, может им пользоваться. Другие взаимоотношения с самим языком.
Многие родители сейчас думают о том, в какой лагерь отправить своего ребенка. Этот лагерь рассчитан на того ребенка, у которого есть способности к английскому языку, либо на школьника, у которого, наоборот, проблемы с изучением иностранного языка? Кому бы вы посоветовали приходить?
Этот лагерь полезен и тем, и другим. Мы смотрим на уровень и предлагаем ребятам проявлять себя по-разному. Кто как может, так себя и проявляет. Лагерь - это игра объединяющая и универсальная, а не индивидуальные конкурсы.
Наша цель - поддержать язык в течение лета и попрактиковаться. Это не какие-то сверхзадачи.
Лагерь - это хорошая возможность попробовать себя вне зависимости от уровня знания языка. Всегда лучше поговорить, проверить свой язык на практике и вообще прекрасно провести время.