Дети в конном спорте: Оксана Наговицына: «Первое, чему мы учим: не смейте от лошади требовать, научитесь правильно просить»

Верховая езда — пожалуй, самый необычный вид спорта, который требует работы не только над собой в плане физического развития, но и дает возможность общения, наверное, с самыми умными, красивыми, добрыми, мирными и благородными животными в мире — лошадьми. С чего следует начать тем, кто решил заняться верховой ездой, кому показаны такие занятия, на что обратить внимание при выборе конного клуба, как находить с лошадьми общий язык, рассказала Оксана Наговицына, руководитель конного спортивно-туристического клуба «Казачка».

Ни один час, проведенный в седле, не прожит зря.

Уинстон Черчилль

Верховая езда — пожалуй, самый необычный вид спорта, который требует работы не только над собой в плане физического развития, но и дает возможность общения, наверное, с самыми умными, красивыми, добрыми, мирными и благородными животными в мире — лошадьми.

С чего следует начать тем, кто решил заняться верховой ездой, кому показаны такие занятия, на что обратить внимание при выборе конного клуба, как находить с лошадьми общий язык, рассказала Оксана Наговицына, руководитель конного спортивно-туристического клуба «Казачка».

- Оксана Николаевна, расскажите, как Вы пришли к своей профессии. Откуда такой интерес к лошадям?

- О лошадях я начала грезить еще в детстве, а первую лошадь, Золушку Вятка, купила, когда училась на последнем курсе сельхозакадемии. Так началась история моей спортивной деятельности – и личной, и тренерской. Позже появился жеребец, а там, естественно, и жеребята. Сейчас у меня 17 лошадей.

- А как стали тренером?

- Это было неожиданностью для меня самой. Если бы мне в 18 лет сказали, что я буду учить детей, мало того, я буду для них воспитывать и растить лошадей и работать над ними, чтобы они слушались и понимали детей, я бы сказала: быть такого не может. Но через два года ситуация обернулась именно так. Когда мне было 20 с небольшим, у меня появились первые ученики, которые учились ездить верхом на моей Золушке. С этого все и началось: была одна лошадь, а стало 17.

- Какие советы Вы могли бы дать родителям, чьи дети мечтают научиться верховой езде?

- Родители всегда должны знать, куда они отдают своего ребенка и на что обращать внимание при выборе конного клуба. Несмотря на то, что в одном только Кирове около 8 частных конюшен, а это достаточно много, далеко не всегда животные содержатся надлежащим образом и не всегда ответственно ведут себя те, кто этих животных содержит. Поэтому при выборе конного клуба важно обращать внимание на то, как содержатся лошади, как с ними обращаются, насколько квалифицированный тренерский состав.

И еще один важный момент - чтобы инициатива заниматься верховой ездой исходила в первую очередь от детей. Нельзя заставлять их делать то, что когда-то не сделали родители в своем детстве или молодости; то, что ребенок не хочет и к чему он не способен.

- Какой возраст оптимален для начала занятий верховой ездой?

- Начиная с 5 лет. Для малышей нагрузки обычно небольшие, занятия длятся 15 минут. Начиная с 8 лет, нагрузки постепенно возрастают. А вообще оптимальный возраст для начала тренировок - 10 - 12 лет. Хотя неплохо будет, если ребенок придет в конный клуб чуть раньше, научится ухаживать за лошадьми, изучит их психологию, узнает характер каждой лошади, потом ему будет гораздо проще.

- С чего вообще начинаются занятия? Что необходимо знать тем, кто решил заняться верховой ездой?

- Все начинается с того, что ребенок приходит к нам вместе с родителями, знакомится с конюшней илошадками, мы показываем, на какой лошади ребенок будет заниматься. Естественно, детям дают самых спокойных лошадей. Ни один вменяемый тренер не посадит ребенка на горячую лошадь высокого спортивного уровня. Для детей у нас есть лошади хобби-класса, хорошо воспитанные и послушные.

В первую очередь дети учатся чистить и седлать лошадь, раскрючковывать копыта и так далее, а затем переходят непосредственно к обучению верховой езде. Сначала дети учатся правильно сидеть в седле, а после выработки правильной посадки мы учим управлять лошадью. Далее начинаем изучать все аллюры: шаг, рысь, галоп, естественно, ориентируясь на возраст и физические возможности детей. Далее мы смотрим на способности ребенка и делаем дифференциацию: выявляем, для чего у него большие склонности – для выездки или конкура. Есть, конечно, и универсальные всадники, но зачастую узкий специалист в спорте более ценен, чем специалист широкого класса.

Если мы говорим о спорте, большую роль играет соревновательный элемент. После того, как ребенок научится сидеть в седле, делать основные аллюры: рысь, галоп, шаг и так далее, причем правильно, преодолевать препятствия в конкуре, начинаются старты. Мы начинаем с местных стартов, например, с клубных, так называемых «междусобойчиков». И когда ребенок привыкнет к соревновательному моменту, что бывает непросто в психологическом плане, мы переходим к местным стартам в Кирове и Кировской области, а затем, естественно, возможны выезды и за пределы Кировской области.

- Расскажите об успехах кировских ребят, занимающихся верховой ездой. От чего зависят результаты?

- Успехи детей формируются, во-первых, из хорошо подготовленной лошади, хорошей амуниции и всадника достаточно высокого уровня. И чтобы лошадь, как мы выражаемся, «сделать», вкладывается очень много сил. Только спортсмены, инструкторы и берейторы знают, что это такое. Не меньше сил и времени отнимает подготовка спортсменов, которые постоянно учатся чему-то новому. А результаты наши ребята показывают достаточно хорошие. На местных стартах у нас дети регулярно побеждают. Пусть они не всегда занимают первые места, но вторые — третьи — стабильно.

Достаточно высокие результаты показывают наши юные спортсмены на местных стартах и на выездных соревнованиях. Весьма неплохо они выступили в Вологде, откуда привезли много медалей. Одна наша юная спортсменка подтвердила второй разряд по выездке, хотя коня, вновь купленного, она знала, дай бог, две недели, и тренировалась не каждый день. На этих соревнованиях была московская судейская коллегия, так что этот результат — очень хороший показатель.

Подготовить ребят к такого уровня соревнованиям мне помогает Наталья Владимировна Фоминых — один из ведущих спортсменов по выездке и мой личный тренер. Она выступает на Международных стартах (две звезды), на Всероссийских стартах в Москве и Нижнем Новгороде.

Мои ученики продолжают заниматься конным спортом в Москве, Красноярске, Санкт-Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах, что очень радует. И все, кто хочет, находит свое. Одни занимаются верховой ездой, другие - конным туризмом. А есть люди, которые никогда не ездят верхом, а занимаются с лошадкой, стоя рядом на земле, по системе Join up. Можно сказать, что лошадь танцует под руководством человека, может сесть, как собака, лечь по команде, встать по команде на дыбы и положить на плечо человеку копыто, не причиняя вреда.

- Что помогает побеждать в конном спорте? Из каких детей обычно вырастают настоящие спортсмены?

- Трудолюбие, упорство, желание что-то сделать, постоянная работа над собой, а не над лошадью (это тренер работает над всадником и над лошадью одновременно, а берейтор — над лошадью) помогают достигать результатов. Бывает, что кому-то свыше дано это и у них есть возможность заниматься, но они ленивы. И из-за этой лени у них нет результатов. А есть те, кто своим упорством, трудом, ежедневным «копательством» в себе (выяснением причин, что они делают не так) достигают очень высокого уровня. Иногда к нам приходят очень слабенькие детки. Проходит полгода, год — ребенок не уходит. У него не получается, но он не плачет, не говорит, что у него плохой тренер или лошадь, нет, он упорно продолжает тренировки. Кстати, именно из таких детей и получаются чаще всего хорошие спортсмены, у которых изначально нет взлетов, но своим упорством они добиваются этого.

В российском спорте есть, конечно, так называемые «гламурные всадники», у которых очень много денег, они нанимают тренеров и берейторов, покупают шикарнейших для спорта лошадей, которых для них готовят. Но после блестящего выступления такие звезды быстро гаснут.

- Какие рекомендации Вы могли бы дать для занятий верховой ездой? Есть ли противопоказания?

- Верховой ездой рекомендовано заниматься практически всем, но существует ряд противопоказаний, например, при межпозвоночной грыже, при некоторых суставных болезнях, когда не должно быть сотрясений и встряхиваний. Прежде чем прийти к нам на занятия, ребенок либо проходит через спортдиспансер, либо обходит врачей специалистов: педиатра, хирурга, невропатолога, которые определяют, можно ли ребенку заниматься верховой ездой. Хотя при некоторых заболеваниях, наоборот, рекомендованы такие занятия. Например, при искривлении позвоночника или при гиперактивности. Мне очень нравятся такие дети. Самое главное — подобрать для них очень спокойную лошадку, и будет идеальная пара. Для очень спокойных, немного медлительных детей, напротив, рекомендуется подбирать более активных лошадок, которые их немного взбудораживают и приводят в чувство, так сказать.

- Каждая лошадь уникальна, к каждой наверняка нужен свой подход? Или есть базовые правила, которым нужно следовать?

- Есть, конечно, общие черты лошади как вида. Но характер, темперамент, поведенческие разные моменты у каждой лошади свои, поэтому к каждой нужно подобрать свой ключик. Когда мы учим детей, даем очень много информации, но первое, чему учим: не смейте от лошади требовать, научитесь правильно просить – это основа всего. Если вы правильно попросите, лошадь всегда ответит правильно. Требовательность возможна на более высоком этапе, когда всадник уже что-то умеет и может научить чему-то лошадь, но все равно мы больше просим, чем требуем у лошади.

Когда проживешь рядом с лошадьми 14 - 15 лет, ты их всех знаешь и умеешь находить к ним подход, стараешься, чтобы дети относились к ним как к членам нашего общества, где единомышленники находят друг друга, кто для чего: кто для души, кто для спорта, кто для хобби-класса. Что касается работы, то проще в этом плане жеребцы и мерины. Кобылы немножко себе на уме: они все-таки женщины и бывают немного капризны и вальяжны. Есть, конечно, очень упорные, трудолюбивые, терпеливые лошадки, как моя Золушка – просто идеальная лошадь. Лошади вообще воспринимают человека как часть табуна, и у них есть закон, что жеребят до года никто не обижает, и видимо, к детям у них похожее отношение. Случается даже, что они защищают детей. Наш конь Проня, например, преодолевая маршрут в конкуре, ловит всадника плечами: всадник вылетает из седла, а он его ловит. Хотя это очень ярый и активный жеребец, настоящий лидер.

Все наши лошади очень лояльно относятся к детям. Но и дети стараются заслужить их любовь. Те, кто ходит в наш клуб, уяснили давно, что путь к мозгу и сердцу лошади лежит через желудок. Поэтому приходя на тренировки, они не забывают о вкусняшках для своих любимиц.

- Что, на Ваш взгляд, включает хорошее отношение к лошадям?

- Хорошее отношение к лошади – это, прежде всего, ответственность за нее, вкупе с хорошим кормлением, содержанием и выгулом (лошадь нуждается в прогулках – это их физиологическая потребность), плюс планомерная, ровная, правильная работа с лошадью, с учетом особенностей ее психологии.

Если ты содержишь животное, ты за него отвечаешь, и неважно, какое у тебя финансовое положение и чем ты занимаешься по жизни. Если ты взял этого четвероногого ребенка, ты на 150 % в ответе за него.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.