Дело государственной важности: Надежда Шалина: " Будущему государственному служащему нужны совершенно особые знания, умения и навыки "

Чем обусловлена необходимость специального обучения государственных и муниципальных cлужащих?

Подготовка квалифицированных специалистов для службы в государственных структурах — это очень важная задача, ведь результаты их деятельности оказывают значительное влияние на социально-экономическую обстановку в регионе и стране в целом. О том, как и чему учат будущих госслужащих, расскажет Надежда Викторовна Шалина – кандидат экономических наук, декан факультета экономики и управления Кировского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Кировский филиал РАНХиГС).

- Такая необходимость заключается в самой специфике государственной или муниципальной службы. Это такая сфера, в которой результаты деятельности распространяются не только, к примеру, на одно отдельно взятое предприятие.

Результаты значимы для определенной территории и для общества в целом. Также принимаемые решения будут влиять на поведение целой группы хозяйствующих субъектов. Поэтому в этой сфере нужны совершенно особые знания, умения и навыки. Здесь нельзя ограничиваться только одной областью знания: экономикой, менеджментом или знанием правовой базы. Поэтому необходимо выделять отдельную специальность — «Государственное и муниципальное управление».

В чем особенности обучения на факультете экономики и управления именно в вашем вузе?

— В первую очередь, это содержание учебных планов. Конечно, дисциплины, которые предусмотрены стандартом, у нас читаются, как и в любом другом высшем учебном заведении. Без них не обойтись. Что же касается вариативной части, тут вуз сам вправе выбирать, на что ориентироваться.

К примеру, у нас на специальности «Государственное и муниципальное управление» уделяется особое внимание государственному регулированию различных социально-экономических процессов: рынка труда, предпринимательской деятельности и инновационных процессов.

 В содержательной части специальности «Финансы и кредит» сделан акцент на государственные и муниципальные финансы. Рассматриваются вопросы формирования и расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений, проблемы налогообложения. Направление подготовки «Экономика», которое, по сути, новое на факультете, тоже больше ориентировано на государственные и муниципальные финансы.

Какие направления и формы обучения существуют в вашей академии?

- На сегодняшний момент у нас три специальности:  «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» и «Финансы и кредит». Также есть пять направлений подготовки бакалавров: «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная информатика». Обучение ведется как по очной, так и по заочной формам, предусмотрен полный и сокращенный срок обучения.

Направление «Прикладная информатика» существует у нас в очно-заочной форме, то есть 4 дня в неделю студенты обучаются в вечернее время. В планах академии открытие магистратуры, как второй ступени высшего образования, которая будет ориентирована на получение прикладных навыков в выбранном направлении.

Группы у нас не очень большие — не более 20 человек, поэтому у преподавателей есть возможность персонально работать с каждым студентом. Если имеет место непонимание учебного материала или же, наоборот, более ускоренное его восприятие, то можно учесть эти индивидуальные особенности. Помимо этого, на занятиях в небольших по составу группах легче проводить  тренинги, деловые игры и более активно вовлекать студентов в дискуссии. По большей части дисциплин занятия ведутся в компьютерном классе.

Есть ли у студентов возможность обучаться на бюджетной основе?

- Да, на очной форме обучения есть бюджетные места. Их пока немного, но в дальнейшем мы надеемся, что их количество возрастет.

Предусмотрена ли в Кировском филиале РАНХиГС специальная подготовка для абитуриентов?

- В 2013 году Центр довузовской подготовки начинает обучение учащихся 11 классов общеобразовательных школ и студентов средних специальных учебных заведений на базе академии по направлениям юриспруденция («Школа права»), экономика («Школа экономики»), государственное и муниципальное управление («Школа управления»), а также предлагает посетить занятия в рамках практического курса по профессиональной ориентации («Твой выбор»). По окончании обучения слушатели курсов получают сертификат и, что самое важное, приобретают льготы при поступлении в академию.

Для выпускников школ 2013 года Центр открывает набор на курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ по предметам русский язык, история, математика, обществознание. Занятия будут проводиться в вечернее время, в малочисленных группах, что значительно повышает их эффективность. С ребятами будут заниматься специалисты высокого уровня, имеющие опыт работы с тестами ЕГЭ и подготовки учащихся к сдаче итоговых испытаний.

Среди поступающих больше бывших школьников или же людей, уже имеющих высшее образование и желающих получить дополнительные знания?

— На очном отделении у нас учатся, в основном, выпускники школ, а на заочное поступают люди, которые стремятся поменять свою сферу деятельности и те, кто уже на сегодняшний день состоит на государственной и муниципальной службе, но первое образование не позволяет им продвинуться по карьерной лестнице.

Во время обучения студенты, как правило, занимаются научной работой: пишут курсовые работы и защищают дипломные проекты. Чему обычно посвящены работы студентов Кировского филиала РАНХиГС?

— Тематика дипломных проектов на специальности «Государственное и муниципальное управление» связана с регулированием тех или иных социально-экономических процессов: жилищно-коммунального хозяйства, рынка труда, поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, развитие инфраструктуры в муниципальном образовании или регионе, антимонопольная политика в регионе, государственное регулирование ценообразования и т.д. У студентов специальности «Финансы и кредит» проблематика дипломных работ связана с эффективным использованием оборотных средств, анализом финансово-хозяйственной деятельности, вопросами налогообложения, деятельностью банков и прочее.

В каких межвузовских мероприятиях участвуют ваши студенты?

— Во-первых, с этого года наша студентка Алиса Грачёва возглавляет студенческий совет на уровне области, поэтому она привлекает наших студентов к различным мероприятиям, которые проводит это объединение. Также наши студенты участвуют в мероприятиях, которые организует управление по делам молодежи по Кировской области.

К примеру, не так давно состоялась конференция «Молодежь и выборы», где наши студенты приняли активное участие. Сейчас в Москве проходит Гайдаровский форум. Двое студентов и ряд преподавателей участвуют в его работе. На следующей неделе наши студенты отправятся в Красногорский филиал РАНХиГС для участия в Зимних играх бакалавров. 

Это увлекательное образовательно-научное мероприятие. Программа каждый раз меняется. В этом году упор сделан на технологиях лидерства.

Наш филиал также организует различные чемпионаты и форумы. К примеру, в декабре состоялся межвузовский форум «Молодой предприниматель региона». Сейчас при поддержке правительства мы запускаем проект, чемпионат по стратегии и управлению бизнесом «Кубок Вятки по управлению бизнесом». В этом мероприятии будут задействованы как студенты, так и преподаватели нашего вуза. А каждое лето наши студенты ездят в Летний кампус Президентской академии.

Кто преподает на экономическом факультете Кировского филиала РАНХиГС?

— У нас очень сильный преподавательский состав. Мы стараемся приглашать педагогов, которые имеют богатый практический опыт государственной и муниципальной службы. То есть, в нашем вузе занятия со студентами ведут люди, которые в настоящий момент занимают должности в различных государственных ведомствах. Например, мы поддерживаем длительный и тесный деловой контакт с Павлом Николаевичем Ануфриевым, главой департамента развития предпринимательства и торговли по Кировской области. 

В нашей стране нередко происходит так, что выпускник вуза после завершения обучения идет работать по совершенно другой специальности. А какова статистика в вашей академии?

  — Большое количество наших студентов уже трудится в различных государственных структурах и занимает довольно высокие должности. Естественно, не все сто процентов выпускников поступают на государственную службу, ведь знания, получаемые в РАНХиГС, универсальны и могут применяться и в других сферах деятельности.
 

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.