О своем новом спектакле, о проблеме жизненного выбора и особенностях вятского театра рассказал Андрей Черпин, режиссер из Питера, приглашенный в ТЮЗ для «обмена опытом».
-Сюжет произведения, я думаю, всем известен еще с детства. Расскажите лучше об идее спектакля: что для вас было самым важным, что вы хотели бы донести до зрителя?
-Если говорить в целом о спектакле, то речь идет, конечно, о жизненном выборе: что для тебя сокровище и что ты готов поставить на кон, чтобы добиться этого «сокровища». Куда тебя понесет: в моря-океаны, либо ты будешь сидеть дома, либо ты выберешь деньги, либо ты выберешь духовные сокровища, а не материальные. Это если говорить о такой, что называется, сверхзадаче.
Я хотел, чтобы пираты были все-таки по-настоящему угрожающими. Не просто какими-то дураками в ярких тряпках. И хотелось, чтобы ошибочность их выбора была очевидна, то есть того пути, которым человек добывает свое сокровище. И, как ни странно, деньги, как цель их предприятия для них самих не является подлинной целью, человеческой. Не знаю, насколько явно это выражено в спектакле, но когда мы работали, это стало вдруг понятно.
У нас предполагается такой, я бы сказал, социально-политический намек. Когда неправедно нажитое богатство становится для человека трамплином в социальном статусе. Самое смешное и актуальное, как мне кажется, что у самого Стивенсона Сильвер мечтает быть ни кем иным как членом Парламента. То есть, разбойник, пират, бандит, незаконно нашедший деньги, становится одним из членов государственной власти, в данном случае, законодательной. И мы так немножко по этому поводу посмеялись. Но, как я уже говорил, у самого Стивенсона в тексте это есть.
По жанру, по стилистике это такой «приключенческий боевик». То есть я постарался найти место и какой-то мистике морской: призракам, огням Святого Эльма. С другой стороны, постарался сохранить собственно детективную интригу, борьбу за сокровища, их поиски. И, в-третьих, я попытался внести еще долю юмора. То есть это веселый и внекоторых частях смешной спектакль.
У нас есть такие элементы, я бы не сказал, что это танец, а пластические фрагменты под музыку, которые рождаются непосредственно из самого действия. Плюс ко всему, мы там поем знаменитую пиратскую песню «15 человек на сундук мертвеца». Я нашел в интернете оригинальный текст. То есть, он не оригинальный, этот текст был написан к мюзиклу «Остров сокровищ». Мы попытались сохранить мелодику, которая присутствует в английском языке. Аглая Соловьева, местный поэт, сделала нам русскую версию этого текста, этой песни. И, мне кажется, мы ее довольно задорно поем в спектакле. Это такое приятное украшение спектакля.
-То есть, сохранение детективного жанра, какая-то динамика, мистика — это все особенности работы с подростковой аудиторией?
-Да, безусловно. Но я думаю, что и от 10 лет его спокойно можно смотреть, до 15, я думаю. Борис Дмитриевич Павлович, художественный руководитель Театра на Спасской, успешно решает вопрос с привлечением подростков в театр. Он берет современные тексты, или же берет классические тексты и работает с ними так, что они делаются актуальными и современными. То есть это не просто отвечает духу времени по способу подачи, но и это, само по себе, интересно. Он «умно» разговаривает со зрителем, и зрителю это интересно.
А я руководствовался больше неким настроением, настроением авантюры, приключения, чтобы хотелось бежать, драться за справедливость. Но специально я не думал, что это будет для какой-то возрастной категории. Я просто думал, как этот материал сделать живым. Как мне кажется, я нашел эту верную ноту, и эта нота звучит актуально для аудитории от 10 до 15 лет.
На самом деле, литература наподобие «Острова сокровищ» не очень хорошая, не очень интересная и она, конечно, абсолютно подростковая. Ее самое время читать в 13 лет, а в 15, возможно, это малоинтересно будет. В 15 хорошо бы уже прочитать «Графа Монте-Кристо», нечто более сложное, связанное с любовью, предательством, ненавистью. С любовью, главным образом.
В «Острове сокровищ» нету женщин, а это та самая главная тема, которая с 15 лет начинает интересовать. Плюс к этому, есть еще, все-таки, «законы жанра». По закону жанра, где есть «боевик», там хорошо бы, чтобы была романтическая линия. А «Остров сокровищ» - это чистый такой «боевик».
Более того, в нем есть еще и дидактика. На самом деле, это такой дидактический роман, по большому счету. Сам Стивенсон писал его, по большей части, для своего пасынка. Стивенсон знал, что скоро умрет, у него туберкулез, и он сделал такое дидактическое внушение, то, каким он бы хотел видеть молодого человека: смелым, честным, бескорыстным, сильным. И для этого Стивенсон пожертвовал некоторым правдоподобием сюжетной линии.
Совершенно очевидно, что там существуют «рояли в кустах», так называемые. Мы их в постановке постарались избежать, но это невозможно, на самом деле. Потому что если «вынимаешь» все «рояли», сюжет вообще рассыпается. Нам сейчас понятно, что, например, пираты, которых в два раза больше, конечно победят несколько человек, которые не пригодны к открытому силовому столкновению. Пираты же отчаянные, у них каждый день, как последний. Плюс ко всему, у самого Стивенсона втречаются небольшие сюжетные несостыковочки. Это говорит о том, что ему сюжет был не особенно важен, ему был важен сам Джим и его выбор между честью и бесчестием, предательством и верностью, поиск им своих собственных «сокровищ».
Где твое сердце, там и ты должен быть. Ты живешь именно тем, что ты по-настоящему любишь. Если ты любишь, по-настоящему, путешествовать, то, с точки зрения Стивенсона, глупо сидеть в «офисе» и притворяться. Тем более, что у самого Стивенсона было юридическое образование, и его отец был настроен на то, чтобы сын продолжал семейный бизнес и был юристом. Но Стивенсон был против этого категорически против, он убеждал себя, что он писатель, он хотел путешествовать, увидеть океан, острова. И последние годы жизни он провел на островах в Тихом океане. Он хорошо понимал, где его «сокровище».
-Когда вас пригласили в Киров поставить спектакль в ТЮЗе, с какими мыслями, может быть, надеждами, вы сюда ехали? Может, хотелось что-то осуществить, что раньше не удавалось? Или для вас это было обычной работой?
-Я очень давно хотел поставить «Остров сокровищ», просто потому, что мне нравилась сама тема пиратов. Потом, мне было интересно приехать в театр, потому что интересно было посмотреть, что и как делает Борис Дмитриевич Павлович, мы с ним сокурсники. И мне кажется, он сделал прекрасный театр, где практически все спектакли интересны, современны, актуальны. И они не затерялись бы и на столичных сценах. Любому театру повезло бы с таким художественным руководителем. И то, что это случилось именно в Вятке — это прекрасно. Мне хотелось приехать именно к нему, в его театр, поработать с его актерами, посмотреть его спектакли и, конечно, поставить «Остров сокровищ», который я давно хотел поставить.
-Я понимаю, что этот вопрос, наверняка, задают в каждом городе, где вы бываете, но каковы ваши впечатления от вятской театральной аудитории?
-Если говорить о зрителе, меня очень приятно поразило то, что в театр приезжают целые группы и классы из окрестностей Вятки, чтобы посмотреть спектакль. Я вижу полные залы, я вижу, что подростки понимают, на каком языке с ними говорят. Тут даже не специфика зрителя. Дело в том, что подростки, которые приходят на спектакль в Театр на Спасской, заинтересованы. Это не так часто бывает вообще.
Понятное дело, что зритель в Вятке не такой пресыщенный, он не так , скажем, раскованно себя ощущает в театральном пространстве, как какой-нибудь среднестатистический зритель в Петербурге, где довольно много театров, но где хорошие спектакли — большая редкость.
Мне нравятся как дети смотрят, как они смотрят сложные по структуре спектакли и я вижу, что им это интересно. «Алые паруса», например. Непростой спектакль, но никто не ушел, ни один человек не ушел. Полный зал был. Рядом со мной сидели девочки и говорили «Что-то я не понимаю», но они сидели и пытались разобраться. И это дорогого стоит.
И в этом смысле меня поразил зритель, что он хочет разбираться, хочет понимать, что ему говорят. Для него театр — не просто место для развлечения, не просто место, где можно скоротать вечерок.
Меня еще поразило, что вокруг театра много интересных творческих людей. Это касается и музыкальной сферы, и литературной, и учебной. Театр стал культурным центром. И это тоже большая редкость. Обычно театр — это одно из учреждений культуры, которое вовсе не имеет какой-то центрированной функции. И в этом смысле, театр в Вятке, Театр на Спасской - он разительно отличается от всех других театров, в которых я был. И это очень здорово. Это действительно культурный центр, в лучшем смысле этого слова, который оказывает влияние вообще на социальную среду. Это абсолютно уникальный опыт. Я довольно много по России ездил, много ТЮЗов видел. Нигде такого нет.
-Для участия в подготовке спектакля вы пригласили девушку-музыканта. Можете рассказать, что это за девушка и в чем она вам помогла?
-Собственно музыку к спектаклям пишет Роман Цепелев, который уже работал с Борисом Павловичем. А Анастасия Агафонова, та самая девушка, занимается вокалом. Эту пиратскую песню, о которой я упоминал, она с актерами репетировала, учила их петь. Надеюсь, в спектакле все получилось. Очень здорово, что она пришла в театр, она чудесный, очень живой человек и хороший профессионал. Она сумела найти с актерами общий язык. Я думаю, что все будет хорошо, и для театра, безусловно, это прекрасное приобретение.
-Вы приехали в наш ТЮЗ ради постановки одного спектакля?
-Да, это обычная практика. Борис Дмитриевич сам в состоянии полностью заполнять репертуар театра. Но это правильно, что он решил позвать другого режиссера. Я отличаюсь от него, и это уже другой спектакль, нежели те спектакли, которые уже идут. По отношению к миру, к актеру и так далее.
-А вы хотели бы потом еще раз вернуться в Киров, чтобы поставить что-нибудь еще?
-Дело в том, что я в этом отношении научился уже ничего дальше не хотеть, потому что часто желания порождают насилие над миром. Хорошо получается когда мир сам тебе те или иные двери открывает. Потому что, ели ты пытаешься их «взломать», получается не очень хорошо. Но если появится в будущем такая возможность, я конечно приехал бы.
-Что вы можете пожелать нашим читателям, вашим потенциальным зрителям?
Я желаю, чтобы люди жили своими подлинными сокровищами, чтобы они их не подменяли. Чтобы мы не шли на поводу у того, что модно, у того что принято в окружающем мире как самое важное. Чтобы люди жили тем, что они действительно любят. Если есть возможность выбора, то нужно идти на поводу у своего сердца.
А всех, кто читает это интервью, мы будем рады видеть на спектаклях в ТЮЗе