Фотосессия по правилам: Александр Фетинин: «В фотографии должна быть какая-то эмоциональная составляющая, воплощение мыслей - как фотографа, так и модели»

Как обычному человеку ощутить себя на время фотомоделью? Все ли с легкостью могут примерить эту роль? Как подготовиться к проведению профессиональной фотосъемки, чтобы ее результаты пришлись по душе и фотографу, и модели? Найти ответы на эти вопросы помог наш гость, профессиональный фотограф Александр Фетинин.

Думать следует до и после съёмки, никогда во время её.

Анри Картье-Брессон

Профессиональная фотосессия для одних — неотъемлемая часть жизни, для других — поиск собственного имиджа, возможность расположить к себе людей, вызвать доверие и интерес, для третьих - развлечение или небольшое приключение, возможность предстать в новом образе или посмотреть на себя со стороны. А для кого-то — рассказать о своих успехах и достижениях, повысить свою собственную самооценку. Все зависит от идеи и мастерства ее воплощения фотографом, однако успех фотосессии во многом зависит и от самой модели.

Как обычному человеку ощутить себя на время фотомоделью? Все ли с легкостью могут примерить эту роль? Как подготовиться к проведению профессиональной фотосъемки, чтобы ее результаты пришлись по душе и фотографу, и модели? Найти ответы на эти вопросы помог наш гость, профессиональный фотограф Александр Фетинин.

- Александр, когда фотография стала Вашей профессией?

- Я не помню, когда точно впервые взял в руки фотоаппарат. В семье у меня, как ни странно, никто неувлекался фотографией, да и фотоаппарата у нас сначала не было. Чуть позже, видя мой интерес к фотографии, мама купила фотоаппарат. Зато почти все мои друзья фотографировали. Вероятно, это и определило мое увлечение, которое в дальнейшем стало профессией, правда, случилось это значительно позже. Я никогда не думал, что буду профессиональным фотографом. Просто мне очень нравилось фотографировать. А началось все с того , что однажды мне попался на глаза первый номер журнала «Foto&Video», который был еще небольшим приложением к журналу "Audio&Video”.

И с тех пор все мои интересы полностью переместились в сторону фотографии, я начал заниматься ею профессионально - сначала в качестве ученика в фотолаборатории, затем работал фотожурналистом в различных молодежных и информационных изданиях. В данный момент я свободный фотограф. Снимал в основном репортажи, но мне всегда нравилось фотографировать людей. Сейчас мне больше интересна художественная фотография, модельная и рекламная фотосъемка.

- Что отличает профессионального фотографа от любителя?

- Фотограф-любитель обычно снимает понравившуюся ему красивую картинку, не задумываясь о художественной и смысловой составляющей снимка, правильности композиции, а для профессионального фотографа важно, сделать снимок интересным не только ему, но и для тех, кто будет смотреть на его фотографии. Профессиональный фотограф видит детали, которые могут “сделать” кадр или его испортить. Правда, бывают и такие люди, которые впервые берут в руки фотоаппарат и снимают клево, порой даже лучше, чем многие профессиональные фотографы, потому что у них есть это видение, им это дано. Другим приходится многому учиться.

Если даже кадр выполнен технически правильно, снимок уже может получиться неплохим, пусть даже в нем нет ничего художественного. Но этого мало. Фотография должна нести какую-то эмоциональную составляющую, иначе она становится кратковременной и неинтересной. Фотография без эмоций — это пустая картинка.

Если даже на фотографии все безупречно: красивая девушка в шикарном платье, обстановка, но у человека на лице нет эмоций, передающих атмосферу образа, это полностью разрушает целостность образа, его гармоничность.

- Фотосессия — совместная работа фотографа и модели. О чем важно позаботиться тому и другому перед проведением фотосессии? Как подготовиться к ней, чтобы результаты устроили и фотографа, и модель?

- Прежде всего — обращаться к тому фотографу, который вам нужен, работы которого вам нравятся, с которым вы, как говорится, на одной волне. Есть категория людей, которым все равно, у кого фотографироваться. Я считаю, это неправильно. Если, к примеру, вы хотите сделать креативную, неформальную фотосессию в стиле трэш, а фотограф, к которому вы обратились, делает в основном ванильно легкомысленные снимки, вы, скорей всего, не получите нужного результата. Фотографы разные и снимают в своем стиле. Так, например, фотографии с одной и той же свадьбы у разных фотографов могут получится по-разному, и в результате получаются совершенно разные истории. Я видел фотографии с одной и той же свадьбы, сделанные одновременно двумя фотографами : один снимал фэшн романтику с последующей глубокой обработкой фото, а другой – снимал больше репортаж и внес в эту фотосессию настоящие эмоции и добавил нотки детектива.

Во-вторых, важна задача, исходящая от человека, пришедшего на сьемку. Задача - своеобразная отправная точка для модели и фотографа, помогающая сформировать определенную картинку. Причем она должна сформироваться еще до начала фотосессии. Если этим озадачиться во время съемки, это будет, во-первых, дольше, а во вторых, не факт, что получится то, что ожидается. Или может получиться совсем не то, что вы ожидали.

Если человек очень хочет провести какую-то фотосессию, но не знает, какую придумать идею, можно обратиться за помощью к интернету и журналам. Нужно просто заглянуть во всемирную сеть или любимый журнал и отобрать фотографии, которые вам нравятся. Это может быть отправной точкой для формирования ваших идей и поможет ее лучше донести до фотографа. Многие, придя к фотографу, говорят: «Сфотографируйте меня красиво». Но «красиво» — весьма растяжимое, абстрактное понятие, и каждый понимает красоту по-своему. Что приемлемо для одних, может быть недопустимо для других. То есть каждый человек должен определить для себя, что он хочет получить от фотосессии, какую картинку он хочет увидеть. Одним, например, нужен красивый портрет, чтобы привлечь внимание людей, возможно, своих потенциальных партнеров, вызвать доверие и интерес. Для кого-то цель — рассказать о своих успехах и достижениях, запечатлеть себя преобразившуюся, молодую, стройную и красивую.

Кто-то хочет сделать какую-то динамичную фотосессию, в стиле «готика», например. Другим, напротив, интересней романтические образы. Цели могут быть совершенно разными, как и люди, обращающиеся к услугам профессионального фотографа. Если вы нашли своего фотографа и сработались с ним, это уже почти 50% успешной фотосъемки. Остается лишь техническая часть работы — самая приятная. Но фотограф, даже самый лучший, ничего не сделает за вас. Если человек, пришедший на фотосессию, не будет прилагать усилий для достижения результата, понадеется только на фотографа, надежды могут оказаться тщетны. Человек, выступающий в роли модели, должен сам потрудиться над воплощением желаемого образа на фотографии, чтобы фотосессия получилась удачной. Задача модели - вжиться в ситуацию, представить себя в новом образе, а для этого требуется приложить усилия.

- Если для профессиональной модели фотосессия — дело привычное, для обычного человека — это задача не из легких. Как обычному человеку ощутить себя на время фотомоделью?

- Фотомодели или люди, которые любят фотографироваться и часто участвуют в различных фотосессиях, обычно не боятся камеры, могут с легкостью примерить на себе какой-то образ, зачастую это очень артистичные люди, которые умеют мастерски владеть своими эмоциями и телом. Совсем иное дело — люди, которые фотографируются, дай Бог, раз в год. И когда они приходят в фотостудию, или даже во время проведения фотосессии дома, они, обычно зажимаются и не знают, что делать. Но это вещь обычная, с которой фотографам приходится сталкиваться довольно часто.

Выход из данной ситуации — разговор с людьми, стремление их понять и раскрыть, особенно если видишь человека впервые. Прежде чем сделать первые кадры, а они порой, бывают тоже интересными и нужными (дело в том, что на них человек бывает более естественным и настоящим, это так называемый психологический портрет), я наблюдаю за человеком, смотрю, с какого ракурса его лучше фотографировать, какой свет для него больше подходит, чтобы показать его более выигрышно. А в дальнейшем, когда человек уже расслабился, он начинает больше играть, но играет уже не свою роль. Хотя и это порой бывает на руку фотографу и модели: когда цель — создать некий образ, возможно, даже не свойственный ему; раскрыть новые грани человека, повысить его самооценку, помочь взглянуть на себя другими глазами. Не могу сказать, что всем это дано. Возможно, это многим интересно, но не всем удается переломить свои комплексы и страхи. Хотя всему, в принципе, можно научиться. Главное не бояться пробовать.

- Насколько важен выбор места для проведения фотосессии? Легко ли найти такие места? Или профессиональный фотограф может из любого места сделать что-то интересное?

- Возможно, таких мест не так много, но найти их можно, если постараться. Красивые места, в принципе, есть, я их почти всегда нахожу. Даже какие-то трэшевые места, на которые большинство людей посмотрит и отвернется, на фотографиях смотрятся совершенно иначе — если правильно все сделать. И люди будут спрашивать: а что это за место, а почему я раньше его не видел? Просто фотограф совершенно по-другому смотрит на происходящее, он умеет видеть детали.

Можно сделать снимки, построенные на противопоставлении: что-то красивое на некрасивом, например. И это будет очень выигрышно смотреться, и непременно привлечет внимание. Я чаще выбираю для проведения фотосессий какие-то трэшевые места, например, старые полуразрушенные здания - благодатная тема для творчества. Но даже в традиционных, знакомых местах, где часто проводятся фотосессии, можно найти что-то особенное, необычное. Я убедился в том, что одно и то же место, хорошо знакомое для многих, может выглядеть совершенно по-другому, и даже люди, которые часто там бывают, могут его не узнать. Главное - подать это место совершенно с другой точки зрения, другого ракурса, особенно когда есть время, чтобы подумать и поэкспериментировать.

- У каждого фотографа свой стиль, свой «почерк». А как бы Вы определили свой стиль?

- Мне ближе по духу арт-стиль. Правда для многих он, возможно, непонятен. Я больше чем уверен, чтомои фотографии нравятся не всем, особенно те, которые я делаю для себя. Но мне нравится то, что в них есть атмосфера, настроение и эмоции. Дело в том, что я не очень приемлю глубокую художественную обработку фотографий и стараюсь делать реалистичные фотографии с минимум обработки. А вообще, если честно, мне сложно определить свой стиль. Собственно, что такое стиль? Есть он или нет? Если обычный человек сможет из сотни снимков, сделанных разными фотографами, узнать «руку мастера», это говорит о наличии у фотографа стиля. Я считаю, что мой стиль постоянно трансформируется и есть еще чему учиться.

- А есть у Вас любимые фотографии?

- Любимые фотографии есть, но их не так много .То что нравилось еще вчера, завтра может показаться уже не таким интересным. В общем-то, так, наверное, и должно быть. Просто когда растёшь, требования к своим работам повышаются и хочется попробовать что-то более сложное и глубокомысленное...

Работы Александра Фетинина представлены здесь: 

www.alfet.ru, www.alfet.gallery.ru.

Автор фотопортрета Александра Фетинина - Дмитрий Чащин.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.