Мало кто знает, что мёд, добываемый в Кировской области, самый оздоровительный и полезный. Однако пчеловодам области приходится предпринимать неимоверные усилия для того, чтобы пробить себе дорогу к рынкам сбыта этого целебного продукта. Об удивительных свойствах мёда северных широт, о концентрации в нем полезных веществ, о том, чем вызваны сложности с реализацией вятского мёда и почему он до сих пор не имеет своего бренда? Какой мёд самый вкусный и полезный, в каких районах области его добывают? На эти и другие вопросы ответил Василий Черных, член правления Кировского областного общества пчеловодов.
- Василий Алексеевич, насколько полезен наш вятский северный мёд? Чем он отличается от мёда, который получают в средней полосе или на южных пасеках?
- Северный мёд существенно отличается от того, который получают в средней полосе или на южных пасеках. Собирают этот мёд на территориях выше 57-й параллели северной широты, при этом граница распространения медоносной пчелы заканчивается на 62-й параллели северной широты, и наша область как раз вписывается в эти широты. По своим питательным, лечебным и вкусовым характеристикам мёд северных широт относится к редким, дорогим, элитным видам мёда. Северный мёд является самым насыщенным на земном шаре. Это определяется лабораторным путем.
Показателем высокого качества северного мёда является так называемое диастазное число, указывающее количество ферментов на единицу объема мёда. Самая высокая насыщенность северного мёда ферментами — около 50 плюс-минус 10 единиц. У южного мёда этот показатель достигает всего 5 – 9 единиц, у башкирского мёда — до 12, у алтайского — до 18 единиц. Таким образом, мёд северных пчел наиболее насыщен полезными веществами, является уникальным продуктом питания, особенно для детей, людей пожилого возраста, для тех, кто занимается активным физическим трудом или спортом. Кроме того, он обладает и лечебными свойствами: усиливает обмен веществ, ускоряет регенерацию тканей, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие, стимулирует функции внутренних органов, предупреждает склероз, нормализует сон, стимулирует защитные свойства организма.
К сожалению, мало кто знает, что наш мёд самый оздоровительный и полезный. Особенно хорош мед из Суны, Кумен, Верхошижемья, поскольку он самый насыщенный по содержанию полезных веществ: диастазное число в этом меде составляет 55 — 60 единиц. В южных районах Кировской области (Кильмезь, Уржум) диастазное число чуть меньше, но тоже достаточно высокое - до 40 единиц. В отличие от мёда, добываемого в северных широтах, мёд южного происхождения — подсолнечниковый, рапсовый, гречишный — не отличаются разнообразием содержащихся в нем полезных веществ, его сбор ведется зачастую на полях, обрабатываемых химическими веществами, а потому не исключена вероятность загрязнения в результате использования гербицидов, инсектицидов и других химикатов.
Многообразие сортов украинского, молдавского, узбекского, китайского меда объясняется тем, что производители используют для его производства всевозможные ароматизаторы, наполнители и красители. Многие несведущие покупатели удивляются кремообразным медам, не предполагая, что технология их производства не позволяет назвать их качественным мёдом.
- Какой мёд считается наиболее полезным? Как определить качество мёда?
- Особенно полезен мёд, собранный с полевого разнотравья, так называемый «дикорос».
Справка
Мед из разнотравья называют полифлорным - от греческого слова «polys» – многочисленный и французского «fleur» - цветок. Как следует из названия, он вырабатывается пчелами из нектара, собранного с разных цветущих растений, как дикорастущих, так и культурных. Мед-дикорос может иметь разный оттенок – от янтарного до коричневого. Мед из разнотравья чрезвычайно душистый, обладает превосходными лечебными качествами, но быстро кристаллизуется. Из такого продукта нередко производят мед сувенирный, расфасованный в красивые бочонки и баночки.
Луговой мед получают из полевых и луговых цветов – клевера, люцерны, одуванчика, чабреца, пастушьей сумки, василька и многих других медоносов. Луговой мёд имеет желтый оттенок и отличается высокими лечебными свойствами. Аромат такого меда напоминает запах цветущего разнотравья.
Во всем мире лучшим медом считается мёд из нектара дикорастущих и лекарственных растений, с большого количества луговых и лесных цветов, собранных в экологически чистых условиях. Одним из самых ценных сортов мёда является липовый, который вырабатывается пчелами из нектара зеленовато-желтых цветов липы, которую пчеловоды называют «царицей медоносных растений» - благодаря её высоким медоносным качествам.
Липовый мёд прозрачный, имеет светло-желтый или светло-янтарный оттенок, бесподобный аромат и насыщенный вкус, иногда с легкой горчинкой. Такой мёд обычно привозят из Кильмези и Уржума, где еще сохранились липовые леса, хотя они очень активно вырубаются. В некоторых районах мёд добывает уже третье поколение пчеловодов, у которых сложились уже родовые пасеки, однако нашим пчеловодам приходится сейчас несладко.
- Чем вызваны сложности? Почему у вятского мёда до сих пор нет своего бренда?
- Во-первых, вятским пчеловодам становится все сложнее бороться за свои права, в частности, с департаментом лесного хозяйства, который требует арендную плату за размещение пасек. Несмотря на многолетние попытки вятских пчеловодов создать бренд «Вятский мед», они не увенчались успехом — из-за малых усилий правительства и департамента сельского хозяйства. Производство мёда, к сожалению, не входит в государственную программу развития нашего края и не является задачей оздоровления людей. Вместе с тем вятский северный мёд вполне может стать визитной карточкой Вятского края. Тем более, что пчеловоды Кировской области получают рекордные урожаи этого ценного лечебного продукта, знакомого не только кировчанам, но и жителям Республики Коми, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Свердловска и Тюмени. Проблема в том, что вятских пчеловодов душат страшными поборами. Так, например, чтобы сертифицировать мед, пчеловоду необходимо заплатить 15 тысяч рублей, лабораторный анализ мёда стоит 3 тысячи рублей (для сравнения, в Татарстане — 236 рублей) — это далеко не каждому по карману. А сертификацией мёда в Татарстане занимается дирекция по пчеловодству, так что для пчеловодов это почти ничего не стоит. Казалось бы, два соседних региона, но такие разные по условиям и уровню жизни, точно мы живем в разных государствах.
- Знаю, что недавно Вы вернулись из Республики Татарстан, которая всегда славилась высококачественным мёдом. Какие условия созданы там для развития пчеловодства?
- В Татарстане действует государственная программа развития пчеловодства. При Министерстве сельского хозяйства у них действует дирекция по пчеловодству, где штат — 100 человек, есть и соответствующий бюджет на все это. В каждом районе у них есть штатный инспектор, а также ветеринар по пчеловодству. Для каждого района у них разработан свой бренд и этикетка для мёда, и этот целебный продукт не спутать ни с каким другим. Естественно, они умеют хорошо считать выгоду и прибыль от пчеловодства. Так, в одном Мамадышском районе Татарстана насчитывается 800 пчеловодов, причем каждый из них состоит на учете. Так вот, пчеловоды только этого района приносят около 200 миллионов чистой прибыли для республики. Такие же подсчеты ведутся и в других районах Татарстана, а таких районов у них 40. Вот и результаты. Что касается Кировской области, то результаты у нас могут быть не хуже. Наверняка, не меньше мёда мы собираем, к тому же условия у нас нисколько не хуже, чем у соседей, а пожалуй, даже лучше. Уже сейчас к нам поступает свежий качественный мёд из районов Кировской области, особенно из южных: Арбажа, Пижанки, Кильмези, Уржума. Всего в нашем обществе состоит тысяча пчеловодов.
Вятским пчеловодам не хватает поддержки со стороны государства. В Татарстане, например, вопрос о разрешении пасек пчеловодов решает местная администрация. Тем, кто вновь создает пасеку, оплачивается улей, семьи пчел и пасечные постройки. У нас, к сожалению, всего этого пока нет и, я думаю, в ближайшее время не предвидится. Наши пчеловоды несут существенные затраты на развитие своего дела, которое носит сезонный характер: урожай меда они получают всего раз в год, а сбыть его очень сложно в нашей области. Продать мёд можно только на рынках или на ярмарках мёда. Поэтому, конечно, в первую очередь нужно решать вопросы организации фасовки и сбыта мёда, размещения фасованного сертифицированного мёда в торговых сетях, причем именно под брендом «Вятский северный мед». Только тогда можно достичь определенных результатов, но, к сожалению, до этого мы пока не дожили. При нынешнем непонимании проблем пчеловодов, боюсь, что этот вопрос просто так не решится.
- Август — пора медовых ярмарок. Когда и где кировчане смогут полакомиться свежим медом?
- Большой выбор вятского меда в магазинах Областного общества пчеловодов на ул. Ломоносова, 33 и ул. Комсомольская, 13, а свежий урожай мёда 2012 года будет продаваться на ярмарках мёда у церкви Веры, Надежды, Любови по адресу ул. Ломоносова, 33 — с 11 по 15 августа и с 18 по 21 августа, в дни Медового спаса (14 августа) и Всемирный день защиты пчёл (14 сентября).