Сергей ФОМИН: "Многие представители лесной отрасли жалуются на "кадровый голод"

В конце мая в России произошла долгожданная смена министра образования. Вместо Андрея Фурсенко, работа которого вызывала огромное количество нареканий, на эту должность назначен Дмитрий Ливанов, бывший ректор МИСиСа. Новый министр только вступил в должность, но уже успел сделать ряд высказываний, вызвавших серьезный резонанс в отечественной блогосфере. Так нужна ли реформа в сере образования и что не хватает сейчас отечественным вузам? Об этом и о многом другом, мы поговорили с Сергеем Фоминым, проректором по учебно-методической работе ВятГУ.    

В конце мая в России произошла долгожданная смена министра образования. Вместо Андрея Фурсенко, работа которого вызывала огромное количество нареканий, на эту должность назначен Дмитрий Ливанов, бывший ректор МИСиСа. Новый министр только вступил в должность, но уже успел сделать ряд высказываний, вызвавших серьезный резонанс в отечественной блогосфере.

Так нужна ли реформа в сфере образования и что не хватает сейчас отечественным вузам? Об этом и о многом другом, мы поговорили с Сергеем Фоминым, проректором по учебно-методической работе ВятГУ.

  Во-первых, хочется спросить Вас о вашем отношении к ЕГЭ? Благодаря им кировская талантливая молодежь едет в столичные вузы.

ЕГЭ, как само явление, достаточно неоднозначно. Сама идея совместить результаты экзаменов школы с университетом, хорошая. Также к плюсам можно отнести то, что исключается субъективизм преподавателя не только при выпускных, но и вступительных экзаменах. Но, кроме положительных моментов, есть и отрицательные стороны этого экзамена. Как отмечают сотрудники  не только нашего университета, но и других вузов, будущие  абитуриенты натаскиваются на решении конкретных задач, тестов, при этом иногда  в ущерб способности логически мыслить, рассуждать и делать выводы. В частности, недавно в ВятГУ проходила научно-методическая конференция, где, в том числе, рассматривались и вопросы фундаментальной подготовки. Заведующий кафедрой прикладной информатики и информатики озвучил общее ощущение того, что студенты-первокурсники начали терять способность к логическому рассуждению. А для математики это очень важно. Складывается такое впечатление, что при изучении математики в школе стали меньше уделять времени рассмотрению вопросов теорем, доказательств.  Я думаю, что эти проблемы в Министерстве понимают и стараются это исправить. Есть еще один аспект введения ЕГЭ – отток молодежи в столицу, как следствие поступления в столичные вузы. Для регионов это конечно негативная сторона. Но мне кажется, что корни этого нужно искать не в ЕГЭ. Причина все-таки социально-экономическая. У людей сложилось устойчивое ощущение того, что Москва - это город больших возможностей и самореализоваться, добиться успеха там проще.

Но, если быть объективным, по качеству образования мы не уступаем  столичным вузам, а в некоторых направлениях даже превосходим.

Это подтверждают многочисленные рейтинги вузов, конкурсы, которые выигрывает ВятГУ. Из последних наших побед следует отметить конкурс программ стратегического развития вузов и конкурс поддержки программ молодежной политики вузов. 

Вопрос, который вытекает из первого, насколько упал уровень сегодняшних первокурсников по сравнению с 2001- по 2004 годами?

На эту тему я уже высказался в первом вопросе.  Различия  связаны не с уровнем знаний, а с уровнем мышления. Можно, опираясь  на фундаментальную базу, разобраться  и логическим путем найти решение задачи. А можно, иметь большой багаж навыков решения конкретных задач, пытаться привести решение проблемы к поиску сходной. Естественно, первый путь, гораздо более универсален и позволяет мыслить более гибко. Мы стараемся уже в стенах вуза прививать именно такой подход. Но нельзя не отметить, что нынешние абитуриенты больше подкованны в информационных вопросах, работе с компьютерной техникой.

Интернет и информационные технологии на сегодняшний день очень плотно вросли в нашу жизнь на бытовом уровне и умение ими пользоваться просто обязательно для будущего профессионала.

У меня есть знакомый, который поступил в ВГУ в 2003 году. Спустя два года он отчислился из вуза, объясняя это тем, что его не устроил уровень именно фундаментальных дисциплин. Хотя он был олимпиадником, ездил на различные слеты среди физиков и математиков. Расскажите, как изменяется программа обучения, исходя из современных веяний?

Мы ежегодно пересматриваем и прорабатываем свои программы, в том числе с учетом современных веяний и тенденций. Есть специальности, которые очень сильно «заточены» на фундаментальные науки. Это в первую очередь математика, информатика, биология. Но есть и те, в которых эти вопросы умышленно рассматриваются в меньшем объеме, поскольку многих работодателей в большей степени интересуют выпускники, обладающие практическими навыками. Мы уделяем большое внимание согласованию содержания образовательных программ  с работодателями, смотрим на потребности предприятий и корректируем образовательные курсы с целью получить оптимальное соотношение фундаментальной, прикладной и практической подготовки. Не стоит забывать, что вузы поставлены в определенные рамки: существуют стандарты образования. К сожалению, эти стандарты  разрабатывались выпускающими кафедрами, которые смотрели на  образовательный процесс "со своей колокольни", усиливая блок профессиональной подготовки в ущерб естественнонаучной. При этом есть рекомендации Ассоциации классических университетов, есть рекомендации многих учебно-методических объединений, примерные программы дисциплин, которые напрямую говорят, что  доля фундаментальных дисциплин должна быть больше. Но мы не можем  поставить  большой курс математики, например, в подготовку строителя, поскольку  сам стандарт не предусматривает  больших объемов материала. Тем не менее, изыскиваем возможные резервы и сохраняем высокий уровень фундаментальной подготовки.   Естественно, что во многом, качество преподавания зависит и от профессорско-преподавательского состава. Поэтому мы ведем активную работу, связанную с повышением квалификациии и подготовкой наших преподавателей.

Кстати, тут тоже есть чем похвастаться: ВятГУ стал победителем в конкурсе вузов в области повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Теперь на нас лежит большая ответственность – обучать преподавателей и из других высших учебных заведений.

Что нужно сейчас предпринимать, чтобы повысить престиж высшего образования: закрыть слабые коммерческие вузы или уменьшить количество мест с одновременным увеличением финансирования конкретного студента?

Престиж высшего образования в целом повышать не нужно. Каждый второй в нашей стране итак  уже стремится получить высшее образование. Нужно повышать престиж образования в конкретном вузе, и каждый вуз это делает по-своему. Никому не нужно объяснять, что такое диплом МГУ или ВШЭ. На Вятской земле, диплом ВятГУ тоже имеет серьезный вес. Выпускника с нашим дипломом примут на работу с большей вероятностью, чем с дипломом филиала малоизвестного вуза. Стоит или не стоит  уменьшить количество мест с одновременным увеличением финансирования конкретного студента? Я думаю, что сокращаться будут бюджетные места на направлениях, связанных с экономикой, гуманитарными науками и т.д. Это уменьшение  в меньшей степени затронет технические специальности. Повышение финансирования конкретного студента – это, разумеется, факт положительный. Ведь у вуза появляется дополнительная возможность по модернизации материально-технической базы, улучшению условий обучения. К слову сказать, в нашем университете к концу этого учебного года, во всех корпусах будет бесплатный wi-fi. ВятГУ направляет десятки миллионов рублей на приобретение нового лабораторного оборудования, расширение количества мультимедийных аудиторий, закупку новых дисплейных классов и т.д.

Многие представители лесной отрасли жалуются на "кадровый голод". 

Людей какой специальности сейчас очень не хватает?

В регионе не хватает специалистов машиностроительной и деревоперерабатывающей отраслей. Несмотря на то, что наш регион является лесным, почему-то абитуриенты  не очень охотно идут на направления связанные с деревообработкой. Это для меня  остается загадкой. Несколько недель назад мы встречались с представителем одного из крупных предприятий, который обещает молодым специалистам зарплату порядка 40-50 тысяч рублей. Вот только работать нужно ехать в Даровской район. Может причина именно в этом: оторванность от центра? Для нашей области  лесная отрасль имеет первостепенное значение, она не стоит на месте и постоянно развивается, а мы делаем очень много для того, чтобы регион получил квалифицированных специалистов. Также сильно не хватает квалифицированных кадров в машиностроительной отрасли – здесь проблемы другие, но «кадровый голод» не меньше, чем у деревообработчиков. 

Во многих европейских вузах есть практика, что начиная с курса третьего, человек занимается попутно работой на настоящую фирму по своей специальности. Это идет как один из предметов. К моменту выпуска из учебного заведения получается специалист, который в первый день может прийти и начать работу. Считаете вы такой подход нормальным или всё же вуз должен закладывать только базовые дисциплины? 

С точки зрения законодательства мы не можем трудовую деятельность внести в обязательный образовательный процесс. Другое дело, что мы поддерживаем и поощряем желание наших студентов, начать свою трудовую деятельность по профилю выбранной специальности. Ведь такой выпускник, имея за плечами наличие опыта и рабочую профессию, идет у работодателей «нарасхват». Хорошие примеры были и на моей кафедре, когда несколько выпускников параллельно с выполнением диплома работали на шинном заводе. Им это очень сильно помогло. Во-первых, предприятие присматривается к студенту и практически гарантирует его дальнейшее трудоустройство – ведь инженер, почувствовавший изнанку рабочего труда, по-иному относится к своим подчиненным. Во-вторых, получив  рабочую профессию, человек сам будет чувствовать себя намного увереннее на рынке труда. Мы разработали план повышения практической подготовленности наших студентов по техническим направлениям. Мы предполагаем привлечение  работников предприятий к проведению ряда факультативных занятий со студентами первого и второго курса. Во время летней практики планируются экскурсии на сами предприятия, а после окончания практики во время каникул, мы настоятельно советуем студентам устроиться на рабочие профессии. Этим летом несколько десятков студентов ВятГУ, обучающихся на разных технических специальностях, будут получать рабочие профессии без дополнительной оплаты.  

Не могу не спросить, как Вы относитесь к такому высказыванию: «Троечнику нечего делать в инженерном вузе, – заявил Дмитрий Ливанов. – Это однозначно. А если его куда-то и возьмут, то он будет плохим инженером». 

На моей памяти было несколько "слабых студентов", которые не показывали особых знаний в изучении некоторых дисциплин. Тем не менее, многие из них нашли себя не только на предприятиях, но и в частном бизнесе. Стали успешными людьми.

Оценка по дисциплине - это показатель уровня знаний. Но, к сожалению, она не показывает личностные качества.

 Но результаты обучения – это, если упростить, совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые сейчас, в новой концепции образовательных стандартов, агломерируются под понятием компетенция. Также немалое влияние оказывает множество других факторов: среда, в которую попадает выпускник, уровень отношения в коллективе к труду, личный интерес к нему, наконец, материальное стимулирование и мотивация к персональным и коллективным достижениям. Поэтому я бы нашего министра в этом не поддержал. Троечник может стать хорошим специалистом и грамотным инженером, если его личностные качества позволяют это, работа доставляет удовольствие, а достижения правильно мотивированы.

Недавно я шла по улице и заметила на столбе объявление “Микронаушники к сессии готовы. Аренда 200 рублей”. Вот хотелось бы спросить, как Вы боретесь со «списывателями»?

Единой политики в вузе, по этому поводу, нет. Каждый преподаватель выстраивает свои отношения с людьми, которые списывают или заказывают работу, по-своему. Я, как преподаватель, считаю,  что шпаргалки нужно писать, но пользоваться ими не надо. Когда пишешь "шпору", то ты  систематизируешь знания и пытаешься уложить их на маленький кусочек бумаги в виде четко выверенных фраз или тезисов, а это помогает систематизировать и запомнить материал. Кстати, у меня не бывало такого, чтобы я закончил разговор со студентом сразу после того,  как  он ответил  на билет. Всегда это личная беседа. Тем более, что "автоматом", я оценки не ставлю. Кстати, к экзамену я знаю, кто чего стоит, общаясь со студентами на протяжении семестра.  Сергей Валерьевич, не могу не спросить Вас о вашем отношении к новому министру.

 Какие Вы видете плюсы в том, что к власти пришел "технарь"?

Высшее руководство страны  не раз отмечало, что пора повышать уровень инженерного образования. Поэтому, на мой взгляд, вполне закономерно, что министром стал человек, который возглавлял технический вуз. Все понимают, что развитие страны невозможно без развития промышленности, а для достижения этой цели нужны качественные инженерные кадры. Пока сложно давать какие-то оценки. Поживем-увидим! Надеюсь на положительные изменения.

Не надо забывать, что образование ограничивается не только вузами: есть школьное, начальное профессиональное, среднее профессиональное и т.д. Все эти системы требуют определенных движений. 

Похожие материалы по теме