Наступает лето и многие задумываются над тем, чтобы провести выходные не в пыльном и душном городе, а выехать на природу, отдохнуть от повседневного шума. Это можно сделать, в принципе, и на машине, но гораздо полезней и увлекательнее совершить поездку на велосипеде. О пользе велоспорта для нашего здоровья рассказал Григорий Долгих, директор магазина «Велопрофи», дал несколько ценных рекомендаций по выбору велосипеда для разных случаев жизни и уровня спортивной подготовки и рассказал о возможностях велогибрида.
- Григорий, расскажите о пользе катания на велосипеде для нашего здоровья. Как часто нужно совершать велопрогулки для достижения максимального эффекта?
- Катание на велосипеде приносит нашему организму огромную пользу. Во время велосипедной прогулки укрепляются мышцы ног и повышается их выносливость, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Совершая длительные велосипедные поездки на свежем воздухе, мы заставляем наши лёгкие работать в полную силу. При этом кровь обогащается кислородом, который поступает к клеткам головного мозга и к другим жизненно важным органам. Особенно полезны занятия велосипедом людям, которые много курят. Благодаря усиленной аэрации лёгких во время катания, они освобождаются от токсичных веществ, получаемых при вдыхании табачного дыма.
Езда на велосипеде – это отличный способ закаливания и повышения иммунитета. Очень полезна езда на велосипеде людям, страдающим варикозом. Когда ноги совершают вращательные движения, нажимая на педали, кровь в венах начинает циркулировать значительно быстрее, при этом уменьшаются застойные явления в сосудах. Катание на велосипеде - отличное средство профилактики вегето-сосудистой дистонии. При катании тренируется вестибулярный аппарат, улучшается кровоснабжение малого таза, что особенно важно для мужчин в качестве профилактики такой коварной болезни, как аденома.
Велосипед очень полезен тем, кто хочет сбросить лишние килограммы. Во время велосипедной поездки сжигается большое количество жиров, уменьшаются жировые отложения в области бёдер. В этом случае велосипедные прогулки должны стать регулярными и достаточно продолжительными - не менее сорока пяти минут в день — для достижения максимального эффекта. Даже для глаз езда на велосипеде очень полезна: глядя вдаль и фокусируя взгляд на далеко расположенных предметах, мы тренируем глазную мышцу, тем самым снижая риск возникновения близорукости.
Катаясь на велосипеде, мы получаем огромный заряд бодрости, при этом улучшается настроение и общее эмоциональное состояние человека. При этом укрепляется нервная система, уходят повседневные заботы и тревоги, снимается стресс!
- Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие велосипедов. Как не растеряться в представленном ассортименте и выбрать свой велосипед? На что следует обратить внимание при покупке?
- Самый простой способ - это обратиться в специализированный веломагазин, где продавцы-консультанты помогут вам сделать правильный выбор. Или воспользоваться советом друга-велосипедиста (при условии, что он серьезно увлечен велоспортом, а не купил велосипед неделю назад). Если же вы решили всецело положится на себя, то вот вам несколько советов, которые помогут купить хороший велосипед, а не какой-нибудь «ашан» (значение этого термина будет раскрыто позже). Начнем с того, что сейчас практически любой производитель велосипедов занимается только производством рам. Все остальные детали на велосипеде, как правило, произведены другими фирмами, и современный велосипед представляет собой «конструктор». Это имеет огромный смысл для того, чтобы можно было собирать велосипеды, предназначенные для разных целей, разных назначений и ценовых категорий. Чтобы описать все виды рам и велозапчастей, не хватит и нескольких сот страниц, так как ОЧЕНЬ много вариантов.
Рама
Первое, на что следует обратить внимание при покупке велосипеда, это рама. Рама у велосипеда должна быть сделана из алюминия (для педантов - из сплава алюминия), хотя, конечно, есть и другие варианты, такие как хроммолибден и карбон. Алюминиевая рама позволяет велосипеду быть легким и в тоже время прочным. Остерегайтесь дешевых железных рам: кроме большего веса они вам ничего не смогут дать.
Колеса
Они должны быть собраны на «двойных» алюминиевых ободах. «Двойной» обод на срезе представляет собой трубку, в отличие от простого одинарного обода, и способен выдерживать гораздо большие нагрузки и удары. Корпуса втулок тоже должны быть из алюминия, а задняя втулка по возможности иметь шлицевую кассету, а не «трещотку», накручивающуюся по резьбе на корпус втулки. От типа кассеты будет зависит надежность оси задней втулки.
Каретка
Каретка должна быть в виде картриджа на закрытых подшипниках. В велотусовке их называют «промами» или «промподшипниками», которые обладают значительно большим ресурсом и надежностью, чем обыкновенные «шариковые с сепаратором». Естественно, информацию о вышеперечисленных узлах вам должен предоставить продавец при покупке велосипеда.
Переключатели и тормоза
Современный велосипед на руле имеет два блока управления. Блок слева отвечает за передний тормоз и передний переключатель. Блок справа отвечает, соответственно, за задний переключатель и задний тормоз. Есть два лидера в производстве такой «навески»: японская фирма Shimano (Шимано) и американский концерн SRAM (Срэм). Велосипед может быть укомплектован как одной из них, так и совмещать комплектацию обеих фирм. Зачем я вам все это объясняю? Затем, чтобы вы поняли суть ценообразования в велоиндустрии и понимали: чем отличается велосипед, купленный в супермаркете за 3,5 тысячи рублей (отсюда, кстати, и название «Ашан» - сеть магазинов в Москве), от нормального велосипеда, в ценовом диапазоне от 12 до 15 тысяч рублей. Производители специально делают линейки навесного оборудования для велосипеда (тормоза, переключатели и так далее) разного уровня, чтобы можно было укомлектовать как простые одноразовые велосипеды типа «ашан», так и нормальные прогулочные велосипеды, велосипеды для фитнеса, велосипеды для спорта любительского уровня и велосипеды для профессионалов. Разница будет в «технологичности» оборудования, в том, как качественно и долго оно будет работать, ведь профессионалы предъявляют гораздо большие требования к компонентам, чем просто любители прокатиться на велосипеде в выходной день. Но в тоже время, зачем любителю переплачивать за «топовое» оборудование? Вот в этом и состоит основной принцип выбора велосипеда, отталкиваясь от цены. Если вы катаетесь пару раз за лето, вы можете взять любой, даже самый дешевый велосипед, вам его хватит. Если вы планируете выезжать на велосипеде пару раз в неделю, то вам нужен велосипед от 12 до 15 тысяч рублей. Если хотите ездить каждый день на работу, участвовать во всевозможных покатушках и так далее, то ваш бюджет — 15 - 25 тыс. руб. И если вас «затянет» в велоспорт, то тогда мы с вами поговорим отдельно.
Главное — понять, что производитель физически не может поставить компоненты высокого уровня на велосипед с низкой стоимостью и радость от сэкономленных денег при покупке будет недолгой. По статистике нашей мастерской: 90 процентов того, что нам приносят на ремонт, - это велосипеды до 10 тыс. рублей. Вывод очевиден.
Еще один важный момент при выборе велосипеда - амортизаторы. Велосипеды делятся на два типа: только с передним амортизатором и с двумя - передним и задним. Амортизатор на велосипеде позволяет более комфортно преодолевать расстояния по пересеченной местности, по неровной дороге. Амортизаторы бывают пружинно-эластомерными, пружинно-масляными и воздушно-масляными. Сразу оговорюсь, что двухподвесы - велосипеды с передним и задним амортизатором, стоит рассматривать только от 40 до 50 тыс. рублей. Дешевле - нет смысла, если только вам себя не жалко и вы готовы тратить энергию не в целях перемещения на велосипеде по местности, а для раскачки неработающей задней подвески и получить несколько лишних килограммов к весу велосипеда. Надеюсь, я смог обрисовать в целом, как стоит выбирать велосипед, исходя из его стоимости.
Теперь о вопросе размера велосипеда. Современные велосипеды выпускаются разных ростовок. Ростовка - это расстояние в дюймах или в сантиметрах от оси каретки до верней горизонтальной трубы рамы. Чем больше ростовка велосипеда, тем он выше и, соответственно, длиннее. Поэтому велосипед нужно подбирать исходя из вашего роста.
- Как выбрать нужную ростовку велосипеда?
- Есть простой способ определить необходимую ростовку. Нужно встать над велосипедом так, чтобы сиденье упиралось в копчик, и измерить свободное расстояние между верхней горизонтальной трубой рамы и пахом. В идеальном варианте расстояние должно быть равным 2 - 3 пальцам руки. Если расстояние больше, то стоит примерить большую ростовку, а если меньше, то, соответственно, меньшую.
- Принципиально новыми технологиями в велоиндустрии являются велогибриды. В чем их отличия от велосипедов, какими характеристиками они обладают?
- Велогибриды – это велосипеды с электродвигателем. Наверное, каждый взрослый человек в детстве мечтал о таком! Можно ехать самому, крутя педали, а в трудный момент или крутой подъем – включить двигатель и с ветерком домчаться до места назначения. Велогибрид значительно расширит ваши возможности в передвижении. Он позволяет проехать только на двигателе, без кручения педалей, до 60 км, со средней скоростью 20 - 25 км/ч (до 35 км/ч). Зарядить аккумулятор можно всего за 5-6 часов. Например, это очень удобно, если вы ездите на работу издалека или живете в пригороде и до магазина — 10 - 15 км. Конечно, очень удобно добираться домой на таком велогибриде вечером, когда сил уже почти не осталось. Сейчас очень популярна мототехника, но, согласитесь, она существенно проигрывает велогибридам: бензин заливать не надо, шума нет, вес его - всего 20 - 25 кг, можно легко поднимать и хранить в квартире (есть складные модели на небольших колесах). При этом скорость и дальность поездки на велогибриде впечатляют. Также не стоит забывать, что велогибрид остается велосипедом и вы всегда можете ехать, крутя педали. Кстати, это очень удобно для любителей фитнеса: нагрузка может регулироваться и вы сами решаете, использовать мотор или нет. Современные велогибриды, например, фирмы Eltreco, имеют хорошее навесное оборудование, как и у нормального велосипеда: двойные обода, переключатель скоростей, надежные тормоза. Кроме этого, на них устанавливается багажник, крылья, освещение, а иногда и видеокамера. Есть еще приятный момент – цена. Очень разнообразный модельный ряд начинается с 20 тысяч рублей. Всего за 35-40 тыс. рублей вы получите превосходную модель с мощным двигателем и емким аккумулятором. В «Велопрофи» вы можете более подробно рассмотреть и опробовать велогибриды в движении. Технологии постоянно развиваются и, возможно, уже через 5 лет обычных велосипедов почти не останется. Живите с будущим уже сегодня!
- Предположим, человек уже купил себе велосипед и захотел отправиться на нем в путешествие, пусть даже в маленькое. Как подготовить велосипед к дороге? Что следует взять с собой?
- Отправляясь в путешествие на велосипеде, следует, прежде всего, проверить, все ли узлы и детали велосипеда правильно настроены и смазаны. Если во время езды вы не хотите испачкаться, то можно поставить на него крылья - они сохранят вашу одежду в чистоте. Вещи для похода можно положить как в рюкзак, причем лучше именно велорюкзак, оснащенный специальной сеткой между спиной и самим рюкзаком - для того, чтобы спина меньше потела, так и на багажник. Для багажника на любом велосипеде есть специальные крепления. Хороший багажник выдерживает до 25 кг веса и бережет вашу спину в длительных поездках. Также для велобагажников есть специальные сумки-кофры разного объема. В них можно положить практически все, что может пригодиться в походе. Если вы планируете двигаться в темное время суток, то вам не обойтись без светового оборудования - красного маячка сзади и фары спереди. Для вашей безопасности их желательно использовать даже днем. Обязательно возьмите с собой набор шестигранников для регулировки велосипеда, запасную камеру, велоаптечку для ремонта камер и насос. Эти простые вещи могут пригодиться если не вам, то вашим спутникам. Обязательно используйте шлем во время движения на велосипеде, он бережет вашу голову (она у вас одна). Также рекомендуются перчатки на руки и удобная одежда. Есть еще много разных тонкостей в подготовке велосипеда и подборе экипировки для поездок, но они уже носят индивидуальный характер и зависят от вашей подготовки.
- Какие советы Вы могли бы дать начинающим велотуристам?
- Главное - начните с поездки на небольшие расстояния, километров на 5 в одну сторону. И постепенно, по мере привыкания к велосипеду и нагрузкам, увеличивайте дальность поездок. В процессе вы сами поймете, что вам необходимо, а что нет. А мы будем помогать вам советами и поможем получать от поездок на велосипеде только положительные эмоции!