Культпоход за впечатлениями: Татьяна Квакина: «Упускать возможность познакомиться с уникальным творчеством не стоит: она выпадает, возможно, раз в жизни»

Знаете, как выглядит самая маленькая книга на планете, прочитать которую можно лишь под микроскопом? А книга-невидимка, текст и иллюстрации которой различимы только в ультрафиолетовом свете? Или книга из высушенных лепестков розы, где собраны все стихи и фразы Александра Пушкина о розах? Если нет, самое время познакомиться с этими литературными шедеврами микроминиатюрного творчества, автором которых является «Сибирский Левша» Анатолий Коненко. Каждая его миниатюрная работа — сенсация, начиная от самой идеи до невообразимого для понимания воплощения. Не случайно часть работ этого мастера-волшебника занесена в Книгу рекордов Гиннеса и Книгу рекордов России, а некоторые технологии, разработанные им, переняли российские офтальмологи. Экспонаты Анатолия Коненко представлены в музеях Японии, Китая, Чехословакии, США, Франции, Германии и других стран мира, некоторые экспонаты есть в частных коллекциях и библиотеках. Сегодня возможность познакомиться с творчеством этого многогранного художника микроминиатюриста появилась и у кировчан.

С экспонатами выставки «Чудеса под микроскопом» и выставки живописи Ивана Лубенникова и Наталии Глебовой, открывшихся на днях в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, познакомила Татьяна Квакина, методист отдела информации музея.

Чудеса под микроскопом

- Татьяна Юрьевна, знаю, что выставка Анатолия Коненко «Чудеса под микроскопом» в нашем городе уже во второй раз: 3 года назад автор уже знакомил кировчан со своим творчеством. В чем отличия этой выставки от предыдущей?

- В этот раз Анатолий Коненко привез совершенно новые экспонаты, за исключением одного, самого любимого, - подкованной блохи. Причем если у Николая Лескова, автора «Сказа о Левше», тульские умельцы-оружейники подковали английскую металлическую блоху, то Анатолий Коненко умудрился подковать настоящую. Причем к лапкам блохи он приделал еще крошечные ножницы. Разумеется, рассмотреть ее можно лишь под микроскопом. Наиболее широко талант Анатолия Коненко раскрылся при создании миниатюрных книг. Первая его книга размером 0,9 на 0,9 мм оказалась одной из самых маленьких в мире и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса в 2002 году. Эта книга - рассказ Чехова «Хамелеон»- представлена на нашей выставке. Рассмотреть ее можно только под микроскопом. Но это не самая маленькая книга, созданная им. Книга Данте «Божественная комедия» составляет всего 0,1 на 0,1 мм. Кстати, и она представлена на нашей выставке.

- Каждая книжка Анатолия Коненко уникальна, или он тиражирует свои работы?

- Есть действительно уникальные экземпляры книг, издает Анатолий Коненко и целые серии книг, причем некоторые книги он даже тиражирует, выпуская от 30 до 100 экземпляров. Среди них есть и произведения художественной литературы, и книги, посвященные художникам, и атласы России, которые также представлены на нашей выставке. Причем весь процесс создания книги - от дизайнерского замысла до печати и переплета - Анатолий Коненко воплощает сам.

 

- Расскажите о наиболее интересных экспонатах выставки.

- Каждая работа Анатолия Коненко по-своему интересна. Вот, к примеру, эти миниатюрные валенки, свалянные по особой технологии, разработанной самим автором и сделанные под микроскопом, - самые маленькие в мире. Кстати, эта работа занесена в Книгу рекордов России. Большая часть экспонатов, представленных на выставке, не видна невооруженным глазом: их нужно рассматривать лишь под микроскопом. И тогда взору зрителя открываются удивительные картины: 12 верблюдов, разместившихся в игольном ушке; миниатюрная ракетка для игры в бадминтон из платины и золота; портреты выдающихся личностей и множество других микроминиатюр, выполненных на рисовых и маковых зернышках и семечках яблока.

Анатолий Коненко первым начал использовать в микроминиатюре человеческий волос. Одну из таких надписей — фамилия имя и отчество автора – можно увидеть на выставке. Есть у Анатолия Коненко работы, которые можно рассмотреть без микроскопа, но вооружившись лупой. Причем каждый из этих экспонатов очень необычно обыгрывается автором, дается в сравнении с более крупными объектами. Например, миниатюрное украшение — золотой браслетик на рубине - в сравнении с бабочкой, крохотный контрабас показан в сравнении с кузнечиком, миниатюрная книжка - в сравнении с раковиной и раком. Причем все миниатюры автора выполнены с соблюдением масштаба, уменьшены в тысячи раз, по сравнению со своими реальными аналогами, и не лишены тех же свойств, что и их реальные аналоги. Крохотные музыкальные инструменты, изготовленные Анатолием Коненко, издают звуки, миниатюрный золотой автомат Калашникова приводится в действие, как настоящий. Эйфелева башня размером 3,2 мм — миниатюрный аналог реальной, 320-метровой. С некоторыми экспонатами, которые не представлены на выставке, Анатолий Коненко решил познакомить зрителей в 3D формате. Объемные картинки впечатляют ничуть не меньше реальных работ, увеличенных во множество раз под микроскопом.

Дети будут в восторге от фильма, посвященного еще одному интересному экспонату Анатолия Коненко —самому маленькому в мире аквариуму - для самых крохотных в мире рыбок, взрослые особи которых достигают всего двух миллиметров в длину.

- Сколько времени в среднем уходит у Анатолия Коненко на создание одной своей микроработы?

- Над более простыми работами Анатолий Коненко трудится в среднем около трех месяцев, над более сложными - до нескольких лет. Все осложняется тем, что процессу создания предшествует серьезная подготовительная работа, много времени уходит на изготовление специального оборудования и оптики для воплощения задуманного. Анатолию Коненко приходится изучать множество различных техник. Например, технику хохломской росписи; технику изготовления ювелирных украшений и обработки драгоценных камней и металлов.

Анатолий Коненко - многожанровый автор. Он занимается резьбой, микрографикой, микроскульптурой, микроживописью, осваивает и другие техники декоративно-прикладного искусства. Например, пэчворк (лоскутное шитье). Причем крохотные лоскутки ткани он сшивает при помощи иголки от кактуса. Специально для того, чтобы научиться технике кружевоплетения в стиле фриволите Анатолий Коненко поехал в Германию, а затем изготовил крохотные челноки для создания своих миниатюрных кружевных работ.

- Знаю, что Анатолий Коненко трудится над своими микроминиатюрами не один, ему помогает жена и сын.

- Да, это так. На выставке представлена одна из работ сына Анатолия Коненко Станислава — миниатюрный бренд компании Apple на срезе семечка яблока. Эту миниатюру создатели хотели подарить Стиву Джобсу, но не успели. Саму технологию изготовления микроминиатюр Анатолий Коненко держит в секрете, обучает этому искусству пока только сына, но в дальнейшем планирует издать даже книгу с технологиями изготовления микроминиатюр, но это пока только в проекте. На выставке представлены лишь инструменты и микролезвия, с помощью которых Анатолий Коненко наносит резьбу на свои миниатюрные работы.

Советую всем прийти в выходные и будни на эту выставку. И взрослым, и детям, здесь будет очень интересно. Упускать возможность познакомиться с уникальным творчеством Анатолия Коненко не стоит: она выпадает, возможно, всего раз в жизни. Кроме того, в музее будут продаваться буклеты с качественными фотографиями по этой выставке и аннотациями к ним, а также с небольшим рассказом об авторе этих работ.

- Знаю, что в майские праздники в музее открывается еще одна выставка, только уже художников-живописцев. Расскажите о ней подробнее.

- Это выставка современных московских художников - Ивана Лубенникова и Наталии Глебовой. Иван Леонидович — народный художник России, признанный мастер монументалист и живописец. На счету художника множество крупных монументальных работ. Среди последних — оформление интерьеров станций Московского метрополитена «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар», нового выхода со станции метро «Маяковская», оформление интерьера станции метро «Мадлен» в Париже. Живописные работы этого художника представлены в коллекциях и российских музеев, и за рубежом. Их отличает сочетание авангардизма и чувственной натурной живописи. Среди работ, представленных на выставке - «Поэт и муза», «Провинциалка», «Дом белой купальщицы», «Франческа», «Письмо из Рима», «Четверть луны», «Жизнь продолжается» и другие.

Наталия Глебова — известный монументалист и живописец. Основные ее работы в области монументального искусства: оформление интерьеров Дома моряка в г. Северодвинске, детских садов в Москве и Раменском, частных особняков в Москве и Московской области. Наиболее ясным и сильным выражением ее живописного искусства является пейзаж, в котором природа оказывается главным действующим лицом даже тогда, когда в нее вмешивается человек. Художница погружает и растворяет его в обилии листьев и ветвей, в окружении гор и холмов. Присутствие человека в этих картинах лишь подчеркивает бесконечность мира. Всего на выставке представлено около 80 живописных работ этих художников.

В преддверии открытия выставки нам удалось пообщаться с авторами представленных на ней живописных работ, Иваном Лубенниковым и Наталией Глебовой.

- Иван Леонидович, какие работы Вы привезли в Киров?

- На выставке представлены работы разного времени, поэтому это отчасти небольшая ретроспекция.

- Какие работы Вам особенно дороги, любимы? На какие картины Вам хотелось бы обратить особое внимание кировчан?

- Выделить любимые работы очень сложно, поскольку ими чаще бывают только последние работы. Я не стараюсь искать среди живописи любимые работы, поскольку я в сущности художник, работающий в архитектуре. Обычно большие работы самые тяжелые и трудные, и в то же время престижные и дорогие сердцу. Это касается трех станций метро, оформлением которых я занимался. Поскольку метро — это место публичное и твоя работа постоянно на глазах у огромного числа людей, это греет душу.

Насчет любимых работ сказать очень сложно: они меняются. Нельзя быть постоянно привязанным к чему-то одному. В общем-то за все работы, которые я привез, я отвечаю, тем более, что я привез их в российский провинциальный город, который я очень люблю.

- Знаю, что у Вас ежегодно проходят персональные выставки во Франции, Италии, Голландии. Их зритель отличается от провинциального?

- Довольно трудно сравнивать. Поскольку это, как правило, коммерческие выставки, и туда приходят в основном коллекционеры. Случайных зрителей и просто любителей искусства там гораздо меньше. Я вообще не разделяю публику на европейскую, московскую или провинциальную, поскольку людей, трепетно относящихся к искусству, можно встретить довольно редко, и процент таких людей везде примерно одинаков.

- Что Вас вдохновляет?

- Это серьезно... Когда что. Живописью мне просто приятно заниматься. Где-то что-то увидел, где-то меня что-то поманило или пришло в голову, и хочется это воплотить. Хотя в последнее время я очень экономен в расходовании времени. Стараюсь делать какие-то принципиальные вещи. Мне не особо нравится гнаться за количеством, я даю себе право подумать о живописи для души. Я очень люблю большие заказные вещи, когда у меня кураж, и хочется сделать вещи на весь свет— это тоже вдохновение, приносит удовлетворение.

- Легко ли найти своего зрителя, удивить?

- Удивить сейчас нетрудно. Но одна из главных целей — сделать так, чтобы искусство осталось в сердцах людей. А для того, чтобы удивить других, нужно постоянно удивляться самому.

- Ваше жизненное кредо. Что помогает Вам творить?

- Любить и беречь природу и человека как ее проявление...

- Наталья Васильевна, расскажите о своих работах, представленных на выставке. Что их объединяет?

- Здесь представлены разные серии работ: «Москва», серия о путешествиях (в основном по Святой земле и по библейским местам) и серия «Музыка», поскольку музыкальные мотивы у меня повторяются довольно часто, как, собственно, и пейзаж. Почти во всех работах он сквозит через окна, какие-то небольшие фрагменты.

Через каждую картину мне хотелось донести до зрителя какой-то скрытый философский смысл. Например, картина «Зима» - о жизни и смерти. Глядя на нее, возникает ощущение пограничности существования. Я не знаю, как это объяснить, это надо увидеть и прочувствовать...

Совсем иной характер у многочастной картины «Автопортрет». Квадраты и овалы на холсте и фрагменты в окне — это как калейдоскоп жизни, который составляет окружающий нас мир. Это немного поэтичная, немного прозаичная, немного прекрасная и немного грустная картина. Все это составляет мозаику нашей жизни. У меня есть много картин на библейские темы. Например, «Храм Симеона Столпника на Святой горе». На этой картине - руины храма, а сквозь них — синее-пресинее небо. И вот эта синева неба придает этим руинам совершенно иной смысл и оттенок.

- Ваша художественном мечта?

- Чтобы не оставляла меня любовь к окружающему миру, чтобы я работала, пока могу, а любовь и радость от работы не угасала с годами.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.