Так какой же возраст оптимален для начала обучения чтению детей, сколько времени потребуется на то, чтобы научить ребенка читать, какие методики подходят для наиболее эффективного процесса обучения, как привить любовь к чтению детям дошкольного возраста и мотивировать их на продолжение этого увлекательного путешествия по миру новых книг и знаний? Об этом нам рассказала Елена Антоненко, педагог дополнительного образования студии развития «Дошколёнок».
- Елена Геннадьевна, какой возраст оптимален для начала обучения детей чтению? С чего следует начать обучение?
- Многие родители стремятся обучить ребенка чтению в очень раннем возрасте, в чем нет, на мой взгляд, никакой необходимости. Для начала нужно определить готовность ребенка к чтению. Степень этой готовности очень показательно проявляется при первом посещении детьми нашей студии развития. Если, придя к нам, малыш первым делом тянется к игрушкам, ему хочется играть, а буквы его совершенно не интересуют, значит начинать обучение чтению пока рано. А другие подходят к таблице и кубикам с буквами и спрашивают, что это такое, - значит, самое время начать обучение.
Как показывает практика, у всех детей потребность к чтению возникает в разном возрасте. Есть дети, которые и в 3,5 - 4 года начинают учиться читать, и у них неплохо это получается. А самый благоприятный и оптимальный возраст для обучения детей чтению — 5 - 6 лет, когда они начинают правильно произносить и слышать слова, в результате процесс обучения чтению отнимает значительно меньше времени. Очень важно учитывать и такие психологические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Необходимо, прежде всего, привести в норму их, а затем уже приступать к обучению чтению как к завершающему этапу подготовки детей к школе. Правда, в процессе обучения может возникнуть ряд сложностей, вызванных тем, что у ребенка нарушен фонематический слух, звукопроизношение или восприятие. В результате чего ребенок будет допускать ошибки при произношении букв, хуже их запоминать, путать их написание. Исправить эти моменты можно с помощью специальных игр и упражнений. В некоторых случаях необходимо обращаться за помощью к логопеду, чтобы поставить ребенку звуки, поправить фонематический слух, и только после этого приступать к обучению чтению.
- Знаю, что в Вашей студии развития ведется обучение по методике Николая Зайцева. Почему остановили выбор именно на этой методике, ведь она существенно отличается от традиционного фонетического метода, используемого для преподавания в школах. Не осложнит ли это дальнейшее обучение детей?
- В 1997 году, когда я работала в детском саду воспитателем, в Киров приезжал Николай Бураков — последователь Николая Александровича Зайцева. Мне тогда предложили посетить курсы-семинары по его авторской методике обучения чтению. Я с удовольствием посетила эти курсы, узнала на них много нового и интересного. Методика обучения чтению Зайцева понравилась мне, прежде всего, тем, что процесс обучения проходит в интересной игровой форме — через песенки-попевки, игры, кубики, из которых складываются слова, а результат очень быстро дает положительные результаты. И я решила попробовать эту методику на своей группе — с согласия родителей, естественно. И результаты не заставили себя долго ждать, мои надежды оправдались. По этой методике я обучаю детей чтению около 15 лет.
- В чем особенности этой методики обучения?
- Методика Зайцева предполагает обучение чтению по складам, где склад — это пара из согласной с гласной, из согласной с твердым или мягким знаком или одна буква. Непременным методическим материалом на уроках обучения чтению по этой методике является специальная таблица и кубики к ней, на гранях которых написаны склады. Кубики различаются по цвету, размеру и звуку, который они издают (поэтому эта методика рекомендована, в частности, для слабослышащих детей). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Пользуясь этими складами, ребенок учится составлять слова и читать. Эта методика хороша еще и тем, что предполагает разнообразие видов деятельности на уроке, сочетание обучения с игрой и даже пением.
- Всем ли детям подходит обучение по этой методике?
- К сожалению, эта методика подходит не всем детям. Если, например, ребенок гиперактивен и возбудим, у него рассеянное внимание, то лучше заниматься с ним в индивидуальном порядке. Причем в этом случае используется зачастую не только методика Зайцева, но и ряд упражнений из других методик. Если у ребенка отклонение в звукопроизношении, в этом случае потребуется традиционная логопедическая методика, где каждое занятие посвящено конкретной букве или звуку, то есть предполагает более тщательную методику обучения со звуковым анализом слова.
- Как обычно проходят занятия по обучению чтению в Вашей студии развития?
- Сам автор этой методики - Николай Зайцев - рекомендует заниматься с детьми по 20 минут 4 раза в неделю, но нам пришлось подстроить ее под нашу студию развития. Всем ясно, что на 20 минут привозить на занятие ребенка никто не будет, это не выгодно ни студии, ни родителям. Практика показала, что наиболее оптимальный вариант — заниматься с детьми 3 раза в неделю по 45 минут, то есть в течение академического часа. Поскольку удержать внимание и интерес детей на уроке бывает непросто, мы стараемся чередовать разные виды деятельности на занятиях. Каждый урок начинается с приветствия, затем дети поют песенки-попевки — это своеобразная разминка. Далее мы пишем слова по таблице и играем с кубиками: детям предлагается составить «поезд» из кубиков, а затем его озвучить. Для работы используются также карточки и различные упражнения, а заканчивается занятие подведением итогов. Таким образом, каждое занятие проходит в интересной игровой форме, в движении. Несмотря на то, что ребята к нам приходят после детского сада, они с увлечением занимаются.
- Как формируются учебные группы?
- Возрастной состав в каждой группе может колебаться от 4-х до 7 лет, поскольку возраст для обучения детей чтению не играет большой роли, поскольку, во-первых, способности, у всех детей разные, а во-вторых, каждый может как-то проявить себя на этих занятиях. Одни ребята хорошо поют, другие - отлично складывают слова...
- Мало научить ребенка читать. Главное – привить любовь к чтению. Далеко не все дети любят читать. С чем это связано? Как изменить отношение ребенка к чтению?
- Зачастую это связано, на мой взгляд, с тем, что родители необдуманно выбирают детям книги или тексты для прочтения: слишком сложные, без картинок, напечатанные мелким шрифтом. Глядя на огромный текст со множеством длинных, непонятных или труднопроизносимых слов, у ребенка появляется психологический барьер и пропадает всякий интерес к чтению. И они спешат к педагогам за помощью. Для решения этой задачи мы прежде всего выявляем, на каком этапе чтение остановилось, а затем подбираем индивидуальную программу по устранению этих моментов. Процесс обучения начинается обычно с простых слов и текстов, постепенно добавляются словечки посложнее, более длинные предложения и тексты. В процессе обучения ребенку обязательно задаются вопросы по содержанию текста, чтобы он понимал смысл прочитанного. И постепенно интерес к чтению возрастает, ребенок понимает, что обучение чтению не так сложно. Бывают и такие моменты: дети умеют читать, могут прочитать достаточно сложные тексты, но просто-напросто не хотят читать. В этом случае можно порекомендовать несколько рецептов. Один из способов - записать, как ребенок читает на сотовый телефон, а затем дать ему прослушать эту запись. Если ему самому понравится и все будет понятно, значит все хорошо. А если собственное чтение невольно вызывает у него самого улыбку, он слышит ошибки, значит это повод прочитать текст еще раз и прослушать его снова. В результате нескольких прочтений можно наконец достичь красивого и правильного чтения.
Для девочек можно предложить такой вариант: сесть перед зеркалом, представить себя диктором телевидения или телеведущей и постараться красиво прочитать текст. Чтобы выполнить это задание успешно, необходимо подготовиться: разобрать текст, прочитать его несколько раз, расставив паузы в нужных местах. Затем можно предложить ребенку прочитать текст почти наизусть, лишь иногда заглядывая в книгу. Такие игры многим детям очень помогают и стимулируют к чтению. Можно создавать для детей различные ситуации, мотивирующие к чтению. Например, уходя на работу, оставлять ребенку записки с заданиями, выполнение которых можно поощрять какими-то сюрпризами. Но для выполнения этих заданий ребенку придется самостоятельно прочитать записку. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно заниматься с малышом начиная с самого раннего возраста, заучивая наизусть песенки-потешки и стихи, читая сказки перед сном.
- В какие сроки можно обучить ребенка чтению по методике Зайцева?
- Мы проводим двухмесячный курс обучения. За первый месяц дети узнают все буквы, учатся слогослиянию через песенки-попевки и с помощью кубиков со складами. Затем идет предварительный этап перед чтением - узнавание знакомых слов, когда на протяжении нескольких занятий детям показывают одни и те же слова и картинки-ассоциации, и дети постепенно их запоминают благодаря возможностям зрительной памяти. На втором месяце обучения дети начинают читать элементарные слова из одного-двух слогов, а также слова из 3-х открытых слогов. По окончании курса обучения многие дети уже умеют неплохо читать, правда, каждый - немного на разном уровне. По окончании курса проводится открытое занятие, на котором родителям объясняется, как продолжать обучение чтению дома, какие приобрести для этого книги. А можно помочь ребенку закрепить появившиеся навыки на индивидуальных занятиях.
- Какие советы Вы могли бы дать родителям, желающим помочь ребенку в процессе обучения чтению?
- Прежде всего, необходимо проверить готовность ребенка к обучению чтению. Во-вторых, учить буквы следует обязательно звуками, причем не следует привязывать конкретный звук к какой-то одной картинке, чтобы у детей не возникало однозначных ассоциаций. Лучше использовать для этого несколько ярких, запоминающихся картинок, с которыми будут ассоциироваться слова, начинающиеся на ту или иную букву. Очень вредно использовать в процессе обучения детей чтению различные китайские музыкальные игры, где алфавит поется буквами, а не звуками. В результате неправильного запоминания у детей в дальнейшем возникают сложности при чтении. Торопиться знакомить детей с алфавитом, на мой взгляд, не стоит: они успеют изучить его классе в первом - втором. Чтобы ребенок лучше запомнил буквы и не путал их с другими, схожими по написанию, можно предложить ему как-то поработать с ними: раскрасить, заштриховать или вылепить из пластилина, чтобы каждую букву ребенок как бы пропустил через себя и уже не путал с другими. Некоторые мамы делают для детей мягкие, шершавые или пушистые буквы, чтобы с помощью тактильных ощущений дети лучше запоминали эти буквы. На своих занятиях я использую также некоторые слова- подсказки, которые помогают детям вспомнить и назвать ту или иную букву. А еще я бы рекомендовала родителям чаще играть со своими детьми в такую несложную игру, как придумывание слов, начинающихся на определенный звук, которой можно посвящать любую свободную минуту. Это упражнение развивает фонематический слух, обогащает словарный запас и расширяет кругозор ребенка, особенно если в этой игре принимают активное участие сами взрослые. Хочется рекомендовать родителям всерьез подходить к выбору литературы и мультфильмов для своих детей, отдавая предпочтение отечественным авторам: все-таки это наши истоки, которые несут добро и отражают наш менталитет.