- Сергей Александрович, насколько востребована сейчас профессия пиарщика?
- Любая компания, конечно, может работать без PR-службы. По крайней мере, какое-то время. Ведь может же, например, человек какое-то время обходиться без воздуха. Но потом начнется «кислородное голодание» во всех смыслах этого слова. Так что PR любой компании необходим - точно так же, как воздух нужен живому человеку, чтобы жить.
- Можете ли Вы сказать, что работа PR-специалистом — Ваше призвание, мечта, воплотившаяся в жизнь? Как Вы шли к успеху, к профессиональному мастерству?
- Наверно, правильнее будет сказать, что моя работа – это часть моей жизни, очень важный ее приоритет. Это возможность творчески реализовать себя, возможность личностного и профессионального развития, причем развития ежедневного, ежечасного даже, причем в самых разных направлениях. Нынешнее свое состояние в профессиональном развитии и становлении я не определял бы как конечное достижение результата, когда двигаться уже некуда и незачем. Когда вершина достигнута, то один ее покоритель может почивать на лаврах и никуда уже не стремиться, а другой - стремиться покорять всё новые и новые вершины. И на моем пути еще много непокоренных вершин...
- Ваше самое главное профессиональное достижение, которым могли бы гордиться?
- Самое главное достижение, видимо, еще впереди. А гордиться, наверное, можно и каждым прожитым на работе днем, потому что каждый день приносит свой, необходимый, важный и нужный результат, на который нацеливаешься. И ты не уходишь с работы, пока не достигнешь планки, которую сам себе задал. Из таких дней-«итогов», как правило, всегда складывается большой результат, большой успех, который не может не радовать.
- Расскажите о радостях и трудностях Вашей профессии. Что является залогом успеха на Вашем профессиональном поприще? В чем секрет успеха?
- В моем понимании успех – это вечное стремление двигаться вперед и ввысь, никогда не останавливаться на достигнутом и никогда не успокаиваться. Рецепт успеха – в постоянном желании жить и развиваться. В умении радоваться победам и извлекать уроки из ситуаций, в которых ты, хотя сегодня и не оказался победителем, но, наученный собственным опытом, непременно окажешься завтра.
- Знаю, что сейчас Вы преподаете журналистику. Какие главные уроки должны, на Ваш взгляд, освоить будущие журналисты? Главные критерии, необходимые для того, чтобы молодые люди состоялись в профессии? Каким должен быть настоящий журналист, профессионал своего дела?
- Да, действительно, уже 11 лет я преподаю журналистику в вузах, это такая моя работа-хобби, выросшая из собственной многолетней практической работы в журналистике. Плюс за последние 6 лет к преподаванию журналистики добавилось еще и преподавание по специальностям пиар и реклама, и в части опыта здесь, наверное, тоже есть чем поделится с молодыми коллегами. Я иногда сам удивляюсь, каким образом у меня получается совмещать это свое «хобби» с основной работой, на это уходят все свободные вечера, все субботы и воскресенья. Причем у меня была пару лет практика работы сразу в четырех вузах по разным профильным дисциплинам. И на удивление, удавалось все успевать, потому что был стимул – научить всему тому, что знаешь сам, передать свой опыт, знания тем, кто только начинает свой профессиональный путь. И, к слову, есть многие ученики, которыми я очень горжусь: они не потерялись ни в жизни, ни в профессии, нашли себя и свой путь.
- По мнению некоторых специалистов по связям с общественностью, современные журналисты часто бывают ленивы и не всегда профессиональны. Вы согласны с этим утверждением? Если да, то как можно изменить ситуацию и более эффективно строить коммуникации между пиарщиками и журналистами?
- Наверное, не вполне соглашусь с этим утверждением. Да, есть ленивые и непрофессиональные журналисты, но таких лентяев и непрофессионалов здесь ничуть не больше, чем в любой другой профессии. По этому случаю хочется в первую очередь пожелать студентам-журналистам собирать и накапливать в себе жизненный и профессиональный опыт, который очень пригодится. Советую учиться у профессионалов, учиться не только профессии, но и постижению жизни. И еще – накапливая чужой опыт, все же не искать проторенных дорог, искать свой путь. Пожелаю еще пытливости ума, чуткости сердца, нечерствости души, чтобы видеть, знать и понимать людей, которые тебя окружают, жить их бедами, надеждами, ожиданиями. Ведь задача журналиста – в служении людям и обществу, они должны нести людям правду, а не прогибаться под конъюнктуру, быть честными и отрытыми, не бояться трудностей профессии. А по поводу эффективных коммуникаций между пиарщиками и журналистами, могу высказать следующее пожелание: давайте взаимно уважать друг друга, знать и понимать интересы друг друга. У журналистов и пиарщиков они, конечно же, в чем-то отличаются, но многое нас объединяет. И в этом общении пиара и СМИ как раз, на мой взгляд, уместен тот слоган, который однажды родился у нас на заседании пресс-клуба ВТПП: «Нам нечего делить, но есть чем поделится». К чему я всех и призываю…
- Как вы оцениваете профессиональный уровень своих коллег?
- Что касается уровня профессионализма своих коллег – пресс-служб, то я оцениваю его очень высоко. Мы регулярно общаемся, встречаемся «по долгу службы» и «по зову сердца». Это общение всегда является для меня в определенной степени праздником, получаешь заряд новых эмоций, впечатлений. Когда ко мне обращаются за помощью, советом – всегда рад помочь, подсказать. И искренне радуясь достижениям коллег, их успехам, удачам. Вместе – мы сила!