Привычки из детства: Ирина Халдеева: «Привычки являются основой нашего характера и даже наших убеждений»

Иногда можно позволить себе маленькую шалость, но надо думать о последствиях, как бы эта шалость не переросла в закономерность.

Афоризм неизвестного автора

Давно известный факт, что все наши привычки, причем и вредные, и совсем безобидные, родом из детства. Даже такая вредная привычка как курение, по мнению исследователей, закладывается тогда, когда подростки или взрослые еще пешком под стол ходили.

Откуда берутся привычки? Как они формируются и закрепляются? Как привить ребенку полезные привычки и предотвратить формирование вредных? Ответы на эти вопросы дала Ирина Халдеева, семейный психолог семейного клуба «Мир движения».

- Что такое привычки? Какими они бывают?

- Привычка — это какое-то повторяющееся действие, которое мы не осознаем, то есть действие на бессознательном уровне. Привычки являются основой нашего характера и даже наших убеждений. Не секрет, что привычки бывают разные: полезные и вредные. Различают также гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотными и опрятными, рано вставать, привычка следить, чтобы предметы домашнего обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, - приветствия, добрые пожелания, комплименты, вежливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность.

Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воспитания могут формироваться и отрицательные, вредные привычки: грубость, употребление вульгарных выражений, сквернословие, привычка употреблять слова-паразиты, лень, курение, привычка грызть ногти, привычка капризничать, упрямиться, опаздывать и так далее.

- Ирина Владимировна, когда и как формируются привычки, откуда они берут свои истоки?

- Наши привычки закладываются с детства, примерно до трех лет. Если даже ребенок пока не говорит и взрослым кажется, что ребенок ничего не понимает, на самом деле он понимает гораздо больше, чем думают взрослые, и как губка впитывает все, что видит, слышит и ощущает вокруг.

Откуда берутся привычки? Во-первых, ребенок наблюдает за окружающим миром и поведением взрослых, особенно самых значимых в его жизни людей — мамы и папы. Разумеется, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами оказывают влияние на формирование привычек. Ребенок замечает, как ведут себя в тех или иных ситуациях взрослые, и это откладывает отпечаток уже на его привычки, где-то в подсознании закладываются стереотипы поведения в тех или иных ситуациях, а повзрослев, ребенок как бы проецирует их на реальные ситуации, повторяет поведение своих родителей, даже не осознавая этого.

Любая привычка имеет три фазы формирования: наблюдение, копирование ребенком поведения взрослых, закрепление привычки.

- Как избежать появления вредных привычек у детей? На что следует обратить внимание родителям?

- Здесь очень важен воспитательный момент: когда родители видят, что ребенок начинает что-то из раза в раз повторять, они должны обратить внимание, и в случае необходимости принять соответствующие меры. Так, если они видят, что у ребенка формируется положительная привычка, нужно подкрепить ее похвалой, но она должна быть обоснована. Любая похвала должна быть за что-то, с объяснением того, за что вы хвалите ребенка. Например, за то, что он сделал что-то своими руками, когда он помог маме, сделал что-то правильно и так далее...

Так как у большинства людей ведущими каналами восприятия информации являются зрение, слух, осязание, то и похвала должна распространяться на все три канала восприятия, в этом случае привычка закрепляется, можно сказать, моментально. Например, когда мы хвалим ребенка, мы улыбаемся — ребенок видит наши эмоции, воспринимает на слух интонацию, с которой эта фраза была произнесена, а когда мы гладим ребенка по руке во время похвалы, он получает еще и тактильные ощущения, в этом случае положительное подкрепление будет действенно втройне.

Такой же принцип действий, если мы хотим объяснить ребенку, что так делать нельзя: демонстрируем эмоцию недовольства (хмурим брови), строгие интонации в голосе ("так делать нельзя!", "это плохо!"), можем взять ладошку малыша и слегка сжать ее в своей ладони (если, например, ребенок стукнул другого ребенка, отобрал игрушку, что-то бросил и т.д.) Если мы замечаем, что какое-то поведение ребенка нежелательно, нужно обязательно, помимо порицания его за это, объяснить малышу, почему те или иные вещи делать нельзя. Но мало того, что мы порицаем детей за отрицательные привычки и высказываем свое недовольство, самое главное в этот момент то, чтобы родители на собственном примере показывали, как малышу себя вести. Например, если они говорят ребенку, что ругаться нехорошо, а сами общаются между собой на повышенных тонах, используют грубые слова, ругательства, у него возникает ситуация непонимания. В данном случае воспитательный момент сходит на нет, и родители еще больше закрепляют у ребенка эту нежелательную привычку.

- Если у ребенка уже сформировалась вредная привычка, что Вы посоветуете в этом случае родителям?

- В данном случае к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Но есть несколько действенных способов избавления от тех или иных вредных привычек. Например, если ребенок долго не может отучиться сосать соску, следует предложить ему в качестве альтернативы что-то другое, например, какие-то фрукты или овощи. Еще одна отрицательная детская привычка — когда ребенок сует пальцы в рот. Избавить от нее поможет варежка из натуральной шерсти: когда ваш малыш снова потянет в рот руку, он испытает неприятные ощущения, и в скором времени избавится от своей вредной привычки.

Если ребенок капризничает в людном месте, ругать его и призывать вести себя хорошо, наверное, бесполезно. Лучший способ отвлечения от этого — переключить его внимание на что-то другое, увлечь чем-нибудь интересным. Можно обыграть какие-то действия, связанные с положительными или отрицательными привычками, с помощью игрушек. Например, поиграть, как зайчик (или любая другая любимая игрушка) умывается, моет руки, садится на горшок, играет, убирает за собой игрушки, складывает аккуратно одежду и т.д. если ребенок обижает других ребяток, дерется, то можно поиграть как один слоненок (или любой другой персонаж) обижал других зверяток и они с ним не хотели дружить, не пригласили его в гости и т.д. Когда действие переносится на игрушки, дети обычно быстро соображают, и переносят ситуацию на себя и окружающих.

- Несколько слов о Вашем клубе. Какова роль воспитателей в формировании детских привычек?

- Наш клуб ориентирован на дошкольное воспитание. У нас есть детский сад, который посещают дети от полутора до трех лет. Это самый активный и важный период формирования как положительных, так и отрицательных привычек. И задача педагогов - обращать внимание на то, как ведут себя дети. Если они заметят отрицательные формы поведения, то стараются объяснить, что и почему ребята делают не так, и донести эту информацию не только до детей, но и до родителей, чтобы не свести на нет воспитательный момент. На самом деле гораздо проще пресечь привычку на стадии формирования, нежели в дальнейшем от нее избавляться, что значительно труднее.

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.