Аукцион – одна из форм проведения торгов; публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, проводимая по заранее установленным правилам.
Общим принципом аукционов является принцип состязательности между его участниками – покупателями. Аукцион является конкурентным видом продажи, где право купить выставленный на аукцион товар приобретает тот участник аукциона, который предложил за товар наиболее высокую цену. Этот участник называется победителем аукциона. Для проведения аукциона и признания его состоявшимся необходимо, как правило, не менее двух участников. В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Это исключает возможность замены им партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства: внешний вид, качество, вкус и т. д.
Имущество или товар, который выставляется на аукцион, называется лотом. В состав лота может входить как одна единица имущества – квартира, картина, телевизор, автомобиль, мобильный телефон, или завод, так и группа объектов - партия кофе, несколько десятков мобильных телефонов, рыба, пушнина и так далее. На аукционах нередко продаются товары, обладающие уникальными свойствами: произведения искусства, исторические раритеты, коллекционные объекты, антиквариат, а также различные финансовые активы: акции, облигации и др.
Каждый лот обладает индивидуальными свойствами, особенностями, свою начальную (стартовую) цену. Именно с нее начинается торг на аукционе. Стартовая цена устанавливается либо по желанию продавца, либо вычисляется специалистами на основе разработанных и утвержденных методик.
Способ определения начальной цены зависит от того, в чьей собственности находится имущество. Если имущество государственное, коммунальное (муниципальное) или продается принудительно (изъято у собственника налоговыми органами или исполнительной службой), порядок определения его стартовой цены закреплен на законодательном или нормативном уровне. Если имущество частное, то владелец сам может определить минимальную цену, которую он планирует получить за свое имущество. Именно эта цена и будет в данном случае стартовой. Разумный владелец соотносит свое желание и рыночные цены на тот товар, который выставляет на аукцион. Завышенные стартовые цены не вызывают у потенциальных покупателей желания принять участие в аукционе и купить товар. Однако в ходе аукционных торгов цена на выставленный на продажу лот может возрасти многократно, и даже превысить рыночную.
По своей организационной форме аукционы бывают:
- стандартные (британские), где цена только поднимается вверх и
- голландские аукционы, на которых цена может, снижается до определенного уровня.
Повышение или понижение цены осуществляется постепенно, на шаг аукциона.
Шаг – минимальная надбавка или скидка цены. Шаг может быть регламентирован законодательством, например при и продаже госимущества или определятся лицитатором.
Лицитатор (аукционист) - это специалист, который проводит аукцион. Лицитатор обязан знать законодательные акты, регламентирующие проведение аукциона и в совершенстве владеть техникой проведения аукционных торгов. Рабочим инструментом лицитатора является молоток, с помощью которого происходит фиксирование момента окончательного определения победителя аукциона.
По цели проведения аукционы бывают:
- обыкновенными;
- благотворительными – собственник безвозмездно передает имущество для продажи на аукционе.;
- презентационными – для продвижения товара на рынок.
По виду проведения:
Обычные – когда участник подтверждает названую лицитатором цену поднятием карточки с номером.
Негласные – участник подает незаметный, понятный только лицитатору знак.
Темные – предложения от участников подаются одновременно, например, в закрытом конверте.
Аукционы можно разделить по видам инициатив:
- принудительные (реализация конфискованного по тем или иным правовым основаниям имущество);
- добровольные аукционы (проводятся по инициативе самого продавца).
Выделяют следующие типы аукционов по составу участников:
Открытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники видят ставки всех своих оппонентов. Классический пример — английский открытый аукцион. Закрытый аукцион — аукцион, во время прохождения которого участники не видят ставки своих оппонентов и не могут изменять свои ставки. Заявки подаются в закрытом виде (в конвертах) — каждый участник напрямую, не разглашая публично, сообщает аукционисту размер своей ставки. Примером могут служить приватизационные аукционы в России.
Аукцион первой цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой и именно эта цена подлежит уплате. Обычно закрытые аукционы являются аукционами первой цены.
Аукцион второй цены — закрытый аукцион, при котором победителем является участник с самой высокой ценой, но уплатить он должен «вторую цену», то есть цену своего ближайшего конкурента. На сегодня широко не применяется.
Двойной аукцион — обобщенная форма аукциона, обозначающая ситуацию, когда в нем участвует более одного продавца и более одного покупателя, одновременно сообщающих свои ставки аукционисту, который затем определяет равновесную цену, по которой совершаются сделки между продавцами и покупателями, ставки которых были не хуже этой цены.
Английский аукцион — самый распространенный вид аукциона, который предусматривает, что покупатели предлагают за товар пошагово возрастающую цену, пока не останется один аукционер — победитель. Также его называют повышательный аукцион.
Голландский аукцион — аукцион, на котором торг начинается с очень высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный купить по объявленной цене. Обычно эта разновидность обратного оптового аукциона применяется при необходимости продажи нескольких единиц товара по цене покупателя. Голландский аукцион чаще всего используется для продажи ценных бумаг, цветов и товаров, бывших в употреблении, продажах объектов незавершенного строительства, выдаче лицензий.
Все большую популярность сегодня обретают электронные торги (Интернет-аукцион, он же «онлайновый аукцион») – открытые аукционы в электронной форме на право заключать контракты, проводимые в Интернете. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся не на основе личного участия в них покупателей, а дистанционно. В них можно участвовать, находясь в любой точке земного шара и делая ставки через интернет-сайт аукциона или специальную компьютерную программу. Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идёт до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже — наличными, например — при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте практически в любую страну мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее.
Интернет-аукционы являются составной частью электронной коммерции. Самый крупный и прибыльный электронный аукцион на сегодня – американский онлайновый eBay, на котором можно приобрести в буквальном смысле всё – от самолетов и подводных лодок до автографов кинозвезд.
Справка
Порядку проведения торгов посвящены статьи 447-449 Гражданского Кодекса РФ. Данные статьи регулируют порядок проведения торгов в Российской Федерации, при этом для различных предметов торга (видов имущества, работ, услуг) могут быть приняты отдельные нормативные акты, в рамках, не противоречащих установленным ГК РФ общим правилам.
С правилами участия в электронных торгах можно познакомиться, изучив законодательную базу – Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Photo by Tingey Injury Law Firm on Unsplash