Подготовка к школе с «Монтессори»: Екатерина Черепанова: "Если дошкольник имеет определённую базу знаний, в школе он попадает в ситуацию успеха"

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни малыша: впереди новая жизнь, новые друзья, новые обязанности и требования, подчас очень серьезные испытания. Как помочь ему адаптироваться к новым условиям, пробудить интерес к обучению, помочь стать успешным, а значит счастливым? Во многом эта задача возлагается на плечи родителей и воспитателей детского сада, но, увы, не все справляются с нею должным образом. В Центре развития ребенка «Монтессори» знают секреты системного подхода к подготовке детей к школе, здесь дают не только базу знаний, необходимую будущим первоклассникам, но и учат детей мыслить, самостоятельно находить выход из затруднительных ситуаций, быть коммуникабельными, эрудированными, готовят не только к школе, но и к жизни.

Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.

Об уроках-монтессори, приготовительной группе для дошколят, главных правилах успешной подготовки детей к школе рассказала Екатерина Черепанова, педагог Центра развития ребенка «Монтессори».

О детском саде «Монтессори» мне доводилось слышать многое: что не похож он на другие детские сады, что ребятишки там особенные, что дети из других детских садов и даже школ бывают там в гостях… И вот, наконец, довелось побывать там самой. Что садик этот необычен, поняла, еще не заходя в него: при входе – красивые, ухоженные газоны и цветники – такое мало где увидишь. Захожу внутрь, и удивляюсь еще больше: изящные арочные проемы, со вкусом оформленные классы, уютный актовый зал, множество красивых, радующих глаз предметов интерьера и деталей.

- Какая необычная у вас здесь обстановка... Очень уютно и красиво… Чем еще «Монтессори» не похож на другие детские сады?

- Эстетическое окружение – первое, на что мы обращаем внимание. Дети, окруженные красивыми вещами, получают азы эстетического воспитания. Большое внимание здесь уделяется здоровью детей, и для этого создаются все условия. В «Монтессори» есть бассейн, где ребятишки учатся плавать, и термо-комната – для закаливания детского организма. После занятий в бассейне и термо-комнате, дети пьют фито-чай — для оздоровления. Помимо уроков-монтессори здесь проводятся уроки физкультуры для детей. Наши ребята и бегают, и ходят на лыжах — то есть готовятся к школе физически. Наши ребятишки очень творческие: одни хорошо рисуют, другие выполняют интересные поделки, дети постарше устраивают для малышей ежегодные спектакли; здесь с малышами занимаются музыкой и рукоделием, как и в других детских садах, но педагоги стараются найти во всем более творческий подход.

В приготовительной группе у нас есть лаборатория, в которой маленькие изобретатели могут проводить различные опыты. Эти занятия способствуют развитию пытливого ума малышей. Мозг человека развивается именно тогда, когда он занят размышлениями, решением задач, осмыслением чего-либо. Именно тогда человек умнеет. У нас есть всё необходимое для того, чтобы ребенок мог удовлетворить потребности своего пытливого ума.

Наши ребята начинают рано изучать английский язык. Все знают, что чем раньше начать изучение иностранных языков, тем лучше будешь его знать, хотя многие логопеды против этого, считая, что прежде всего нужно правильно поставить у детей русские звуки. Но если ребенка параллельно обучать и русским, и английским звукам, буквам и словам, он успешно освоит и тот и другой язык. Во многом этой цели служит ежедневная артикуляционная гимнастика и занятия по развитию фонематического слуха, которые мы проводим с детьми.

Все группы в нашем детском саду разновозрастные. Это один из принципов системы Монтессори. Таким образом в этих группах создаётся своеобразная модель общества: младшие тянутся за старшими, старшие учатся ухаживать за младшими.

- Насколько знаю, необычно и само построение уроков. Расскажите, что такое урок-монтессори, как он обычно проходит?

- Самое первое занятие начинается с «круга общения»: приветствия, знакомства друг с другом, обмена впечатлениями прошедшего дня (выходных). Если занятие приходится на какую-то календарную дату, педагог сообщает об этом, рассказывает историю праздника. После «круга-приветствия» ребята идут в класс, и первые минуты пребывают в раздумье о том, чем они хотят заняться на уроке, что их сегодня интересует, к чему тянется душа. На эти раздумья и поиски уходит около получаса. Некоторые дети перебирают множество материала, прежде чем выбрать то, что их действительно заинтересовало. После самоопределения начинается процесс погружения в работу, когда ребенок находит себе занятие, которое ему действительно на сегодня интересно, и начинает работать с материалом.

Справка

Материалом на уроке-монтессори являются не традиционные детские игрушки: куклы, машинки, плюшевые зверушки, а совсем, на первый взгляд, простые, даже бытовые вещицы: стеклянные сосуды со всевозможными крупами и жидкостями, платочки, коробочки, щеточки, замочки, ключики, а также всевозможные таблички: цветовые, шершавые, весовые, тепловые; карточки для счета и развития речи. Особое место отводится в системе Монтессори так называемому «золотому материалу» – системе «золотых» бусин, объединенных в десятки, сотни и тысячи, с помощью которого дети учатся считать.

Данная система, разработанная итальянским учителем-психологом Марией Монтессори, направлена на саморазвитие ребенка, отработку знаний и их совершенствование. Педагог не вмешивается в работу детей, а является как бы сторонним наблюдателем, который следит за процессом со стороны и предлагает детям знакомство с чем-то новым и интересным, причем чаще – по просьбе детей. Задача педагога – уловить сензитивные периоды у каждого ребенка – периоды наибольшей восприимчивости к чему-либо. И чем раньше эти предпочтения и интересы детей будут выявлены взрослыми, тем больше шансов у детей на полноценное развитие, своевременное получение необходимой базы навыков и знаний.

Система Марии Монтессори предполагает свободу выбора: материала, места для занятий (индивидуальный столик или коврик), партнера (старшие ребята обучают младших), времени работы с материалом. Но свобода на уроках-монтессори не безгранична: она заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому даже трехлетние малыши отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, прибрать свое рабочее место, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.

- Урок-монтессори существенно отличается от традиционного урока в школе. Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым современной школой?

- С этой целью при нашем Центре развития создана приготовительная группа для детей, готовящихся к поступлению в школу. Большой плюс ее в том, что дети, посещающие ее, остаются в стенах родного детского сада, в знакомой атмосфере, но в то же время учатся адаптироваться в новом коллективе, знакомятся с новыми ребятами, то есть процесс перехода от детского сада к школе получается плавным. Причем первые два месяца ребята из приготовительной группы ходят в гости к своим старым знакомым по младшей группе, общаются с ними. В этом плане им намного комфортнее в детском саду. В приготовительной группе дети получают первые знания о школе: что такое урок в традиционном понимании, как правильно вести себя на нем. В принципе, ребята из приготовительной группы уже знают, что такое урок-монтессори: он длится полтора часа и предполагает свободную работу. Урок в приготовительной группе очень похож на традиционный урок в школе: он предполагает работу за партой, со школьной доской, с поднятием руки, только длится он полчаса. Наша задача перестроить ребят к новой форме работы.

- Какие учебные пособия вы используете на занятиях в приготовительной группе?

- На уроках в приготовительной группе воспитатели используют методику Людмилы Петерсон.

Справка

Людмила Петерсон - доктор педагогических наук, директор Центра СДП "Школа 2000...", профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат Премии Президента в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, руководитель проекта "Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода". Людмила Георгиевна - автор концепции и учебников по математике для дошкольников, начальной и основной школы, в частности, программ по математике "Ступеньки" и "Учусь учиться", пособия по которым вышли в издательстве "Ювента". Для педагогов составила сценарии уроков к учебникам по математике. Лауреат премии Президента РФ в области образования.

Используя при работе математические тетради Людмилы Петерсон для дошкольников, мы учим детей рассуждать логически. Методика Петерсон предполагает ступенчатое освоение материала: при выполнении задания одного уровня ребенок может плавно перейти к другой, более сложной задаче. Поскольку именно эту программу многие школы взяли за основу при изучении математики в начальной школе, детям, прошедшим обучение в приготовительной группе, будет значительно проще освоить курс математики в начальной школе.

Для занятий по русскому языку я использую тетради, разработанные нашими кировскими педагогами и логопедами. Эти программы позволяют не просто изучить буквы, но и предполагают обучение чтению. Суть ее - в создании системного подхода по подготовке к школе, плюс логопедическая работа, развитие фонематического слуха, грамматического строя речи. А вообще ребята, занимающиеся по программе Монтессори, уже с 4-х лет начинают читать. К 6 годам многие уже осознанно читают, причем большинство детей - достаточно бегло.

- Дети, занимающиеся в приготовительной группе, уже имеют определенную базу знаний и уровень подготовки? На что делается акцент? Главная цель занятий в этой группе?

- Большинство ребят - да. Дети, не имеющие проблем со здоровьем, в принципе, уже в 5 лет готовы идти в школу. Главное, что им необходимо, - моральная подготовка к школе. Задача педагогов Монтессори — показать, что в школе есть определенные правила: умение слушать, уметь вовремя поднять руку, умение ограничивать в какой-то степени свой выбор, свои потребности. Большое внимание мы уделяем на уроках дисциплине. Поэтому в «Монтессори» есть определенные правила: мы работаем тихо и спокойно, материалы кладем на свои места. Детям эти правила уже хорошо знакомы ранее, а в приготовительной группе они несколько меняются. Если раньше ребятам предоставлялась большая свобода выбора и они могли в любое время встать из-за стола и выбрать другое дело, которое им интересно, то сейчас они занимаются тем делом, которое им предлагают воспитатели. То есть они в какой-то степени учатся подчиняться взрослым, начинают соблюдать своеобразный «табель о рангах».

- При подготовке детей к школе важно не переусердствовать. Как не отбить интерес ребенка к школе?

- Некоторые родители считают: если дети всё будут знать, в школе им будет не интересно. Но это заблуждение. Во-первых, интерес будет в новом общении — в новом коллективе, с новым педагогом. Обучение будет по новым учебникам и тетрадям, а знания будут подаваться в новой форме. Если ребенок не подготовлен к школе должным образом, ему придется нелегко: возникнут трудности с усвоением школьных правил, учебный материал будет казаться очень сложным. Такому ребенку будет очень тяжело даже психологически: если он не будет успевать за темпом освоения новых знаний, он будет чувствовать, что неуспешен в школе, пребывать в стрессовой ситуации. А когда ребенок имеет определенную базу знаний, в школе он просто облачает их в новую форму и попадает в ситуацию успеха.

- Можно ли спрогнозировать, насколько успешен будет ребенок в школе? В каждом ли малыше можно развить природные задатки?

- Был у меня в группе мальчик, у которого не было особенных природных задатков. Когда он ходил в младшую группу «Монтессори», он даже отставал от своих сверстников. Когда многие ребята уже читали и считали, работали со сложным «золотым» материалом, он к 4-м годам умел только открывать и закрывать бутылочки — осваивал материал, рассчитанный на сензитивный период более раннего возраста - от 2-х до 3-х лет. Но в результате к шести годам он все равно освоил то, что было нужно. И когда он пришел в приготовительную группу, он, в принципе, уже не отставал от остальных ребят. А когда пришел в школу, стал достаточно успешно обучаться. Способности многих детей раскрываются еще в садике, а в школе их таланты распускаются, как бутон. Одни успешно изучают иностранные языки, другие занимаются музыкой, в третьих открываются математические способности… Большинство наших выпускников – звездочки, лидеры, которые успешно учатся в школе, талантливы в разных областях знаний.

Интересно, что...

С помощью материалов, разработанных Марией Монтессори, даже умственно отсталые дети обучались чтению, счёту и письму раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

- С какого возраста ребенка можно начинать готовить к школе? Какие советы вы могли бы дать родителям?

- Некоторые считают, малыши сами всему должны научиться, с ними не нужно заниматься специально. Однако уже доказано, что ребенок в возрасте от 3 до 6 лет впитывает, как губка, всю информацию, которая даёт ему толчок на будущее. Чем раньше ребенок начнёт развиваться именно интеллектуально параллельно с вовремя начатым сенсорным, математическим и речевым развитием, тем успешнее он будет обучаться в школе. Но развитие детей дошкольного возраста должно быть именно в свободной форме. Ни в коем случае нельзя садить за парту 4-летних малышей. Некоторые считают, что раннее развитие заключается в том, чтобы привести четырехлетнего ребенка в школу развития вместе с 6-летними детьми, и он будет развиваться. Отнюдь нет: это заблуждение! Четырехлетнему ребенку очень сложно усидеть долго за какой-то работой (занятием). Это возможно лишь тогда, когда она ему интересна. В противном случае он просто не будет ею заниматься. Поэтому если привести ребенка в школу развития в 4 года и усадить за парту, он все равно ничего не усвоит. В лучшем случае он очень рано приучится к дисциплине, но творческого и интеллектуального развития не произойдет. Гораздо больше знаний освоит малыш при свободной работе, в игровой форме, к тому же он сможет заниматься гораздо дольше: вместо 30 минут статичного занятия - полтора часа, если занятие будет проходить в активной игровой форме, с чередованием различных видов деятельности. При этом он не почувствует усталости, поскольку будет увлечен процессом. Для него урок не будет работой, для него это будет игра. А начиная с 6 лет детей следует настраивать на другую форму работы, где необходима усидчивость. Как раз в этом возрасте следует более осознанно и внимательно подойти к вопросу подготовки ребенка к школе. Всему должно быть свое время!

Похожие материалы по теме

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин — об эмпатии, детских травмах и нейродегенерации

Всегда ли в проблемах поведения ребёнка имеет смысл винить родителей? Почему одни люди более чувствительны к событиям? Подробности — в интервью с российским нейрофизиологом и доктором биологических наук.

Астроном Владимир Сурдин — о конце света, встрече со Стивеном Хокингом и хороших фильмах

С какими астрономическими мифами и стереотипами ему приходится сталкиваться? Вырос ли интерес к астрономии в последние годы? Об этом и не только — рассказываем в нашем интервью.