Что такое арт-хаус, или авторское кино, чем оно интересно, насколько востребовано кировским зрителем рассказал Денис Ивонин, менеджер по кинопрокату кинотеатра «Смена», и поделился планами и сюрпризами, которые готовятся для кировчан-киноманов.
- Денис, что такое «интеллектуальное кино»?
- На самом деле это довольно абстрактное понятие и, на мой взгляд, не очень корректное определение само по себе. Есть такое снобистское мнение, которое прозвучало в одном американском фильме: чем фильм скучнее, тем зритель чувствует себя умнее. Однако даже самая простая житейская тема может быть так подана в фильме, что все будет просто и понятно, но в то же самое время заставит о многом задуматься. Взять, например, фильмы Эмира Кустурицы. Пусть у него и не интеллектуальное кино, но оно настолько настоящее! Что видишь на экране, то и чувствуешь, и все понимаешь. Именно такое кино, которое заставляет мыслить и чувствовать, я бы назвал настоящим. Его фильмы - шедевры, событие в мире кинематографа. Говоря об интеллектуальном кино, следует затронуть такие понятия, как фильмы формата арт-хаус и фестивальное кино. Оно представлено в иразных жанрах, пробуждает чувства, заставляет думать, вызывает бурю эмоций. Эти фильмы рассчитаны не на массового зрителя, это кино не для развлечений. Именно с такими фильмами мы стараемся знакомить кировского зрителя наряду с показом блокбастеров, проводим фестивали авторского некоммерческого кино.
- Как давно вы занимаетесь прокатом таких фильмов?
- Около 5 лет. На сегодня наш кинотеатр пока единственный в городе, который показывает такое кино. Примерно раз - два в месяц мы стараемся реализовать какой-то интересный проект. Правда, пока нам не удается развернуть широкую работу в этом направлении.
- С чем это связано? Почему арт-хаус остается за рамками кинопроката?
- Такова общероссийская тенденция. В России с интеллектуальным кино дела обстоят достаточно сложно по причине того, что новые ленты нередко остаются за пределами нашей страны. Фестивальное кино не закупается в России, не дублируется, на него просто-напросто нет прав для публичного проката. Поэтому такие фильмы, несмотря на их пропаганду в Интернете, не доходит до широкого экрана вообще. Рынок кинопроката насыщен в основном массовым кино. В то же время грамотная работа с интеллектуальными лентами стала собирать не меньше зрителей. Об этом можно говорить, судя по нашему эмпирическому опыту проведения фестивалей короткометражек «Кино без границ». То, что на них собирались полные залы, говорит о том, что интерес зрителей к таким фильмам есть.
- Что в ближайших планах кинотеатра? Какие сюрпризы ожидают кировских зрителей?
- Сейчас у нас проходит эксклюзивный хоррор-фестиваль фильмов ужасов «После заката», рассчитанный на молодежную аудиторию, в которой фильмы ужасов сегодня, как ни странно, пользуются живым интересом. Эти ленты почти не выходили в широкий прокат, их можно было найти только в экранном качестве в Интернете. Аналогичные фестивали очень популярны в Америке, где они проходят ежегодно. Для Кирова такой фестиваль – своеобразный эксперимент, проводимый совместно с нашими партнерами, компанией Top Films, которая привезла этот фестиваль в Россию. В августе мы планируем продолжение фестиваля короткометражных фильмов под названием Magic Paris (Магический Париж, 2-я часть) — это небольшой фестиваль, собранный в один двухчасовой фильм, состоящий из короткометражек, которые были закуплены на центральных европейских фестивалях. В него войдут лучшие работы на тематику Парижа, любви и романтики. Каждая короткометражка этого фильма индивидуальна и представляет очень интересный многожанровый проект, включающий в себя драму, комедию, приключения и даже мистику. В планах устраивать фестивальные показы фильмов разных стран – своеобразное кино-путешествие по Испании, Франции, Мексике… Главная цель таких кинофестивалей - дать зрителям возможность прочувствовать атмосферу национального кино, понять ментальность другого народа. Мне кажется, это очень интересно.
Скорее всего, в ближайшее время состоится фестиваль испанского кино. Кстати, один такой фестиваль у нас уже проходил, и весьма успешно. Традицию фестивальных показов мы продолжим и в сентябре, когда будем выбирать лучшие арт-хаусные художественные проекты. Это будет около 8-10 фильмов, которые мы в течение недели покажем зрителям, желающим узнать, что такое настоящий арт-хаус.
- Какие перспективы у этого направления кино?
- Перспективы самые замечательные, поскольку сейчас кинорынок насыщен таким не экстримовым кинопродуктом, который можно посмотреть в любом кинозале города. Если уделить внимание арт-хаусному показу, он будет довольно успешным, поскольку все больше зрителей интересуется таким кино. Естественно, и кинопрокатчики не стоят на месте. Особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга, где они задумываются над расширением своих пакетов фильмов, стараются брать для показа кино более известных режиссеров, которое занимает первые места на фестивалях, ньюс-мейкерские работы.
- Какова цена вопроса, связанная с кинопрокатом арт-хауса?
- Если касаться кухни кинопроката, думаю, это должно остаться за кадром. А что касается стоимости билетов на киносеансы, цены весьма доступны. На кинофестивалях действуют абонементы, которые дают возможность значительно дешевле посмотреть все кинофильмы фестиваля.
- За годы работы ваш кинотеатр наверняка изучил кинопредпочтения кировских зрителей? Какие они? Всегда ли удается угадать их интересы и удовлетворить запросы?
- Если фильм качественный, у него очень большой бюджет, он зачастую пользуется популярностью у зрителей. Мы не пропускаем ни одного мультфильма, поскольку их показ – настоящее событие для нашей аудитории. А такие фильмы, как «Трансформеры» и «Гарри Потер», - беспроигрышные варианты, завоевавшие сердца молодежи. Иногда бывает и так: мы выбираем фильм-«темную лошадку», не зная наперед, как он пойдет, и бываем приятно удивлены, когда он пользуется успехом, причем в течение нескольких недель. Например, на фильм «О чем говорят мужчины» изначально мало кто обратил внимание, но до поры до времени, уже на второй неделе показа он начал «работать» лучше, чем на первой, и продолжил собирать полные залы на 3-й и 4-й неделе. Секрет прост – это хорошее, жизненное кино для людей. Я считаю, что в России должны снимать именно такие фильмы: чтобы они нравились в первую очередь зрителям, а не продюсерам и режиссерам, которые их снимают. -
- В чем главный секрет успеха вашего кинотеатра?
- Наш главный секрет очень прост: мы работаем для наших гостей и делаем все возможное, чтобы им было комфортно в нашем кинотеатре - создаем для них определенную атмосферу посредством дизайна, делаем доступными цены на билеты, стараемся угадать интересы и желания наших зрителей, дарим радость и интересный, полезный досуг.