По стенам кабинетов и коридоров висят фотографии в рамках, вокруг просто царит атмосфера творчества. Наверно, так и должен выглядеть Институт дополнительного образования, куда люди приходят учиться тому, что нравится.
«Раньше фотографий было больше, - говорит Любовь Дмитриевна. - Но пришлось снять, потому что в коридорах хулиганят».
Сейчас снимки аккуратно уложены в альбомы.
«Это фотографии, которые сделали предыдущие слушатели наших курсов», - пояснили мне.
Трудно поверить, что художественной фотографии можно обучиться за небольшой промежуток времени. А вот как это сделать, рассказали Владимир Арбузов, преподаватель курсов фотографов «Вятского института дополнительного образования» и Любовь Киселева, заведующая учебной частью Института.
- Раньше мы все «сидели» на отечественной однородной аппаратуре. Но сейчас техники очень много, причем разной. Каждый покупает себе фотоаппарат, соответственный вместимости своего кошелька, и исходя из того, что он собирается снимать.
Если человек собирается делать снимки только в семейный альбом — вполне достаточно компактного фотоаппарата. Тем более, что сейчас разработаны очень продвинутые, с большой разброской зумов - от «широкоугольника» до очень длинного телевика. Так что можно с одно места снимать все.
Если же человек желает выйти из рамок семейного альбома, мечтает участвовать в выставках, конкурсах, то тут нужно думать о более дорогой аппаратуре. Могу посоветовать псевдозеркалки 4/3. У них матрица идет побольше, и оптику можно менять.
И, наконец, тем, кто серьезно заболевает фотографией, а эта болезнь практически не излечима (смеется), он покупает себе зеркальные камеры. Лучше брать известные фирмы и постепенно приобретать оптику. Ведь для разных съемок нужно специальная оптика с различным фокусным расстоянием.
Увлечение фотографией обходится дороже тем, кто выбирает себе определенную направленность. Вот я - фотограф-анималист, поэтому мне приходится покупать дорогие длиннофокусные объективы, чтобы осторожно фотографировать зверей и птиц.
Как я понимаю, нет никакой разницы, с какой аппаратурой человек приходит к Вам на курсы?
- Различие, несомненно, есть. Но исходить нужно из того, что вы желаете получить от этой аппаратуры. Все-таки компактные камеры имеют целый ряд ограничений. Прежде всего из-за того, что у них матрица небольшая, поэтому большие увеличения делать трудно.
Вы расспрашивали слушателей курсов, что они хотят получить от этих курсов?
- Мы даже разработали специальные анкеты. Наши слушатели хотят, прежде всего, научиться снимать портрет, свадебную фотографию, освоить макросъемку. Другие хотят участвовать в выставках, некоторые – даже стать профессиональными фотографами. А кто-то решил освоить жанр рекламной фотографии.
Но большинство все-таки стремятся к тому, чтобы их семейный альбом был оформлен на уровне. Чтобы фотографии было не стыдно показать друзьям, знакомым или родне.
А к чему стремились Вы, когда учились фотографии?
- Я начал фотографировать очень рано, примерно с 10-летнего возраста, а с 14 лет мои снимки уже печали в Кировской правде. Я всю жизнь снимаю Вятский край – и людей, и животных, и природу Кировской области.
Как Вы считаете, за 2 месяца можно научиться профессионально фотографировать или курс – это только начальная база, которую нужно будет еще развивать?
- Конечно, базу получить можно. Я стараюсь дать то, что сам освоил за долгие годы. Но научиться фотографировать, не фотографируя, невозможно.
Сначала я дам теорию, а потом буду «нажимать» на практику, чтобы они как можно больше снимали. А после — мы все вместе будем обсуждать эти работы. Так можно узнать: что такое хорошо, что такое плохо и как сделать лучше.
Любовь Дмитриевна, кто приходит к вам учиться искусству фотографии?
- Приходят от школьников до пенсионеров. Мы не выставляем ограничений в возрасте. Обучаются в основном жители Кирова, потому что занятия идут в вечернее время. Но были слушатели из Кирово-Чепецка, Нижнее-Ивкино, Слободского.
Есть ли особенности в Вашем курсе?
- Кроме фотографий я еще даю основы видеосъемки. В свое время был внештатным корреспондентом на телевидении, вед передачу «Природа и мы» и сам для нее снимал.
Сейчас практически на всех фотоаппаратах есть функция видео. А с ней уже совсем не могут справляться.
Здесь главное правило: в кадре обязательно должно быть действие — люди должны передвигаться, а не камера бегать. Обычно, когда просматриваешь видеозарисовки: где-то ноги попали, где-то без головы человек.
Кроме того, сейчас есть еще промежуточное искусство между фотографией и видео. Это слайдшоу. Когда собираются 50, 30 фотографий, и они по порядку экспонируются под музыку. Зрелище впечатляющее.
А интересно, чем отличается сегодняшний фотограф от того, который был 50 лет назад, когда вы только начинали заниматься фотографией?
- Если у человека заложены способности, то он и 50 лет назад был художником и сейчас им останется.
Раньше мы практически все делали сами: проявляли пленки, печатали фотографии, составляли растворы, сидели в темных комнатах, бултыхались в этих ванночках. Процесс был очень трудоемкий. Поэтому всех фотографов в Кирове можно было пересчитать по пальцам.
Сейчас человек, купивший фотоаппарат, уже считает себя продвинутым фотографом. А все потому, что фотоаппараты очень совершенны, надо только правильно выбрать композиционное решение кадра, момент хороший подождать и нажать на спуск.
Но это ведь не всё. Самое главное, чтобы фотография оставалась в памяти. Она должна быть образной. Сейчас с одной стороны фотографам проще, потому что не надо все делать самому. Но все равно человек снимает разумом, пропускает через себя. Только так могут получиться хорошие фотографии.
Как Вы думаете, насколько кировчане готовы стать фотохудожниками?
- Фотографическая грамотность в Кирове очень низкая. Все страдают общими ошибками. Даже в бытовой фотографии для семейного альбома. Прежде всего, совершенно не представляют себе законы композиции. Часто много пустого места оставляют. Очень плохо используют свет, сюжеты выбирают недостаточно интересные, моменты не умеют подлавливать.
Мы привыкли относиться к фотографии, как к простому зеркальному искусству, то есть человек нажал на кнопку, а на снимке получил то, что видит. Но в действительности все не так. Художественная фотография — это не зеркальное отражения, а вмешательство фотографа.
Настоящие фотографы заранее планируют съемки, выбирают определенный сюжет, освещение, иногда даже выступают в роли режиссера. Одно время даже было течение против постановочной фотографии. Но режиссировать всегда приходится. А если это сделать тонко и правильно, то фотография будет хорошо смотреться.
А есть ли у вятской фотографии традиции?
- В Вятке всегда было много талантливых фотохудожников. А сегодняшние выросли из Вятской школы художественной фотографии. Эти традиции мы стараемся соблюдать, поддерживать и передавать другим.
Вятский стиль фотографии характеризуется реалистичностью с одной стороны, а с другой – очень богатой фантазией.
Любовь Дмитриевна, а чем заканчиваются курсы?
В конце обучения мы всегда устраиваем фотовыставку из работ слушателей прямо в нашем классе. Так можно посмотреть чему научились на курсах.
Есть еще одна традиция. Каждый слушатель старается оставить нам по 2-3 своих фотографии. Они висят у нас на стенах. Уже формируется свой небольшой музей.
Какой документ получают по окончанию?
- Все получают сертификат о том, что они прошли курсы фотографии. С ним уже можно на работу устраиваться. У нас всегда очень хорошие преподаватели (раньше был Сергей Скляров и Александр Карпов, вот сейчас Владимир Арбузов), поэтому нас уже знают. Некоторые рекламные агентства даже предлагают рабочие места нашим фотографам.
Как долго длится обучение?
- Курс идет 2 месяца, занятия 2 раза в неделю по 4 часа в вечернее время. Теория и практика идут параллельно с самого начала обучения.
Что бы вы пожелали нашим читателям? Какой бы совет дали?
Мне хочется, чтобы после обучения вышли настоящие фотографы, влюбленные в это искусство, в свой край, свой народ, чтобы они после окончания участвовали в фотовыставках.