Оксана, что такое речевое развитие ребенка?
Ребенок не рождается со сложившейся речью, но о речевом развитии ребенка нужно задумываться с самого рождения. На первом этапе работы с ребенком логопед смотрит медицинскую книжку и анализирует первые признаки речевой активности ребенка: когда он начал произносить первые звуки, когда произошло гуление. В науке существуют нормы речевого развития детей в каждом возрасте. Если ребенок отстает от общепринятых норм и к полутора годам не заговорил, то родителям стоит задуматься над речевым развитием малыша.
У любого ребенка к двум годам речевой аппарат созревает для того ,чтобы начать говорить, произносить первые слова и строить простые предложения. Мамам стоит помнить о том, что мальчики начинают говорить поздней девочек. Такова физиология развития. Но если ребенок не заговорил к трем годам, то нужно бить тревогу и обратиться к логопеду и неврологу.
Любая мамочка может своему ребенку помочь начать говорить. Для этого существуют специальные развивающие занятия, которые направлены на развитие речи: игры на развитие мелкой моторики, массаж рук, общий массаж, общение с ребенком. С ребенком нужно много разговаривать. Общение не должно ограниченным бытовыми ситуациями. Оно должно развивать словарный запас. У ребенка должен развиваться активный и пассивный словарный запас. Активный словарный запас – это те слова, которые мы используем в повседневной жизни. Пассивный – это тот, который мы можем держать в голове, сложные слова, которые мы не часто употребляем, но можем употреблять. Ребенку нужно обязательно с самого раннего возраста читать литературу, учить составлять рассказы по картинкам, описывать действия, давать разнообразные характеристики предмету. Ребенок будет это впитывать, как губка.
Что такое речевые нарушения?
Речевые нарушения – это случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи). Существует профилактика речевых нарушений. Это дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопед таким образом готовит речевой аппарат.
Речевые нарушения передаются по наследству?
Иногда встречаются наследственные факторы нарушения речи. Например, заикание, которое может передаться от родителей или даже от близких родственников. В целом нарушения речевого развития по наследству передаются редко. У каждого человека свой путь индивидуального развития. Если ребенок к трем годам не заговорил, то к этому спокойно относиться нельзя. Некоторые родители просто не дают заговорить своему ребенку. Они читают мысли ребенка по глазам, исполняют все просьбы и не провоцируют диалог. Ребенок в таких случаях даже не старается говорить.
Какие нарушения речи встречаются чаще всего и какие нарушения наиболее серьезны?
Все нарушения делятся на нарушения устной речи и на нарушения письменной речи. Нарушения письменной речи выявляются у старших дошкольников и школьников. Нарушения устной речи можно выявить с 4 лет. Серьезные нарушения можно выявить в 3 годика. Логопед видит недостатки речи ребенка, направляет к неврологу, который в свою очередь ставит диагноз. После чего уже начинается активная работа ребенка с логопедом.
Самое серьезное нарушение – это общее недоразвитие речи (ОНР), когда у ребенка нарушена речь во всех направлениях. Он и звуки неправильно произносит, и слова подбирает неправильно, и строит предложения с ошибками.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи. Оно происходит на уровне нарушения работы центральной нервной системы либо вследствие повреждений речевого аппарата. В данных случаях работа в тандеме логопеда и невролога помогут ребенку улучшить речевое развитие. У детей с диагнозом дизартрия наблюдаются общие нарушения устной речи, для этого заболевания свойственно:
• очень нечеткое произношение звуков, общая «смазанность» речи;
• слишком тихий или неестественно резкий голос;
• нарушения ритма дыхания во время речи;
• замедление/ускорение темпа речи, отсутствие плавности.
Во многих случаях у ребенка с дизартрией отмечается физическая неловкость, нарушения мелкой моторики (движений кистей рук).
Стертые формы дизартрии – это виды нарушения речи, которые довольно сложно диагностировать: часто страдающий ей ребенок практически не отличается от своих ровесников, а тихий голос и медленную речь родители и педагоги воспринимают как проявление какого-либо качества характера – например, робости. Тем не менее, стертая дизартрия имеет характерные признаки, на которые опытный специалист сразу обратит внимание: например, такие дети не только неразборчиво говорят, «бубнят», но и плохо кушают. Поскольку при дизартрии затруднен процесс жевания, страдающим этим заболеванием детям не нравятся многие твердые разновидности традиционных «лакомств» (корочки от хлеба, цельная свежая морковь, твердые зеленые яблоки), они с неохотой едят мясо. Если взрослые все же принуждают ребенка есть твердую пищу, тот может сделать вид, что жует, а затем просто держать куски еды за щекой.
Алалия - состояние, при котором у ребенка отмечается нормальный слух, но полностью или в значительной мере отсутствует речь. Причина - недоразвитость либо патологии участков головного мозга, ответственных за речевую деятельность.
Это тяжелое нарушение речи подразделяется на алалию сенсорную и моторную. При сенсорном типе заболевания ребенок не в состоянии понимать чужую речь: он слышит звуки, но не воспринимает их смысловую составляющую, подобно тому, как не владеющему иностранным языком человеку иноязычная речь кажется полной бессмыслицей. Дети с моторной алалией не в состоянии овладеть и пользоваться языком, им не дается усвоение звуков, слов, грамматических построений.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Это наиболее частое нарушение речи. В этом случае ребенок не может правильно воспроизвести тот или иной согласный звук – либо несколько, либо практически все. В современной медицине принято именовать разновидности дислалии по названиям, которые звуки носят на греческом языке:
• «р» по-гречески будет «ро», соответственно проблемы с произношение звука «р» определяются как ротацизм;
• ламбдаизмом называют искажения в произношении звука «л» («ламбда»);
• сигмаизм – это неверное воспроизведение шипящих/свистящих звуков («с» – «сигма»);
• тетизм («т» по-гречески «тета») – практически полностью непонятная речь с нарушенным произношением всех согласных и их сочетаний, исключая звук «т».
Заикание – древнейшее нарушение речи у детей и взрослых, характеризующееся сбоями темпа и ритма речи из-за судорог либо спазм, поражающих различные отделы речевого аппарата. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, вынужденно делает большие паузы в речи, повторяет один и тот же слог либо звук.
Можно ли избавиться от заикания?
Часто, когда обращаются с проблемой заикания, родители говорят об испуге или стрессовой ситуации. Но чаще всего проблема заикания возникает на пороге 3-4 лет, когда центральная нервная система очень активно развивается. При этом речевой аппарат ребенка не успевает за развитием речи. Некоторые объясняют это просто: мысли забегают вперед языка. Легко заметить, что дети с заиканием стараются говорить быстро и будто торопятся и задыхаются. Такое заикание может пройти само. Но всё таки родителям необходима консультация логопеда. Бывает заикание вследствие органических нарушений. Но его тоже можно сгладить. Если не игнорировать проблему, то можно избавиться от заикания даже взрослому человеку.
Что делать, если ребенок заговорил рано, но его речь непонятна?
Если ребенок начинает говорить рано, но нечетко и невнятно, то до 4 лет обращаться к логопеду нет необходимости. До этого возраста стоит обращаться к логопеду, если ребенок совсем не заговорил. А если заговорил, но неправильно, то заботливая и внимательная мама может сама корректировать речь ребенка. Игнорировать ошибки нельзя.
Как быть с нарушениями письменной речи?
Нарушения письменной речи наблюдаются в школьном возрасте. Работа логопеда с ребенком с 4 лет предотвращает такие нарушения. Каждый второй родитель слышит от учителя слова о невнимательности, когда ребенок делает так называемые «глупые ошибки» (переставляют буквы в словах, неправильно используют окончания, не дописывают слова). Всё это на самом деле - нарушения письменной речи.
Что такое фонематический слух?
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном звукопроизношении, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.
Чем отличаются дети с нарушениями речи от детей с нормальным развитием речи?
Дети с нарушениями речи отличаются не только явными признаками. Плюсом к заиканию, например, добавляются неуверенность в себе и нерешительность. Если ребенок неправильно говорит, то у него может страдать коммуникация. Он может не дружить с детьми, не участвовать в играх, может страдать самооценка. Ребенок с недостатками речи, как правило, замкнутый и необщительный.
Логопед может помочь в развитии словарного запаса?
Конечно, работа с логопедом способствует накоплению словаря и усвоению грамматики. У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка: он говорит развернутыми фразами, использует сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи. Также ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Другая картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов. Уровень способности к построению предложения низкий. Часто встречаются ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (кошка пушистый, три стул, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят. Над их устранением должны работать логопед и невролог.
Чем опасны нарушения речевого развития у детей?
Посмотрите внимательно вокруг и вы увидите много взрослых людей, которые имеют те или иные нарушения речи. Жить это не мешает, но всё такие они являются недостатками. Если родители заботятся о своем ребенке, то они вовремя заметят нарушение и обратятся к специалисту.
Какова роль логопеда развитии детей?
Занятия логопеда сводятся не только к постановке звуков. Часто родители неправильно понимают роль логопеда. Например, если ребенок не выговаривает букву «Р», то к логопеду иди надо. А если ребенок не может грамотно составить предложение или составить рассказ по картинке, то на это спокойно закрывают глаза. Логопед занимается общим развитием речи, учит ребенка связной речи, учит говорить правильно. Что значит говорить правильно? Это значит правильно сочетать различные части речи, составлять развернутый рассказ по картинке. Получается что логопед адаптирует ребенка в речевом развитии. Если ребенок не может выражать свои мысли, то у него могут быть проблемы не только в общении, но и в обучении в школе. Логопед поможет ребенку развить внимание, память, научит контролировать письменную и устную речь.
Оксана, какие особенности подхода к работе над недостатками речи есть лично у Вас?
Особенность работы любого логопеда – в комплексности. Логопед работает совместно с другими специалистами. Это и терапевт, и невролог, и психолог, и творческий педагог. Я работаю одновременно как логопед и психолог. Это позволяет мне использовать уникальные методики: песочная теропия, арт-терапия, музыка. Каждый малыш индивидуален. Его проблемы не решаются по строго установленному в науке алгоритму. Одинаковые нарушения речи у разных детей могут возникнуть вследствие разных причин, могут по-разному развиваться, поэтому устранять их нужно тоже по-разному. Специалисты студии развития «Ромашка» помогут вашему ребенку излагать мысли ясно, четко и красиво.