"Образованный человек должен отличать Прокофьева от Баха"

Сергея Шишкина представлять не нужно. Вокруг его имени нет столько журналистской суеты и трескотни. О нем не пишут материалы как об известных кировских политиках или артистах. Тем не менее, есть повод сказать ему "спасибо" за проекты, которым он посвящает большую часть своего времени. Но благодарить людей у нас как-то не принято.

Читайте наше интервью с Сергеем Сергеевичем Шишкиным, руководителем культурного центра «Арт-Классика».

 Мы встретились с Сергеем Сергеевичем в его рабочем кабинете. Деятельностью в области искусства и организацией концертных мероприятий он занимается уже шесть лет, вложил эту работу много сил и средств. Войдя в его офис, сразу понимаешь, кто, как говорится, в доме хозяин. Здесь чувствуется особый стиль, который ни с чем не спутаешь: очень лаконичный, но в то же время уютный интерьер, выполненный со вкусом, отстроенный принцип работы, никаких проволочек и ожиданий. Ну разве не приятно ощущать, что тебе здесь рады? Я позволю себе сделать женский комплимент: сам Сергей Сергеевич, как всегда, безупречен. Конечно, внешность может быть обманчива, чаще всего так и происходит, но не в этом случае. Мне всегда импонировали люди, которые четко умеют формулировать свою точку зрения и обосновывать ее. Без демагогии и пространных рассуждений. Именно так отвечал он на все мои вопросы.

- Мне часто задают вопросы о моем образовании. Я всегда говорю, что закончил химический факультет ВятГГУ. И слышу подтекст в словах журналистов: "У вас нет профильного образования. Как же вы занимаетесь вопросами культуры и искусства?" В таких ситуациях мне всегда вспоминаются слова одного очень опытного и мудрого руководителя в сфере общественного питания, которая на подобные вопросы отвечала очень просто и ясно: «Ну и что?». Вы знаете, Бородин писал свою единственную оперу несколько лет. А большую часть своего времени он посвящал преподаванию органической химии в должности профессора Московского университета. Да и сам Александр Порфирьевич считал себя в первую очередь ученым, а только потом музыкантом. В школьные годы я учился в химико-биологическом лицее, одновременно посещал музыкальную школу, активно концертировал в составе скрипичного ансамбля. Впоследствии, когда уже учился в университете, а потом в аспирантуре, так или иначе моя жизнь складывалась между «двух огней»: наукой и музыкой. Я не считаю, что это как-то противоречит друг другу. Другое дело, что когда занятия музыкой и наукой стали переходить из разряда обучения в сферу профессиональной деятельности встал вопрос выбора. В один прекрасный момент стало понятно, что необходимо заниматься чем-то одним, а от чего-то придется отказаться.

Так получилось, что сфера культуры и искусства стала нивой для моей профессиональной деятельности.

А Вы не пробовали совмещать?

Это очень трудно. Да и бессмысленно. Я убежден в том, что, если человек хочет достичь определенных результатов, необходимо отдавать всего себя одному делу. Лично у меня работа занимает большую часть времени. Считаю, что это вполне нормально для людей творческих профессий. Я, например, очень многое впитываю, анализирую из того, что можно увидеть во время командировок по городам России и за рубежом, что можно впоследствии, креативно переработав, использовать в своей работе.

Расскажите о ваших предпочтениях в музыке?

Конечно, это классика. Классика в самом широком смысле. Искусство, проверенное временем. И в этом смысле мне очень повезло: личные предпочтения наилучшим образом совпали с моей работой.

Последние несколько лет я наблюдаю повышение интереса к классическому искусству со стороны кировских импресарио.

В городе стали проходить мероприятия с участием величайших пианистов и скрипачей современности, артистов музыкальных театров. Нужно понимать, что импресарио всегда отражают интересы публики, а, следовательно, на подобные проекты в нашем городе имеется и растет спрос. У любой «попсы» есть скверная черта: она рано или поздно пресыщается. Зритель перестает идентифицировать исполнителя, отличать одного от другого. Как следствие – снижается интерес и зрительский спрос. И мы видим судьбу многих эстрадных проектов. Весьма печальную. Убежден, что и проявления массовой культуры нужны в любом обществе. Я лишь предлагаю расставлять приоритеты в искусстве: что для нас является базовыми  ценностями, а что – приобретенными или навязанными.

Ваши музыкальные предпочтения влияют на работу?  

Только это и влияет. Я все-таки в недавнем прошлом концертирующий музыкант. Музыкант классической школы. И могу сказать, что горжусь этим. У нас замечательная система музыкального образования. В ней работают потрясающие педагоги, они не только прививают ребенку любовь к музыке, но и учат ее понимать, разбираться в ней. Пусть ребенок не станет профессиональным музыкантом, но сохранит любовь к прекрасному. По-моему мнению, знание основополагающих аспектов музыки, должны быть присущи любому образованному человеку. Хотя бы на уровне – отличить Прокофьева от Баха.

Проведите маленький сравнительный анализ: выросла ли популярность классической музыки за последний год?

Сложно сказать… Посещаемость классических концертов может быть отражением популярности классики? Думаю, отчасти - да. Но опыт подсказывает, что интерес публики к конкретному исполнителю не всегда приводит к аншлагу в концертном зале, ведь помимо известности, на успех мероприятия влияет множество факторов. Я бы хотел поговорить о другом. Сейчас быть интеллигентным человеком становится модно.

Показывать свои музыкальные вкусы не только в области эстрадных жанров, но и в классической музыке – престижно.

Собираться на таких концертах – признак хорошего тона. Одно дело, когда ты сталкиваешься со своими друзьями на концерте одной из популярных эстрадных групп, другое дело, когда ты попадаешь на концерт Башмета. Это другой уровень общения, иной дресс-код. Сам статус мероприятия диктует зрителю нормы поведения. И многие соглашаются с этими «правилами игры» на классических концертах. Ведь человеку свойственно стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Вы заметили, что аудитория молодеет?

Есть такая тенденция. Считаю, что это абсолютно естественный процесс: более старшее поколение зрителей уходит, а на их место приходит молодежь.

У вас есть постоянные зрители, которых вы уже знаете в лицо?

Конечно есть! Перед началом концерта я нахожусь в фойе и стараюсь приветствовать всех входящих. Всегда открываю свои концерты. Считаю, что это проявление уважительного отношения к публике. Тем более, что в зале собирается немало людей, которых я лично знаю. В обиходе у нас появился такой термин - «наш зритель».

Вы хотите, чтобы классическая музыка стала массовой?

Я могу с уверенностью сказать, что такого никогда не будет. Этого не стоит и ожидать: у классического искусства и массовой культуры разные цели. Классическая музыка всегда была элитарна, она удел немногих, если хотите. И мне интересно заниматься именно таким искусством.

В чем сложность работы?

Низкий уровень доходов заставляет экономить кировчан буквально на всем, в том числе и на собственном досуге. К сожалению, наш зритель крайне стеснён в финансовых возможностях, и не может себе позволить посещать все хорошие концерты.

Для меня представляется главная сложность в низкой покупательской способности зрителя. Это весьма печальная тема.

Пожелание читателям: Слушать больше хорошей музыки. Если нет возможности посещать концерты, то хотя бы просто слушать дома по утрам, на обеде, в машине, в рабочем кабинете. Уважайте себя и любите близких.

Похожие материалы по теме

Ирина Брежнева: «Мне как раз не хочется, чтобы зритель испытывал сострадание!»

«Театр на Спасской» поставил новый спектакль «Во сне я вижу». Его участниками стали не профессиональные артисты, а слабовидящие дети. Эта постановка — результат взаимодействия многих творческих людей.