Когда-то в нашей стране было множество фотолюбителей. Подавляющее большинство фотографов начинали именно с этого: в кружках, пионерских лагерях многие мальчишки учились фотографии. Они учились делать художественные снимки, приобретали теоретические и практические знания по оптике, фотоаппаратуре, лабораторной технике, работе с фактурой и светом, фотокомпозиции, экспонометрии, цветоведению и цветовоспроизведению, методам получения и обработки информации и т.д. Именно из них, в основном, и вышли нынешние фотографы – профессионалы. Интервью с Александром Воробьевым, самым популярным фотографом города Кирова.
Александр, расскажите, пожалуйста, почему вы стали заниматься фотографией? Что подтолкнуло Вас на это, и когда вы обнаружили у себя такой талант?
Заниматься фотографией я начал в школьные годы. Как и все, наверное. Я много чем занимался: выпиливал, выжигал, фотографировал, танцевал бальные танцы, ходил на классическую борьбу. Много было увлечений, из которых фотография все-таки выжила. А вот талант в себе я ощутил гораздо позже, после рождения своего первого сына – Феди. Мне тогда было около 26 лет. Примерно так.
C каких аппаратов начинали свое искусство? А может, Вы оставили на память какой-нибудь старенький "ФЭД" или есть коллекция раритетов?
Как таковой коллекции у меня нет, но пара старых фотоаппаратов есть. Правда, в силу не какой-то коллекционной привязанности, а в силу того, что мне нравятся вещи из прошлого. Так, например, у меня стоит моторный велосипед 60-х годов.
Просто я себя ощущаю скорее человеком 30, 50-х годов, нежели человеком XXI века.
В чём особенность Вашего стиля? Можете его обозначить?
Чтобы создать что-то особенное, нужно быть либо Моцартом, либо Энштейном. Или одним из тех кто учился вместе с ними. Все остальные, в какой-то степени, являются синтезаторами. То есть они сочетают в себе различные виды искусств или стиля. Я отношусь к числу тех, кто идет не по пути создания чего-то нового. Я просто синтезирую те знания, которые человечество уже наработало годами. Поэтому никаких особенностей своего стиля не могу себе приписать. Все что есть в моей работе – это продукт более талантливых людей этого мира нежели чем я.
Чем бы вы дополнили следующее высказывание: "в фотографии должны присутствовать: сюжет ... что еще?"
Касательно любой фотографии, не только портретной съемки, но и натюрморта, пейзажа. У меня есть целый список того, что должно быть в фотографии. Именно этому я учу ребят на своих фотозанятиях. Весь список я оглашать не буду, потому что это предмет для разговора на целое занятие.
Единственное, что я скажу, что в фотографии должно прослеживаться личное отношение автора к тому, что он снимает.
А сюжет, свет, цвет, композиция – это такие моменты, о которых не надо говорить. Это и так понятно.
Какой он, Ваш первый свадебный альбом? Помните ли Вы свои переживания от работы над первым свадебным альбомом и эмоции той пары, что его получила?
Свадебная съемка занимает в моей работе далеко не главное место. Если посмотреть на фотографию с коммерческой точки зрения, то мне гораздо интереснее фотографировать детей, семьи. А вот с творческой стороны, мне нравятся непопулярные сюжеты. Так сложилось, что в моей работе коммерческая и творческая стороны не пересекаются вообще. Если в творчество я полностью погружаюсь со всеми своими чувствами и ощущениями, то в коммерции – включаю мозги.
Вы делаете частные портретные фотосессии? Какие задачи вы ставите перед собой во время такой работы?
Во – первых, цели передо мной всегда ставит заказчик, а во-вторых, мне нужно понять и представить какой продукт хотят от меня получить. Принцип работы, который я пропагандирую на своих фото курсах, не навредить. Пусть ты не создал шедевр, но по крайне мере, ты человека не расстроил своей работой.
Как бы Вы изобразили на снимках какие понятия как: А) любовь Б) дружба В) предательство Г) вера
Это очень важные и сложные понятия. У меня есть снимки по этим темам, но их лучше смотреть на какой-нибудь очередной выставке. Если бы я был писателем, я бы легко сейчас описал то, что я понимаю под этими словами. А так как я владею лучше изобразительным искусством нежели чем словесным, достаточно посмотреть мои работы и вы все поймете.
Если бы Вам предложили принять участие в таком проекте, а именно: предоставить 5 работ на тему «Достопримечательности нашего города», что бы это были за места и почему?
Есть некоторые места, но они абсолютно не публичны, но именно в них я чувствую себя хорошо. Для меня это как некие энергетические дыры, через которые у меня происходит связь с космосом. Места абсолютно неизвестны. Например, на улице Мельникова рядом с детским садом «Почемучка» есть какой-то кусок земли, в который я захожу и для меня перестает существовать этот мир. Я бы попробовал их сфотографировать, но они с визуальной точки зрения мало привлекательные. С этими местами у меня есть связь, но уже на эмоциональном уровне.
Не могу не спросить: бывает так, что вы гуляете по улице и профессиональным взглядом "ловите" интересные кадры?
Конечно. У любого фотографа есть определенное представление о мире. И не важно, по какому городу идет человек, будь это Париж или Киров. Если вдруг он видит сочетание тех деталей, которые формируют некий образ в его голове, он фотографирует. У всех людей представление о мире разные, поэтому и образны отличаются. Кого-то привлекает луч света, а кого -то разбросанная мусорница.
Сколько часов в сутки ты проводишь без фотоаппарата?
К счастью, я пришел к тому состоянию, что не я ищу сюжет, а сюжет меня ищет.
Что это значит? Многие фотографы со мной согласятся, что иногда ходишь-ходишь с фотоаппаратом в поисках сюжета, а его нет. А как только у тебя его с собой не будет, обязательно что-нибудь появится. Даже те фотографы, которые застали еще пленочный мир скажут, что бывали случаи, что когда заканчивалась пленка в фотоаппарате, и появлялись интересные моменты. Сейчас, если меня зацепляет какой-то сюжет, я только после этого беру фотоаппарат, а не до. А если сюжет ушел от вас, значит просто не судьба.
У вас появлялось желание перейти на другую сторону объектива? Разве жизнь модели не интереснее и проще, нежели фотографа?
Я бываю там постоянно на своих фотокружках, когда надо отрабатывать какие-то приемы. Мои ученики меня фоторафируют. А официальной моделью я был только однажды. Саша Окунев – наш кировский художник, нарисовал первый портрет Путина в 2002-03 годах. Ему нужна была модель для фактуры. В силу того, что мы общались, он пригласил меня попозировать.
Можно ли сказать, что талантлив только тот, чьи работы востребованы и популярны?
Востребованность и популярность для талантливого человека – это счастье
Когда талант обретает некую земную оболочку в виде фотографий, выставок, денег – это счастье. Но никаким образом талант не связан с понятием "признание". Не важно, признан ты или нет, это не критерий талантливости. Если это есть, то хорошо.
Где и как учиться снимать? Тысячи книг, сотни курсов - что из этого нужно, а что нет?
Сложный вопрос. Но я считаю, что сначала нужно пообщаться с человеком, который уже зарекомендовал себя как мастер. Это общение уже повлияет на ваше понимание того, что вы хотите от фотографии. Но обязательно нужно учится, просто необходимо получить теоретические и практические знания. В этом могу помочь я и не только. Например, я нигде не учился. Я занимался самообразованием. К 16 годам я был подкован в теории. Так по жизни самоучкой и шел, но это не значит, что это верный путь. На мой взгляд, если есть возможность получить образование – получайте его.
С кем из легендарных женщин, может, даже из прошлого, хотелось бы поработать?
У меня нет приоритетов. Я считаю, что все люди одинаковы, и не важно кто это будет - известный человек или моя близкая знакомая. Любая известная личность сделана из того же «теста», что и близкий тебе человек.
Если ты мастер, ты получишь удовлетворение не от социального статуса модели, а от конкретных эмоций, действий и сюжетов.
Из истории фотографии
Фотография появилась около 150 лет назад. Первые пятьдесят лет это была очень трудоемкая, дорогая, сложная и не часто встречающаяся операция, распространенная среди богатых чудаков и фанатиков. И только в начале 20-го века фотография стала обретать популярность, но все еще оставаясь дорогим явлением.
Первые фотографы. Кто это? Художники. И любой из фотографов скажет Вам, что законы света, композиции, всю художественную составляющую уже до них изобрели художники. До сих пор человек, понимающий законы композиции, знающий историю искусств, архитектуры значительно лучше строит изображение, при условии знания технической части фотографии. Человек же, который имеет техническое образование, уступает гуманитарию. Для первых же фотохудожников фотография была неким дополнительным инструментом.
Как происходил процесс создания фото? На обычную художественную бумагу художник-фотограф наносил светочувствительный слой и на ней печатал фотографию. Это был совершенно фантастический процесс, результатом которого были изумительные вещи, получить которые другим способом просто невозможно. Во всем мире фотография бурно развивалась. России же все время что-то мешало. Сначала помешала одна война, потом революция, неразбериха в стране, стройки коммунизма, другая война, а после войны опять было не до того.