- Мы, художники, не можем быть простыми туристами, когда попадаем в другие страны. Руки тянутся, как говорится, к перу. Где бы я ни был, везде находил своих иностранных коллег, с которыми вместе ходили на пленэры, общались, тусовались.
Мы встретились в его мастерской. Признаюсь, я была удивлена, увидев мастерскую из 2-х комнат, заваленную множеством эскизов, рисунков, макетов, в которой работает известный кировский художник. Обстановка располагала к приятной, непринужденной беседе. Впрочем, как оказалось, с этим человеком разговор не может быть другим. Невероятно позитивный, энергичный, полный любви к жизни, к тому чем он занимается, Сергей Юрьевич сразу расположил меня к себе. Интеллигентный человек, великолепный рассказчик, в общем судите сами.
- Посещая ваши выставки, я поняла, что вы, как художник, уже выработали свой стиль. Скажите пожалуйста, на чем он основан?
Я не считаю, что мой стиль сложился. Я думаю, что это вообще перманентный процесс, который протекает всю жизнь. Вообще, когда я учу своих учеников, я им говорю, не думайте о стиле. Думайте об образе, что вы хотите сказать, чем хотите поделится. А со временем начнете делать меньше лишних движений, и тогда непременно появится свой собственный стиль. Так называемое "лицо". Например, в акварели я пишу очень разные работы, потому что я постоянно экспериментирую. Но какое-то лицо видимо у меня есть, раз мои работы узнаваемы даже без подписи. Но сформулировать сам себе я это не могу. Могу рассказать только о задачах, которые ставлю перед собой. Работы люблю простые и выразительные!
- Может у вас есть список тем, которые Вы чаще всего затрагиваете в своих картинах?
Чаще всего я обращаюсь к пейзажам. А в последнее время начал обращать внимание и на городской пейзаж. Ну, это в силу традиции, потому что цвет придумать нельзя, цвет можно только увидеть. Согласитесь, что слепому не объяснишь, что такое красный цвет. Это очень трудно, это аксиома, это нужно показать. Поэтому, мы учимся видеть цвет у природы, мы насыщаемся впечатлениями, гармоническими сочетаниями, и только после того, как наступает определенный уровень "насмотренности", мы можем самостоятельно что-то из себя извлекать.
Художники до конца своей жизни учатся у природы.
В связи с этим, пейзаж - главная тема в моих произведениях. Природа всегда готова к вашим услугам, она всегда позирует, она никогда не занята, она все время разная и неповторимая, никогда не надоедает, никогда не жалуется и не требует сделать ее моложе и стройнее. А вообще, я очень люблю портрет. Считаю, что это очень емкий и содержательный жанр. Человек, в моем представлении – это целая вселенная.
За каждым человеком кроется бесконечная содержательность, и мы имеем счастливую возможность сказать портретом даже больше, чем нам дано.
- А перед тем как сделать портрет человека, сколько времени вам нужно с ним пообщаться?
Понять человека невозможно до конца. Необходимо пообщаться с человеком для того, чтобы сложился некий образ, в виде которого будет представлен человек. С одними людьми достаточно пообщаться полчаса, чтобы понять как его лучше изобразить. Ко всему нужно подходить индивидуально. Люди все разные,в искусстве все строем не ходят. Вообще мастерство состоит из правил и абсолютно точного их исполнения, а искусство - из сплошных исключений.
Когда вы себя ощутили художником? Когда по-настоящему увлеклись живописью? Может у вас есть особые вехи становления?
Наверное есть, но я еще не дожил до тех лет, когда люди так обстоятельно рефлексируют в бесконечном анализе прожитого и проделанного. Поэтому я затрудняюсь назвать какие-то определенные вехи. Но наверное, я почувствовал это после окончания средней школы. Хотя задним числом вспоминаю себя, я рисовал всегда. Ходил в музей, постоянно там пропадал. Я даже помнил где какая работа висит, наизусть. А вот стал ли я художником – это большой вопрос. Для меня это очень гордое имя. И я до конца своей жизни я буду сомневаться в этом. Хотя в дипломе у меня тоже красиво написано: "художник". Многие называют меня художником. Я думаю, что это не плохо - сомневаться.
Главное, сомневаться ровно настолько, чтобы двигаться вперед, не теряя уверенности в себе.
- Кого из русских художников Вы можете назвать своими учителями? Может это кто-то из современных писателей и художников?
Тоже очень сложный вопрос. Я вообще не люблю стереотипов, кумиров. Это ограничивает человека. Я считаю,что учиться можно у каждого, даже у самого слабейшего. Но если я посмотрел мастера и не понял его, то первая моя реакция такая – посмотри еще раз. Величайшее исключение, что нечего взять у художника, но бывает. Видимо, я еще не дорос до того, чтобы во всем все видеть. А из мировой художественной культуры мне нравится огромное количество художников. Вот, давняя моя болезнь – это Ганс Гольбейн Младший, из немецкой школы. Недавняя моя болезнь – Ре́мбрандт, потому что я открыл его для себя особым образом, посмотрев подлинники работ в Амстердаме). У меня сейчас идет период открытий. В Варшаве, например, я открываю одних мастеров, в Будапеште – других. Я называю мастеров совершенно разного плана. Рад, что со многими современниками я лично знаком.
В Кирове мне очень нравится творчество Александра Петровича Мочалова, который абсолютно далек от моих личных творческих поисков. Тем не менее он интересен для меня своим языком модерна, который неповторим, самобытен и максимально выразителен. Больше всего в нем меня прельщает глубина тем, которые он поднимает. Мне нравится, например, филигранная тонкость исполнения акварели Татьяны Тимкиной. Максимально выразительные в своей строгой простоте работы Виктора Харлова, народного художника и прекрасного мастера. Это все наши современники, которые живут здесь и сейчас.
Они все мне бесконечно симпатичны. Могу назвать массу других мастеров, с которыми я знаком, но, к сожалению, кировскому зрителю они ничего не скажут. Увы, художник не такая профессия, как шоумен, и аудитория у картин меньше. Время изобразительного искусства как массового осталось в прошлом. Сейчас телевидение , например, сдает свои позиции под ударом Интернета.
- Как влияет на ваше творчество современный стремительный век?
Век влияет на все, потому что мы не можем жить абстрагировано. Мы будем вне контекста своего времени, если изолируемся от действительности. Вопрос в другом: как мы это осмысливаем. Есть ли в нас те вечные начала, заложены они или нет, которые формируют особые отношения независимо от времени. В искусстве есть два направления: можно стать носителем эпохи, опережая свое время. Это направление не так популярно. Художник должен некоторые события сказать первым. Есть вторая линия – говорить о вечном. А это еще труднее. А есть вечные понятия, о которых всегда говорят. Чем дальше, тем труднее об этом говорить. Попробуйте, например, пошутить на политическую тему – легко, а вот создать анекдот на тему любовного треугольника – уже сложнее, потому что все об этом сказано. Вот что значит работать с вечной темой. Мне интересно говорить о красоте, я не устаю этого делать.
- Как вы считаете необходимо ли художественное образование, чтобы добиться больших результатов?
Профессиональное художественное образование – не есть обязательное условие, но желательное. Каждый выбирает для себя. Я думаю, что талантливый человек в любом случае себя проявит, но он сильно рискует пройти тот лишний путь, которого он мог избежать. Времени не всегда может хватить на все, что ты задумал. Учителя не делают нас художниками, они экономят наше время.
- Расскажите о распорядке вашего дня? Сколько времени Вы проводите в мастерской?
У меня нет распорядка. Я живу хаотично, веду спонтанный и нездоровый образ жизни. Встаю я довольно рано. Раньше спал по четыре часа в сутки: ложился за полночь, а вставал: зимой в шесть, а летом в пять утра. В основном, делаю только то, что доставляет мне удовольствие. По сути, я всегда отдыхаю. Сейчас я сплю по 6-7 часов. Обычно мой день начинается в полседьмого утра и до двенадцати ночи.
- Где вы черпаете вдохновение? Может спорт в этом помогает?
Занятия спортом и физкультурой – обязательное условие для успешного занятия любым видом творчества. Сейчас я запустил себя, но у меня довольно богатое спортивное прошлое. Впрочем как у любого знакомого мне художника, которые чего-то добились в этой жизни. Вот, например, Владимир Мулин, который занимался силовой атлетикой. И до сих пор посещает секцию по рукопашному бою. Я в свое время, много времени посвятил лыжным гонкам, классической борьбе, есть разряд по спортивному ориентированию и по зимнему многоборью ГТО. Недавно приезжал Николай Иванович Боровской, первый секретарь Союза художников России. Он в прошлом являлся чемпионом Москвы по боксу в тяжелом весе, мастер спорта. У всех художников присутствует связь со спортом. А у меня сейчас все ограничивается пешими прогулками на природе с семьей.
Источником вдохновения может служить все: любая впечатлившая тебя деталь и умение смотреть на мир внимательно.
Я всегда нахожусь в состояние творческого подъема. Очень тяжело переживаю редкие минуты отсутствия вдохновения. К счастью, это буквально минуты за всю мою жизнь. l Вы очень много путешествуете.
- Есть ли у вас предпочтения? Куда бы вы хотели вернуться?
Я очень мало путешествую по сравнению с другими художниками. Чтобы что-то сказать в творчестве, нужно быть наполненным человеком. Я не прибываю в иллюзии самодостаточности. Самый простой способ стать наполненным: больше видеть интересного и встречаться с разными людьми. Тогда у тебя у самого появляется, что сказать. Смена места, новые впечатления, люди с разным менталитетом… Стремление понять каждого, делает тебя богаче и заставляет ценить свою культуру, потому что ты в ответе за подачу своей культуры перед другими людьми.
Каждый должен развивать свою национальную культуру, а потом обмениваться лучшими ее проявлениями.
Это моя позиция, поэтому я с большим удовольствием путешествую и с ещё большим – возвращаюсь. Я привязан к Вятке, но хочу иметь возможность путешествовать. Страны, которые наложили на меня отпечаток - Австрия, Голландия, Греция. Хотел бы посетить Индию.
- Вы один путешествуете?
Русских художников очень часто приглашают поучаствовать в международных пленэрах. Где организаторы все расходы берут на себя, за то,что художник оставляет в дар две работы из числа созданных во время пребывания. Путешествую, как правило, с друзьями.
- Вы счастливый человек, потому что занимаетесь тем, что вам нравится! Скажите, а может есть какой-нибудь "рецепт счастья"? Что нужно сделать, чтобы почувствовать себя счастливым?
У меня очень мудрая жена. В свое время мы были озабочены вопросом, кем станет наш ребенок. Мне жена говорит: "Какая разница кем он будет, главное,чтобы он умел быть счастливым". Ведь счастье - философская категория, которая зависит от внутренних ощущений. Нет формальных признаков счастья, они видны по состоянию человека. Рецепт в воспитании человека. Это из разряда таких аксиом, которые легче почувствовать, чем объяснить. Мы не даем определение любви, мы просто это понимаем.
Это откровение, которое приходит к каждому индивидуально, как и вера.