В 2005 году из-за снижения нефтедобычи рост производства топлива, по данным МЭРТ, составил всего 1,2%.
Снижение налоговой нагрузки будет стимулировать компании вкладывать средства в нефтепереработку, увеличит предложение на рынке нефтепродуктов и предотвратит рост цен на бензин и горюче-смазочные материалы, уверял депутатов Клепач. Если же эти меры не помогут, заявил Клепач, правительство рассматривает возможность увеличения ставок экспортных пошлин на дизельное топливо и бензин.Правда, сам механизм определения экспортных пошлин менять не предполагается, а могут быть изменены коэффициенты при расчете экспортных пошлин на дизельное топливо и бензин. «Эта мера предлагалась еще в прошлом году», – заметил чиновник, но так и не была введена.Свой вклад в борьбу с ростом цен пообещала внести и Федеральная антимонопольная служба. Замруководителя ФАС Андрей Цыганов напомнил депутатам, что в 2005 году ФАС возбудила 15 дел по фактам ценовых сговоров на бензиновом рынке, а в январе 2006 года – еще несколько. Кроме того, ФАС начала изымать у компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, незаконно полученную в результате сговоров прибыль в пользу бюджета – «десятки миллионов рублей». Такие репрессивные меры должны предостеречь компании от задирания цен, – рассчитывают в ФАС.Надеются в ведомстве и на создание бензиновой биржи и продажу нефтепродуктов из Росрезерва в том случае, если на рынке образуется дефицит.Однако депутаты, судя по всему, не очень-то поверили в обещания правительства. Никаких новых мер по снижению цен на бензин чиновники так и непредложили.Между тем по состоянию на январь и первую декаду февраля 2006 года рост оптовых цен на дизельное топливо в России составил 10%, на бензин – 11%. Эти показатели приближаются к прогнозируемому росту цен за весь 2006 год, был вынужден признать Клепач.
В ФАС признают, что заморозить цены на бензин ведомство не в состоянии. Во-первых, оборот этого продукта не подлежит государственному регулированию. Во-вторых, цены на бензин привязаны к ценам на нефть.«В условиях беспрецедентного роста мировых цен на нефть повышение внутренних цен является объективной рыночной реальностью», – заявил Цыганов депутатам.Утешением может служить лишь то, что цены на бензин внутри России и так на 20–25% ниже мировых. В нефтяных компаниях также не обещают заморозить цены, как это было сделано осенью прошлого года.Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов уже объявил, что цены на бензин в 2006 году в ближайшие 11 месяцев увеличатся на 15–17% – «ровно в соответствии с инфляционными процессами».
Крупнейшие нефтяные компании«ЛУКойл», «ТНК-ВР», «Роснефть», «Татнефть» и «Сургутнефтегаз» 19сентября 2005 года подписали соглашение с Минпромэнерго, в которомобещали не повышать цены на автозаправках до конца 2005 года «внезависимости от динамики нефтяных цен». Эксперты замечали, что тогдамораторий оказался выгоден нефтяникам: он был подписан в момент, когдакончилась уборочная, а вместе с ней – и «горячий» спрос нанефтепродукты. К тому же нефтяники заморозили только розничные цены, аоптовые оставили расти. Это привело к тому, что независимыепроизводители, закупавшие бензин на заводах «пятерки», вынуждены былиработать в убыток.Аналогичные прогнозы «Газета.Ru» получила и в других нефтяныхкомпаниях. «Цены повысятся в пределах инфляционных процессов», –повторил слова Алекперова вице-президент «Русснефти» Эдуард Саркисов.«Конечно, у нас есть собственный анализ динамики роста стоимостибензина, но он предназначен для внутреннего пользования, мы его неопубликовываем», – отказались разглашать сведения в пресс-службеТНК-ВР.Экспертыне сомневаются, что правительство и парламент поддержат инициативуМЭРТ. Однако предложенных правительством экономических мер поувеличению предложения бензина на рынке может оказаться недостаточно,предупреждают эксперты.Экономист инвестиционногобанка «Траст» Евгений Надоршин не сомневается, что государству придетсяпродолжать регулировать цены не только на бензин, но и на другие товарыс помощью административных мер, таких как мораторий, как это случилосьв прошлом году.
Правительство будет вынуждено усилить давление на нефтяныекомпании, поскольку рост цен на топливо оказывает сильное инфляционноедавление на российскую экономику, отмечают эксперты. Однако сдержатьинфляцию будет еще труднее, чем цены на бензин. «Мы сомневается, чтовся нынешняя ситуация с ценами на топливо позволит по итогам годадостигнуть желаемых 8,5% инфляции. По нашим оценкам, если инфляцияокажется ниже 10%, это будет успехом», – подчеркивает Евгений Надоршин.08 ФЕВРАЛЯ 18:58