Россия: мобильники и сотовая связь подорожают

На российском сотовом рынке, приближающемся к насыщению, отмечается заметное снижение темпов роста числа абонентов мобильной связи. Как предсказывают аналитики, эта тенденция может в скором будущем привести к повышению тарифов и стоимости телефонов.

По оценкам аналитиков инвестиционного холдинга "Финам", уровень проникновения (соотношение между количеством проданных SIM-карт и официальными данными по населению) сотовой связи в России в 2005 году достиг 87%. Однако уже с 2006 года прогнозируется заметное снижение темпов роста числа мобильных абонентов. Эксперты прогнозируют, что в 2012 году количество абонентов достигнет 133 млн, а проникновение составит 96%. По предварительным прогнозам "Финама", если число абонентов сотовой связи в России к 2006 году должно было составить 123,68 млн, то к 2011 году их количество достигнет 131,74 млн (уровень проникновения - 95%)."Можно согласиться с аналитиками "Финама": в 2006 году действительно произойдет значительное замедление темпов роста абонентов сотовой связи в России, - рассказала CNews старший консультант IKS-Consulting Оксана Панкратова. - Однако цифра в 133 млн, будет достигнута уже в 2006 году. По нашим оценкам, проникновение SIM-карт в России в этом году превысит 100%". Те же цифры называют и аналитики J\'Son and Partners, отмечая при этом, что, если говорить о реальном проникновении (доле людей, владеющих и активно пользующихся телефоном), то показатель будет в 1,5 раза меньше. По оценкам ИК "Атон", уровень проникновения к 2012 году приблизится к 109% (около 150 млн пользователей).В "Финаме" считают, что в среднесрочной перспективе факторы, обеспечивавшие высокие темпы роста рынка сотовой связи (только за 2005 год проникновение увеличилось с 51% до 87%), снизят свое значение. "Ранее высокие капиталовложения сотовых операторов позволяли играть "эффектом масштаба" на фоне снижающихся цен поставщиков. Это обеспечило расширение зоны покрытия и повышение качества предоставляемых услуг. Однако сейчас стратегия территориальной экспансии в России исчерпала свой потенциал, - отмечает аналитик "Финам" Иван Кабулаев. - Кроме того, в ближайшее время не стоит ожидать дальнейшего снижения тарифов и стоимости телефонов, хотя последний момент и может частично компенсироваться развитием потребительского кредитования, а также ростом доходов населения"."В условиях приближающегося насыщения рынка сотовой связи борьба за новых абонентов прекратится, и тарифы снижать уже будет незачем. Основной упор будет сделан на программы удержания существующих абонентов (путем введения различных бонусов и др.)". - считает г-жа Панкратова."Для снижения цен на телефоны нет пока никаких причин - спрос очень высокий, за новые дорогие трубки абоненты готовы выкладывать приличные деньги. К тому же, крупнейшие производители пока не готовы предлагать на рынок дешевые модели, которые не отличались бы по набору функций и качеству. В обозримом будущем будет наблюдаться рост тарифов в результате новых условий взаимодействия операторов и введения режима CPP (бесплатных входящих звонков)", - поддержала мнение коллеги Елена Баженова, аналитик по телекоммуникациям в ИК "Атон"."Напрямую тарифы снижаться действительно не должны, по крайней мере, сами операторы будут этого всячески избегать. Но будет расти разнообразие тарифных предложений других услуг, предоставляемых за определенную ежемесячную плату. Так что в среднем стоимость 1 минуты будет снижаться и дальше. Что же касается телефонов, то нижняя планка их цены будет и дальше постепенно снижаться, но одновременно и фокус потребительского спроса смещается в сторону более функциональных и дорогих моделей. Так что средняя цена телефона сокращаться не будет, и даже будет несколько увеличиваться", - рассказал аналитик компании J\'Son and Partners Борис Овчинников в беседе с корреспондентом CNews.CNews.ru

Похожие материалы по теме

Акцизы на алкоголь и табак на 2010 год вырастут

Правительство с 2010 года намерено для пополнения доходов бюджета существенно поднять ставки платежей потребителей подакцизных товаров. Максимально, на 15-30 процентов, могут поднять акцизы на спиртное, в меньшей степени - на этиловый спирт, табак и автомобили.