Чем отличаются :: развивающие игрушки

Развивающие игрушки помогают ребенку стать гармонично развитой личностью. Они позволяют улучшить мелкую моторику рук, развивают логическое мышление и раскрывают творческий потенциал малыша. Естественно, одни и те же игрушки не могут одинаково служить детям разных возрастов. Именно поэтому отличаются развивающие игры не только по внешнему виду, но и по возрастной категории.

С самого детства малыша окружает интересный мир, и  все окружающие предметы зовут к исследованиям. Он возводит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что возможно передвинуть. Благодаря этому опыту он познает себя, свои возможности и  ближайшее окружения.

Чуть ли не с появления ребенка родители озабочены тем, чтобы целенаправленно и как можно раньше развивать свое чадо. 

Игра - это уникальное средство воспитания и развития детей, нравящееся всем детям. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка.

В игре дети учатся тому, чего не умеют делать пока в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми.

И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения со стороны взрослого. К категории "развивающие игры" можно отнести все игрушки, стимулирующие самостоятельную и свободную игру ребенка.

Игры развивают в детях внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, соблюдать правила, классифицировать и систематизировать материал, способность предвидеть результаты своих действий.

Если малыш не хочет играть

Вероятно, многие сталкивались с ситуацией, когда ребенок отказывался играть с новой игрушкой. Это связано с тем, что он не может использовать игрушку по ее прямому назначению.

Вы должны обязательно разобраться в проблеме, а не просто заставлять непонимающего малыша играть. Скорее всего, игрушка не соответствует возрасту ребенка.

Например, красивые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками, издающими привлекающие звуки, по-вашему мнению,  должны были понравиться двулетнему ребенку, однако этого не произошло. Это связано с тем, передвигать фигурки по сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.

Поэтому далее рассмотрим игрушки для разных возрастов.

Игрушки для самых маленьких

Развитию восприятия  будет способствовать за отдельными, не теряющимися  среди прочих предметами и действиями. В этом возрасте нужно приобретать подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики, другими словами, первое, что малыш сможет взять в руки.

Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч, который может быть изготовлен из ткани или прозрачной пластмассы с  перекатывающимися внутри шариками. Мяч поможет ребенку в общении, у него разовьются способности принимать и отдавать.

Для социально-личностного развития незаменима кукла, в ней ребенок будет узнавать человека. Для этого нужно усаживать или класть куклу рядом с малышом или подвешивать над кроваткой.

1-4 месяц. У ребенка появляется способность координировать движения рук и глаз, он может и видеть, и касаться какого-либо объекта. Теперь, благодаря восприятию двигающейся погремушки, он начинает понимать, что её можно потрогать и даже ударить, покрутить и т.д. В этом возрасте идет активное самосознание. Специалисты рекомендуют познакомить малыша с его собственным зеркальным отражением.

4-8 месяц. Ребенок осознает причинно-следственные связи. Порадовать его может та игрушка, которая издает звуки, и с которой можно играть (пищалки, звонки; шарики, издающие мелодичный звук при катании).

До 1 года. Дети активно изучают игрушки. Им будут интересны предметы для игр с водой, игрушки самых разнообразных форм, с ручками и без, мячики. 

До 2 лет. Дети начинают осознавать связи между различными предметами и их функциями. Все предметы в окружающем ребенка мире приобретают для него новое значение. Интерес к связи причины и следствия способствует тому, что дети учатся заводить, поворачивать, открывать и т.д. игрушки, чтобы получить какой-то результат: звук, прыжки, стук и прочее.

У двухлетних детей игра становится более сложной, содержательной. К 2 годам дети могут использовать символы, поэтому их игра становится менее зависимой от точных копий предметов. Для имитации реальных предметов дети этого возраста часто используют в своих играх кубики, коробки, палочки и т.п.

2 и 3 годика. Для игр ребенка в этом возрасте нужны пирамидки, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрёшки –3-4 местные, динамические игрушки – клоун акробат, бычок на дощечке.

Пригодятся и вещи, используемые каждый день, а именно, ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчёски и пр. Эти инструменты помогут малышу отработать определённые действий, необходимые малышу в обычной жизни.

Можно разрешить малышу играть с песком, водой, пластилином, это поможет ребенку открыть для себя их качества. В этом процессе зародится познавательный интерес ребенка – поиск и открытие различных свойств и способов действия, сформируется целеустремлённость и настойчивость.

Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы. 

От 3до 7 лет и старше

К уже перечисленным игрушкам могут быть добавлены различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения, например, брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки. Такие предметы могут служить заместителями разных предметов и персонажей.

К простым куклам, можно добавить и пальчиковые куклы и куклы для театра. Мозаики, материалы для лепки, пазлы, аппликации и рисование должны быть использованы для свободного творчества.

Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел.

Счетные столики (Абаки.) Представляют собой платформу с закрепленными на ней вертикально палочками. На них нанизываются различные предметы: кольца, шарики и т.д.Такая игрушка позволяет освоить навыки классификации по различным признакам предмета: форме, цвету, размеру. Помогает освоить азы счета, а тем, кто постарше, закрепить знания по математике. В настоящее время существует огромное множество вариаций подобных игр. Абаки изготавливают в виде каталок, паровозиков, некоторые представляют собой целые игровые центры со сложными и разнообразными функциями. 

Пирамиды. Огромный выбор разноплановых пирамидок позволит подобрать то, что заинтересует даже самого непоседливого малыша. Разные по количеству колец, по цвету, форме, размеру, представляющие собой башни, клоунов, животных – современные пирамиды являются одной из самых популярных развивающих игрушек. 

Вкладыши. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в рамку. Рамки с силуэтами ( прорезями разных форм ) могут быть плоскостными ( в виде планшета ) или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. 

Вкладыши в основание. Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании ) или надевать на специальные штырьки. 

Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти.

Настольные игры. Карточки-«лото», мозайки (эти два вида игр можно давать малышам с 1,5 лет), пазлы, игры-«ходилки» с кубиком и фишками.

Бусы, шнуровки. Это один из самых эффективных методов развития мелкой моторики рук.

Блоки, конструкторы. Блоки и конструкторы строительные - один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа, а в последующем - работе с планом и по воображению.

Блоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей.

Второй вид блоков и конструкторов логических - это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду. Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств - важнейший этап в умственном развитии ребенка.

Игры-тренажеры. Направлены на развитие какого-нибудь конкретного навыка. Речевые тренажеры призваны побудить ребенка к высказыванию.

Тренажеры сенсорно-двигательные развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления.

Игрушки, тормозящие развитие ребенка

Существуют игрушки, не помогающие развитию ребенка, а наоборот, тормозящие его. К ним относятся всевозможные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их основной недостаток заключается в том, что ребенку не нужно думать ни о чем, просто нажав на разные кнопки он получает результат. Однако для развития малыша нужно, чтобы он имел возможность логического мышления и мог сам прослеживать закономерности.

Развивающие игрушки как ничто другое важны для формирования гармоничной личности ребенка. Обязательно учитывайте возрастные отличия таких игрушек. Правильного выбора и удачных покупок!

Шалун, детский игровой зал

  • город Киров, Студенческий проезд, 3а

    Похожие материалы по теме

    Клиника Ассута в Израиле

    Клиника  Ассута в Израиле – возможность пройти лечение у ведущих врачей Израиля.