Искусственное торможение инфляции в конце 2005 года может привести к новому всплеску цен в начале 2006 года
Цены производителей в России за восемь месяцев 2005 года выросли на 12,6%. Об этом сообщил в среду Росстат. Как и в прошлом году, они увеличиваются гораздо быстрее потребительских цен, которые за те же восемь месяцев выросли лишь на 8,3%. Эксперты называют причиной бурного роста цен производителей повышение цен на нефть, которое имеет лишь опосредованное отношение к внутреннему российскому рынку. Но это объясняет разрыв между двумя показателями лишь отчасти. Экономисты указывают, что нынешние попытки властей "заморозить" рост цен на бензин направлены именно на то, чтобы потребительские цены не "догнали" цены производителей. Скорее всего, эта работа увенчается успехом - но продлится он лишь до конца 2005 года. Платить за искусственное торможение инфляции потребителю придется в следующем году. Один лишь "отложенный" рост цен на бензин в 2005 г. обеспечит как минимум лишний процентный пункт инфляции в 2006 г.Эксперты полагают, что цены производителей не "перетекают" полностью на потребительский рынок из-за разницы в конкурентной среде экспортного и внутреннего секторов. "Разрыв между ценами производителей и потребительскими ценами - это скорее наша специфика. В более развитых странах эти величины более соразмерны. А разрыв возникает, как правило, либо при входе в кризис, либо при выходе из него, - сказал RBC daily ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. - Цены производителей приводят либо к росту потребительских цен, либо к снижению рентабельности в производстве или торговле - в зависимости от сектора". Наш экспортный сектор живет "собственной жизнью", ориентируясь на мировой рынок. "Он связан с российским потребительским рынком опосредованно - только через цены на бензин и газ, - отмечает г-н Белоусов. - А сектора, ориентированные на внутренний рынок, вынуждены очень жестко конкурировать с импортом. Поэтому, например, рост цен на сталь приводит скорее к снижению рентабельности в российском автопроме, чем к росту цен производителей автомашин".Причем наиболее быстро растущие цены производителей, как правило, сильнее всего "тянут" за собой потребительские. Так, отмечает Дмитрий Белоусов, быстро и полно на потребительские цены "транслируется" рост цен производителей бензина. Не транслируется рост цен производителей металлов и непродовольственных товаров, поскольку эти сектора конкурируют с импортом. Впрочем, разрыв между ростом цен производителей и потребительскими ценами в этом году оказался несколько меньше. Так, за те же восемь месяцев 2004 года цены производителей выросли на 20,3%, а инфляция составила лишь 7,6%. "В прошлом году разрыв между ценами производителей и потребительскими ценами был велик из-за резкого роста цен на нефть и металлы, поскольку в цены производителей включаются как внутренняя, так и внешняя цена, - сказал RBC daily управляющий директор и главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. - В этом году цены на нефть тоже растут, но уже не такими темпами".По мнению Дмитрия Белоусова, в конечном итоге разрыв между ценами производителей и потребительскими ценами будет сокращаться. "Но пока, в ближайшие три года, ситуация может не измениться, - считает он. - Причина кроется в структурных проблемах, которые быстро не решаются". Кроме того, помешать инфляции "догнать" цены производителей всеми силами пытается правительство. Оно старается сделать так, чтобы наиболее быстро растущие цены производителей как можно дольше не обрушивались на потребителей. "Договоренности, достигнутые между правительством и нефтяными компаниями, ограничивают воздействие именно на потребительские цены, - сказал RBC daily экономист Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослав Лисоволик. - Ведь в августе основной причиной несомненно более высокого, чем ожидалось, роста цен производителей был топливный сектор". Действительно, рост цен производителей полезных ископаемых за январь-август был наибольшим среди всех отраслей и составил 33,9%.Экономисты полагают, что правительству удастся немного защитить потребителей от роста цен на топливо. По прогнозам опрошенных RBC daily экспертов, инфляция в 2005 г. может составить от 11% до 12% при росте цен производителей в 18%. Но удар по потребителям не будет отведен совсем - он будет лишь отсрочен. Борьба с инфляцией объявлена одной из главных политических целей для кабинета - и неудивительно, что правительство пойдет на все, чтобы годовой рост цен был минимальным. Но сжимать инфляционную "пружину" административными мерами до бесконечности невозможно. Рано или поздно властям придется "ослабить хватку", и потребительские цены возьмут реванш. Свидетелями точно такой же ситуации мы стали на рубеже 2004-2005 годов. "В конце 2004 года правительство тоже сдерживало цены на бензин. И как только регулирование было снято в 2005 г., они начали резко расти, - говорит Ярослав Лисоволик. - Нынешние административные меры приведут к тому, что в краткосрочной перспективе влияние ТЭК на потребительские цены будет ограничено, но оно возникнет опять - теперь уже, видимо, в 2006 г.".В 2005 г. цены начали резко расти с самого начала года по нескольким причинам. Сказались не только попытки "прижать" инфляцию в конце 2004 года, но и рост тарифов естественных монополий и ЖКХ. В 2006 г. монополии явно не собираются умерять аппетиты, но их будущий вклад в инфляцию пока неизвестен. А вот во сколько потребителю обойдутся нынешние попытки властей удержать инфляцию в узде, экономисты пытаются оценить уже сейчас. "Доля бензина в потребительской корзине, по методике Госкомстата, составляет 1,5%, - говорит Ярослав Лисоволик. - Если учесть, что цена бензина влияет на цену других товаров, то эта доля достигает 6-7%". По его мнению, если бы цены на бензин не были "заморожены", то до конца года они могли бы вырасти еще приблизительно на 20%. "Получается, что вклад этого отложенного всплеска цен в инфляцию 2006 года составит около 1 процентного пункта", - заключает экономист ОФГ.http://www.rbcdaily.ru/Похожие материалы по теме
Акцизы на алкоголь и табак на 2010 год вырастут
Правительство с 2010 года намерено для пополнения доходов бюджета существенно поднять ставки платежей потребителей подакцизных товаров. Максимально, на 15-30 процентов, могут поднять акцизы на спиртное, в меньшей степени - на этиловый спирт, табак и автомобили.